АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Науки и философия об обыденном мире
Повседневный мир исследуется ц описывается в исто- рии, этнографии, культурологии, социологии и философии. Особый пласт специфического изучения повседневности представляют собой бытопнсательская литература и изобра- зительное искусство, выбирающее в качестве объекта изо- бражения, бытовые сценки обыденной жизни.
Историческая наука, восстанавливающая хронологический событийный ряд предшествующих периодов жизни общества, неизбежно обращается к характеристикам повседневности, к описанию конкретной эмпирии, той «плота! и крови», из ко- торой складываются любые события, в том числе исторически значимые и судьбоносные. Правда, та самая «смыслообразую- щая>> активность широких масс, в конечном счете и созидаю- щая данную культуру в ее истории, далеко не всегда попада- ла в сферу внимания историков. В этом отношении новое сло- во принадлежало исторической школе, сложившейся вокруг журнала «Анналы», организованного в 1929 г. Марком Бло- ком и Люсьеном Февром. Особенность данного направления состоит в том, что его сторонники изучали сознание не только выдающихся личностей, оставивших след в истории, но и массовое, присущее так называемому «безмолвствующему большинству» общества. При этом «...подобное исследование не является самоцелью и почти целиком подчинено выясне- нию важной роли этого сознания в функционировании обще- ственной системы в целом»*. Активная роль человека в созда- нии повседневности и истории стала главной темой у авторов «Анналов».
Исследователь, объединивший в себе историка, этнографа и культуролога, прямо обращается к вопросам, как создается в повседневности данная культура? чем живут и дышут сози- дающие ее люди? каковы их нравы, обычаи, воззрения, чая- ния и привычки, страхи и идеалы? При этом акцент может делаться либо на материальной стороне обыденности, на «мире вещей», составляющих социальное пространство, пита- ющих человека, образующих тот интерьер, на фоне которого развертывается жизнь, либо на менталыюсти, системе взгля- дов и переживаний. Ярким примером анализа предметного мира являются работы Фернана Броделя «Материальная ци- вилизация, экономика и капитализм XV — XVII вв.», первая из которых называется «Структуры повседневности: возмож-
* Бессмертный Ю. Л. «Анналы». Переломный этап?//Однсссй. 1091. С. 8.
ное н невозможное» (Ф. Бродель — сподвижник М. Блока, в 40-х гг.— один из директоров журнала «Анналы»). Главы «Структур повседневности» называются: «Хлеб насущный», «Излишнее и обычное: пища и напитки», «Излишнее и обыч- ное: жилище, одежда и мода», «Деньга», «Города» и др. В ином ракурсе освещается повседневность средневековья в книгах А. Я. Гуревича. Так, его работа «Категории средневе- ковой культуры» включает описание и анализ пространствен- ных и темпоральных представлений человека средневековья, его взглядов на богатство и труд, освещает особенности мора- ли и правосознания.
Ставя себе вполне конкретную и ограниченную исследова- тельскую задачу, настоящий культуролог самой логикой из- бранного предмета подвигается к тому, чтобы охватить в сво- ем анализе повседневную жизнь как целое, со всеми ее слож^- нымн хитросплетениями. Ученому приходится вникать в те детали, установки и негласные латентные договоренности, ко- торые существуют между членами данного общества и восп- ринимаются ими как нечто само собой разумеющееся. Обы- денный мир - мир привычек, стереотипов, житейских ак- сиом, в нем велика сфера твыгввореиного (того, что^ вообще не нуждается в выговаривашпг, в оформлении словом).
