АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Философия средневековой Европы
Средневековая европейская философия —чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в исто- рии философии, связанный прежде всего с христианством. Хронологически этот период охватывает V—XV вв. (Специ- фику философских проблем и выбор способов их разреше- ния определяют принципы «откровения» и «монотеизма» (единобожия.) Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было про- низано проблемами религии. Философия сознательно ста- вит себя на службу религии. «Философия - служанка бого- словия»· - таково было распространенное мнение образован- ных кругов средневековой Европы. Нельзя забывать и то, что большинство ученых было представителями духовенст- ва, а монастыри являлись очагами культуры и науки. Цер- ковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия могла раз- виваться только с позиции церкви.
Основные проблемы философии в это время имели неповторимый колорит: Сотворен ли мир Богом или су- ществует от века? Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? Каково место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души? Как сочетаются свобода воли человека и божест- венная необходимость? Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединст- ве, троице)? Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит? Как со- относятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?
Уже в постановке проблем видна тенденция средневеко- вой философии к сакрализации (сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой, практиче- ская направленность философии на обоснование правил по- ведения христианина в мире). Кратко специфику типа фи- лософствования средневековья можно определить в следую- щих моментах:
1. Ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективностъ. Библия в глазах ученых и в массовом сознании была самым древним, самым истинным, значимым и подлинным произведением в мире. Кроме того, это была не просто «Книга книг», но боговдохновенное произведе- ние, слово Бога, Завет и тем самым объект веры. Библия стала отправным источником или мерой оценки любых тео- рий философии. Несомненно, что в ней содержались идеи, коренным образом отличавшиеся от языческого мировоззре- ния. Прежде всего это идея единого, уникального Бога, на- ходящегося в запредельном (трансцендентном) мире. Такая концепция исключала многобожие в любом варианте и ут- верждала идею о единой сущности мира.
2. Поскольку Библия понималась как полный свод зако- нов бытия и повелений Бога, особое значение приобретала экзегетика — искусство правильного толкования и разъяс- нения положений Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична» в своих формах. Это означало, что очень много внимания уделялось тексту произведений, спо- собам его толкования. Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Выстроилась сложная иерархия авторитетов, где первое место заняли тексты си- ноптических (совпадающих) Евангелий, затем тексты апо- стольских посланий, библейских пророков, учителей и от- цов церкви и т. д. Текст стал началом и концом любой.фи- лософской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятив- но (текст как основа для собственных размышлений). При этом использовались все достижения формальной логики, в первую очередь аристотелевской. Давление авторитетов по- родило явление «псевдоавторства», когда автор приписы- вал свои тексты либо пророкам «Ветхого завета», либо апо- столам и т. д. для придания особой ценности своего труда в глазах общественности.
3. Философии средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству. Это способствовало об- щей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма
философских трактатов —диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний ученика. Главное качество средневекового учителя —энциклопедич- ность, подкрепляемая виртуозным знанием текста Святого Писания и правил формальной логики Аристотеля для дальнейших выводов из священных книг. В середине века мы часто встречаем произведения в виде «суммы» знаний: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и т. д.
Дидактизм, учительство предполагали предельную иск- ренность в отношениях учителя и ученика. Такая искрен- ность вместе с психологической самоуглубленностью по- рождает новый философский жанр — назидательной испо- веди. Автор с огромной силой убеждения повествует о своем пути от неверия к вере, или от сомнения в отдельных поло- жениях религии к безусловному их принятию. В таких со- чинениях, носящих «утешительный», «душеспасительный» характер, впервые были проанализированы тончайшие ню- ансы человеческой души и зачастую подняты серьезнейшие вопросы морали, онтологии, гносеологии. Примером могут служить «Исповедь» Августина Блаженного (IV—V вв.) или «История моих бедствий» Пьера Абеляра (XII в.). «Утешение философией» Боэция (VI в.), в которых фило- софы обращаются уже ко всему христианскому миру.