Важно уяснить скрытые мотивы предпочтений и пережи- ваний, не понятные человеку иной культуры. Об этом пишет известный этнограф и этнолог Маргарет Мид в книге, посвя- щенной исследованию психологии девушек-подростков при- митивных народов·: «Я углубилась в изучение девушек в этом обществе. Я проводила большую часть времени с ними. Я еа<- мым тщательным образом изучила дог>гашнюю обстановку, в которой жили эти девушки-подростки. Я тратила больше вре- мени па игры детей, чем на советы старейшин. Говоря на их языке, питаясь их нищей, сидя на полу, покрытом галькой, босая к скрести» нога, я делала все, чтобы сгладить разницу между нами, сблизиться и понять всех девушек из трех ма- леньких деревень, расположенных на берегу маленького- ост- рова Тау в архипелаге Мануа*. ·
И историк, в большинстве случаев не обладающий воз- можностью прямого контакта с людьми изучаемой эпохи, и культуролог-этнограф, вступающий в прямое общение со своими «подопечными», ставят своей задачей описать по- вседневный мир своей или чужой культуры максимально объективно, хотя сознание самого исследователя неизбежно вмешивается в реконструкцию процесса. Влияние этого со-
* Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 93.
знания следует мягко нивелировать. Культуролог и историк имеют право на свою позицию при интерпретации картины обыденности, но само создание такой картины предполагает некую методологию, помогающую свести к минимуму влия- ние индивидуальности исследователя.
Проблемами соотнесения сознания исследователя и со- знания обычных людей, генерирующего ежеминутно смыс- ловые структуры повседневности, занята феноменологиче- ская социология: Ее интересует, совпадает ли понятийный аппарат обычной социологии, изучающей реалии повседнев- ности, с теми представлениями, которые характерны для массового сознания. К примеру, какой смысл вкладывает в слово «элита» или «лидер» обыденное сознание, и какое — социология? Не создает ли наука свой отдельный мир, ни- чем не напоминающий ту самую повседневность, которую она берется изучать?
Обычная социология, как эмпирическая, так и теорети- ческая, вместе с историей и культурологией стремится дать максимально объективную картину повседневности, пред- ставить жизнь в четких определениях, поддающихся коли- чественной обработке, пригодных для практического опери- рования с данными, так, как если бы найденные наукой ха- рактеристики повседневного мира были материальными, твердыми предметами. Феноменологическая социология, напротив, стремится развенчать представление о повседнев- ности как сфере «четких определений». Она показывает, что все реалии обыденной жизни непрерывно создаются и пересоздаются. Очевидно, можно проследить и то, как именно это происходит, как становится, возникает то или иное представление, характерное для массового сознания и составляющее одну из реалий повседневности. Сложность положения социолога заключается в том, что сам он как бы старается выйти за пределы процесса создания смысловых образований, найти позицию вне их, сыграть роль сторонне- го наблюдателя. В ряде случаев такой подход возможен, но в отношении фундаментальных социально-нравственных или политических представлений совершить это оказывает- ся крайне затруднительным.
Особое место в изучении повседневной реальности занима- ет философия. В отличие от социальных наук и культуроло- гии она не претендует на максимальную объективность, не стремится полностью вырваться за рамки установок повсед- невного сознания, а создает свою версию, или, вернее, свои разнообразные версии, модели того человеческого мира, в ко- тором мы живем. Эти модели сосуществуют друг с другом,
дополняют друг друга, вступают в противоречия, образуют синтез. Современные авторы, толкующие проблемы смысла и цели жизни, значения смерти, важности дружбы и т. д. могут свободно вести полемику или приходить к согласию не толь- ко со своими современниками, но и с философами далекого прошлого: с Платоном, Августином, Гегелем.
Высказывая суждения о повседневности и связанных с ней вопросам, философ ие обязан скрывать свое личност- ное кредо, напротив, он говорит лпчно от себя, даже если его представления претендуют на универсальность.
Философ не ограничен рассмотрением конкретного перио- да истории, локальной культурой или узкими пластом значе- ний, которые он взялся изучать. Поле его творческого поиска — вся история культуры. Здесь юэможны самые разнообраз- ные аналогии, Невероятные сопоставления, свободное переме- щение из глубин истории в сегодняшний день и обратно.
Наконец, размышляя о проблемах повседневности (т. е. о человеческой жизни!), даже самый категоричный философ как бы вкладывает в свой текст приглашение к диалогу. Фи- лософский текст принципиально открыт для полемики, в нем больше вопросов, чем ответов, больше загадок, чем разгадок.
Сфера интересов философов широка и многообразна. В ряде своих разделов философия далека от обыденной дей- ствительности, изучая те пласты реальности, которые, об- разно говоря,' «приподняты» над повседневной жизнью. Так, онтология — теория бытия, взятого в широком смысле слова. Гносеология — теория познания — сосредоточивает свое внимание на тонких механизмах постижения мира и конструирования его образов. Методология призвана обслу- живать теоретическое познание и, соответственно, занята исключительно познавательными процедурами. Логика как часть философского знания выясняет специфику законов мышления. Социальная философия и философия истории анализируют устройство общественного организма и фунда- ментальные законы исторического процесса (или же его принципиальную «беззаконность»).-Что же именно привле- кает философию в эмпирическом повседневном мире?
Думается, это прежде всего проблемы, которые принято называть экзистенциальными, ибо они тесно связаны с пе- реживанием человеком собственного пребывания в мире, своего бытийствования: как жить? зачем жить? стоит ли во- обще жить? существует ли Другая жизнь, ждущая нас после смерти? что значит жить счастливо? Именно экзистенци- альные проблемы, повседневно, решаемые людьми на уров- не обыденного сознания и живого переживания, становятся
в философии предметом специальной рефлексии, професси- онального размышления. Рассмотрим подробнее, каков круг экзистенциальных вопросов, кто обращался к ним в истории философии, на каком языке обсуждается экзистен- циальная проблематика.
3. Повседневность и экзистенциальные проблемы философии
Экзистенциальные проблемы рождаются в ходе повседнев- ной жизни каждой личности, в процессе развертывания инди- видуального бытия. Повседневный мир, предлагающий расту- щему человеку более или менее сбалансированный набор сте- реотипов поведения и восприятия, никогда не обеспечивает полной бесконфликтности развития сознания, не создает пси- хологической «ваты», в которую можно упаковать душу, со- хранив ее тем самым от противоречий и ударов.
Во-первых, сам «набор» установок обыденного сознания включает множество противоречащих друг другу утвержде- ний, ставя индивида перед необходимостью выбора той или иной «максимы» в конкретной ситуации. Во-вторых, жизнь, развиваясь и меняясь, порождает новые ситуащш.не предусмотренные существующей житейской мудростью. Это особенно характерно для переломных эпох, когда ста- рые ценности и культурные установления рушатся, созда- вая нормативно-ценностный хаос, а новые только вызрева- ют в подспудных глубинах массового сознания. В-третьих, каковы бы ни были морально-психологические «выходы», предлагаемые обществом индивиду, он не может принять их без собственного личного прочувствования и осмысления.
Повседневная жизнь — это не только привычное, спо- койное, «накатанное» существование, при котором изо дня в день и из года в год воспроизводятся одни и те же эмоци- онально-нейтральные ритуалы (встал, почистил зубы, по- шел на работу, посмотрел телевизор и т. д.). Это и откры- тия, и потрясения, и разочарования, и восторги. «Высшие точки» нашего бытия, наиболее сильные страсти посещают нас все в том же.повседневном мире, а не в романтическом раю, и не в заоблачных теоретических высях. Именно в рамках самой обыденной повседневности мы оказываемся перед лицом фундаментального выбора, определяющего «быть или не быть», обязывающего нас избрать самих себя (каким быть?). Среди каждодневной суеты приходят вы- сшие жизненные откровения.
Спектр экзистенциальных проблем чрезвычайно широк.
Важнейшая — это сама жизнь, ее онтологическая укоре- ненность в других измерениях действительности, выходя- щих за рамки повседневного мира (Бог, Космос, потусто- роннее). Жизнь, которая складывается как некая судьба, путь, предполагающий вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободного выбора самого человека. Жизнь, которая проходит фазы детства, юности, зрелости и старости, всякий раз принося человеку новые радости и печали.