В целом философия средневековья была по духу опти- мистична. Она чуждалась античного разъедающего душу скептицизма и агностицизма. Мир не представлялся пости- жимым, устроенным на рациональных основах, историчным (т. е. имеющим начало от сотворения мира и конец в виде Страшного суда). Бог, разумеется, не был постижим сред- ствами интеллекта, но Его указания и пути могли быть по- няты через веру, путем озарения. В результате физическая природа мира, история в отдельных проявлениях, ряд мо- ральных требований постигались умом человека, а религи- озные проблемы — откровением. Соответственно, было и две истины: мирская и божественная (откровения), которые находились в известном симбиозе. «Истинная философия» пользовалась как формами интеллекта, так и интуитивного знания, озарения, божественного откровения. Поскольку «Истинная философия» —это «христианская философия», она обосновывала возможность личного спасения, воскресе- ния из мертвых, конечного торжества истины христианства в космическом масштабе.
При всей внутренней цельности средневековой филосо- фии в ней четко выделяются этапы патристики и схола- стики. Критерии выделения указанных этапов в современ-
ной истории философии разные. Однако четким хронологи- ческим разделом можно считать: I—VI в.— этап патристики, и XI-XV вв.— этап схоластики. Общепринятыми являются в истории философии главные персоналки, представляю- щие высшие точки развития данных этапов. Вершина пат- ристики — Августин Блаженный (354-430 гг.), идеи которо- го определили развитие европейской философии. Фома Ак- винский (1223-1274 гг.) —пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной фи- лософии. На этапе патристики происходит интеллектуаль- ное оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой философские элементы платонизма играют определяющую роль. На этапе схоластики — систе- матическая разработка христианской философии под огром- ным влиянием философского наследия Аристотеля. Догмы- ты церкви приобретают законченную рационально оформ- ленную систему.
Августин Блаженный родился в африканском городе Та- гасте, в семье мелкого собственника. Отец его только в кон- це жизни принял христианство, тогда как мать Моника была ревностной христианкой, сумевшей оказать религиоз- ное влияние на сына. Августин получил достаточно солид- ное по тем временам образование на основе латинского язы- ка. Он преподавал риторику в Тагасте, Карфагене, Милане. Некоторое время увлекается религиозным учением манихе- ев, но уже в 386 г. принимает христианство. Вернувшись в родной город, Августин распродает наследство, отказывает- ся от преподавания и основывает религиозное братство. В 391 г. в Гиппоне (Африка) он был назначен священником, а в 395 г. становится епископом Гиппона. Умер Августин в 430 г. во время осады города вандалами.
Его литературное наследство огромно. Оно содержит труды, направленные против критиков христианства, фило- софско-теологические труды, апологетические сочинения, экзегетические работы. Основными фнлософско-теологиче- скими трудами Августина признаны «О троице» (399--419). «О граде Божьем» (413-427), «Исповедь» (397). В своей философии он опирался на наследие Платона. Главные его философские идеи затрагивают проблемы бытия и времени, движения истории и исторического прогресса, проблему личности человека, его волн и разума перед лицом Бога.
Как ортодоксальный христианин, Августин считает, что Бог сотворил мир из ничего, т. е. Он сотворил не только порядок и устройство в мире, но и саму субстанцию (перво- материю). Бог сотворил и время, которое не существовало
до творца. Сам Бог находится вне времени. Он имеет толь- ко «сегодня». «Сегодня» Бога —это вечность. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее, которые смыкаются в вечности. Он неразрывно связан со временем, рождается и проходит во времени. Само время есть человеческое поня- тие, наш ум имеет способность разлагать события на «до», «сейчас» и «после». Для человека настоящее распадается, по мысли Августина, на «настоящее прошлого» (память), «настоящее настоящего» (созерцание человека), «настоя- щее будущего» (надежда, упование человека). Таким обра- зом, время существует в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает. Тогда время может быть только в голо- ве сотворенного существа. Значит, времени до Бога и акта творения мира не было, что и требовалось доказать. Идея Августина о субъективном времени оказала заметное влия- ние на последующее развитие европейской философии, в частности, на учение Декарта, Мальбранша, Канта и других мыслителей. С этой идеей у Августина связайа и идея исто- рии. История, считал философ, определяется божествен- ным провидением, она имеет направленность, вектор дви- жения. Движение истории выражается течением ее от «зем- ного града» ко «граду Божиему» или от земных языческих царств (образцом которых являлся Рим) к царству Христа, прообразом которого служит христианская церковь. Божий град составляет сейчас малое количество истинно верую- щих, однако в истории заметен прогресс, выражающийся во все большем количестве людей, отвернувшихся от язычест- ва, от земных благ и пришедших к христианству.
Особенно этот процесс усилился после того, как Христос явился миру. История закончится вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека отдельно за грехи. Вне «Града Божиего», «вне церкви» нельзя обрести спасение души. Для последующей филосо- фии огромное значение имела сама постановка Августином вопроса об истории не как о вечном повторении «коловоро- те» явлений, которые бесконечно многообразны и бесконеч- но однообразны (идея античной философии), а как процес- са, имеющего определенный трансцендентный смысл, зна- чение и конечную цель. История прогрессивна. Это выражается в нравственном состоянии христиан, и органи- зации общества по образцу христианской церкви. История движется в борьбе и противоречиях двух градов. Эти идеи Августина получили широкое распространение.
Большое место в философии Августина заняли пробле- мы личности человека, его свободы, воли и разума. Чело- 51
век есть разумная душа, которая пользуется земным телом, говорит Августин. Человек стремится к Богу, потому что в Нем он находит любовь, покой и благодать. К Богу человек идет через механизм познания «разумом» («богопозна- ние»), используя теологию и философию; другой путь к Богу —через веру, проявляющуюся в воле человека. Воля человека позволяет ему подражать в жизни тому, кого он почитает — Христу. Поэтому воля и вера, ведущие человека по жизни, гораздо выше ума, который часто оторван от жизни, склонен к ошибкам, недостоверен. Вера и ее откро- вения не исключают ценностей разумного познания приро- ды, общества и др.
Но вера не вытекает из познания, она —самостоятель- ный высший источник истины. Истину надо искать в Боге, а не в науках. Разум подкрепляет положение веры, но сам истину, найти не может. Истины разума ограничены, непол- ны. Истина же есть благо, любовь к Богу и миру, найти ее можно только сердцем — «влечением сердца», т. е. верой, которая важнее разума. Эллинская мудрость была совер- шенной, однако спасения не давала, так как не имела веры в истинного Бога. Языческие мудрецы не смогли различить добро и зло в мире, следовательно не знали истинной мора- ли. Правда, отмечает Августин, до пришествия Христа, ко- торый снял проклятие Адама с людей, искупив своей смер- тью первородный грех, возможности спасения у них не было. После подвига Христа человеку дана такая возмож- ность, если он направит свою волю к добру, уверует в Бога, отвернется от зла.
Человеческая личность свободна (даже если это раб) вы- бирать между добром, благом и злом. Зло — это недостаток добра. Зло коренится в человеческой природе. Бог не вино- вен в существовании зла. Он творец гармонии добра, благо- дати и любви. Человек в учении Августина не просто «раб Божий», он - личность, связанная с Богом. Человек — подо- бие Бога, значит, может обладать волей, направлять ее во спасение или к отчаянию,- к вере или к безверию, к добру или злу. Признание любого человека личностью (даже ре- бенок впервые понимается как личность), имеющей слож- ную структуру, которая включает моральный и бытийствен- ный аспекты, является прогрессивным достижением фило- софии.Августина. Впервые было четко и ясно сказано об уникальности, ценности и свободе любой личности, ее от- ветственности перед людьми и Богом за свои поступки с по- зиций христианской философии.
С именем Фомы Аквинского (1221-1274) связан широ-
кий комплекс проблем, в центре которых — соотношение ре- лигии и философии, веры и знания. Эти идеи и по сегод- няшний день продолжают определять важное направление современной католической философии. Уже в 1323 г. Фома был провозглашен Папским престолом «святым», а его сис- тема становится официальной философской доктриной рим- ско-католической церкви.
Фома Аквинский принадлежал к одной из наиболее знатных семей Европы, связанной родством с императорами Священной Римской Империи. Фридрих Барбаросса при- ходился ему двоюродным дедом, а император Фридрих II — троюродным братом. С раннего детства Фома обнаружил склонность к монашеской жизни. Вопреки ожесточенному сопротивлению семьи он вступает в доминиканский нищен- ствующий орден. Сначала обучался в университете Неапо- ля, затем прошел курс обучения у Альберта Великого в Кельне. Когда главный магистр доминиканского ордена по- просил выделить талантливого ученика для академической карьеры в Парижском университете, Альберт Великий ука- зал на Фому. Выбор оказался удачным. После пяти лет ра- боты Фома Аквинский уже магистр теологии и глава кафед- ры Парижского университета. В это время он пишет такие, ставшие затем знаменитыми работы, как «Сумма против язычников», «О троице», «О сущем и сущности», «О нача- лах природы» и др.
Затем Фома (по традиции своего ордена) посещает крупные университеты Европы с целью участия в научных дискуссиях, преподавания и того, что можно назвать совре- менным словом — «повышения квалификации». Во время странствий он пишет знаменитую работу — «Сумма теоло- гии» (оказалась неоконченной), а также «О вечности мира», «О единстве теологического интеллекта» и т. д. По пути на заседание Лионского Собора, где он должен был участвовать по велению папы Григория X, Фома Аквинский заболел и скоропостижно скончался.
Фома понимал, что философия Платона, которой придер- живался Августин Блаженный и большинство ученых средне- вековья, в известных условиях могла привести (и приводила) к противопоставлению духа и природы. Здесь дух не просто выше природы, он отрицает природу как злое начало. Учение Платона «Об идеях» порождало не только закономерную мысль о первичности мира идей над природой, но и о ненуж- ности природы вообще. Дух — все, тело — ничто. Небесные тела правят жизнью людей, а «логос» Платона превращался в единый общий разум, в котором сливаются и к которому
стремятся единичные сознания души людей. Такая позиция вела к отрицанию личного бессмертия и к идее переселения душ, что противоречило христианству.
Фома проницательно видел корни подобных представле- ний в философии платонизма. Но критиковать Платона можно было, опираясь на не менее значимый авторитет. По- этому Аквинский обращается к Аристотелю как к первому и наиболее глубокому критику теории идей Платона. Идеи, по словам Аристотеля, существуют в самих вещах, а не вне их. Вещи таковы, какими мы их ощущаем. А логика — это могучий «органон» (орудие) мысли, который позволяет ут- верждать о важности изучения фактов природы. Путем изу- чения фактов, применяя логику и ее законы, мы можем по- знать истину.
Такая позиция и привлекла Фому Аквинского к учению Стагирита. Здравый смысл и апология чувственности в по- знании истины, фактическое признание науки как пути к истине (кроме пути веры),—в этом состоит прогрессивный смысл томизма. Фома утверждал, что человека надо изу- чать всего целиком, т. е. в единстве души и тела. Он гово- рил, что труп (тело) это не человек, но и привидение (дух) тоже не человек. Человек — это личность, а личность ведома Богом к блаженству. Природа — не злое, а доброе начало. Природу создал Бог. Надо жить в реальном мире, в единст- ве с природой и стремиться к земному (а не только к рай- скому) блаженству. И это не противоречит учению Христа, а вытекает из учения, изложенного в Евангелии. Если вера станет слишком неземной — она выдохнется, превратится в нежизненную идею, а христианство переродится в мистику.
Чтобы этого не произошло, вере следует потесниться и дать место разуму с его земным чувственным основанием. Ис- тина не может быть доступна только через откровение и экс- таз. Ведь откровение - это редкость. Простой человек не муд- рствуя верит в Бога и в ценности, им провозглашённые. Но что делать, если мало веры? К Богу и пониманию (ценностей можно прийти.и путем разума. Более того, разум ц вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души чело- века к познанию истины.1 Истина, безусловно, одна — это Христос и его учение. Но к такой истине можно идти двумя путями: путем веры, откровения —короткий непосредствен- ный путь, и путем разума, науки — это длинный путь со мно- гими доказательствами. Поскольку христианская вера истин- ная, то все, что мы познаем в природе, созданной Богом, тоже истина и не противоречит вере. Тогда, утверждает Фома, мы можем сделать следующие обобщающие выводы:
Материальный мир так же священен, как разум, не проти- вопоставлен ему и не является «злым началом». Бог сотворил природу, равно как и все формы бытия. Разум начинает с фактов, ощущений и приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства (начинает с материального и объясняет духовное). Следовательно, разум и наука, опираю- щаяся на факт природы, не противоречат церкви и вере, а те- ология не подменяет философию, науку. Аристотель, как первый реалист, высказавший аналогичные идеи, ближе хри- стианству, чем Платон. Учение Аристотеля, и особенно его силлогистика, могут послужить делу христианства предельно эффективно, обосновав христианскую веру с позиций рацио- нального знания. Философия — это преамбула веры, и она ав- тономна от теологии, ее инструменты и методы имеют свою отличную от теологии значимость и ценности.
Вся философия Фомы начинается с категории бытия, обозначающей все, что есть, и все, что может быть. И это реальное бытие таково, каким оно дано человеку в его чув- ствах. Реально уже само первое ощущение реальности. Ра- зумеется, чувства могут вводить в заблуждение, но мы их корректируем разумом.
Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, од- нако сущее не меняется, оно просто приобретает другие фор- мы. Например, вода становится паром и льдом. По сути это одно и то же, но по форме — различное. И все же нельзя од- новременно быть льдом и паром. Вещи и процессы четко оп- ределены в каждое мгновение, хотя любая вещь пли процесс еще чем-то могут стать. Поэтому полнота бытия включает по- ложение, что вещь есть также и то, чем она может стать. Вещи постоянно изменяются, а значит, они не полны. Однако все вещи -это часть чего-то полного, целого, какой-то пре- дельной полноты бытия.
Такая предельная полнота бытия есть Бог. Бог - конеч- ная реальность, его силы постоянно в действии. Сам Фома считал, что Бог сотворил мир, но допускал мысль о том, что мир безначален и бесконечен. Бог, по его мнению, может сотворить и безначальное и бесконечное во времени и про- странстве, поскольку Бог вне времени и пространства. Со- гласиться с мыслью, что Бог сотворил все из ничего, куда проще, чем допустить, что все родилось из ничего собствен- ными силами. Аквинский выдвигает новые доказательства бытия Бога. Так как мы видим, что все изменяется, движет- ся, стремится к более полному бытию, то логично предполо- жить, что если есть движение, то есть и его цель. В бытии мы воочию видим силу (потенцию), которая стремится до-
стичь некой цели, следовательно, эта цель уже есть, она уже кем-то или чем-то поставлена. Если есть цель и стрем- ление ее достичь, значит, есть и носитель цели. Ведь не бы- вает стремления без стремящегося, как шутки без шутника, как чувства без чувствующего. Кто же может быть носите- лем такой цели, если не Бог?
И наконец, Фома Аквинский по-своему решает ожесточен- ный спор средневековых номиналистов и реалистов о реаль- ности общих понятий: общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона. Общее — в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде. Моменты же об- щего могут быть найдены в любой вещи, так, как вещи при- частны бытию. И то, что единичные вещи есть, т. е. сущест- вуют, связывает их в общее целое. Другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т. е. опять же через Бога), нет. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|