Жизни противостоит смерти (или продолжает ее?). Это другая экзистенциальная проблема, не сходящая со страниц философских исследований. Смерть это то, что обессмысли- вает жизнь, или же, напротив, то, что придает ей смысл и значение. Смерть пугающая и избавляющая, ненавистная и желанная. Означающая окончательное исчезновение или новое истинное рождение. Темы жизни и смерти ставят воп- рос о человеческом «я». Кто я? Смертен я или бессмертен, множествен или един? Как складывается мое «я»? оно пол- ностью зависит от мира других или обладает потенциями уникальности, индивидуальности, свободы? должен ли я любить самого' себя, и что значит моя любовь к себе в кон- тексте моих отношений с другими?
Коммуникация, межличностное общение - еще одна эк- зистенциальная проблема, тесно переплетающаяся с пробле- мами добра и зла, моральности и аморальности. Могу ли я правильно понять другого человека, и как я воспользуюсь ••этим пониманием? могу ли я сопереживать другому, а он, в свою очередь, мне? вечно ли одиночество, столь тяготящее в наши дни.многих и многих, или же оно преодолимо, что де- лает возможным некое «светлое братство» человеческих душ, дружно живущих без зависти, ненависти и жестокости?
Экзистенциальные проблемы философии — выговорен- ные в словах самые интимные и тонкие человеческие пере- живания, голос отчаяния и голос надежды. Например, страх и стыд — эти «темные» состояния души — много- кратно обсуждались в контексте как религиозных, так и безрелигаозных представлений. Философы часто берутся говорить вслух о том, что люди скрывают от самих себя, стараясь соответствовать некоему социальном] эталону. Од- нако темой экзистенциальной философии, не чурающейся страха и стыда, является также любовь — великая светлая творческая сила, любовь во всех ее проявлениях и ипоста- сях — от влечения полов до любви к Богу и Отечеству.
Одной из ведущих экзистенциальных тем является сво- бода, вопрос о мере человеческих возможностей и тех объ-
ектпвных и субъективных ограничителях, которые стоят на ее пути. Свобода и необходимость, свобода и запрет, свобо- да и ответственность, свобода и долг, свобода и любовь — вот лишь несколько ракурсов, в которых может быть рас- смотрена человеческая свобода, выступающая для цивили- зованного человечества как признанный идеал социального и индивидуального бытия.
Экзистенциальная проблематика, постоянно возникающая в ходе повседневной жизни, всегда интересовала философов. В древности индуистская ведическая традиция органично включала в себя вопросы, связанные с судьбами индивиду- ального «я», его жизни и посмертья, его нравственного пути и пределов свободы. В Европе тему человека впервые поднял Сократ, исследовавший пути к добродетели и возлагавший надежду на спасающую роль знания. В яркой и недвусмыслен- ной форме важнейшая экзистенциальная проблема — счастье - была выражена Эпикуром и впоследствии подробно обсужда- лась поздними стоиками: Сенекой, Марком Аврелием.
Средневековая философия рассматривала экзистенци- альные проблемы в рамках религиозного христианского ми- ровоззрения. Для нее характерны религиозно-нравственный поиск, постановки вопросов богооставленности, н грехе, Христе и дьяволе, о смысле жизни и смерти, о путях добра и зла. Эти вопросы не были абстрактными, они непосредст- венно проецировались на повседневную жизнь. Мир обы- денности, увиденный через Бога, — вот специфика экзи- стенциального поиска средневековья.
Эпоха Возрождения возрождает античную тему человека, предающегося радостям и горестям повседневной жизни без ежеминутной оглядки на потустороннее. Лучшие умы Воз- рождения описывают повседневность как клокочущий вулкан страстей. Предметом экзистенциального анализа выступают алчность, глупость, властолюбие, похоть, страх, смех. Вместе с тем фшюсофы-возрожденцы ставят в полный рост тему че- ловеческого достоинства, которая, к сожалению, во многом забыта авторами последующих поколений. На страницах воз- рожденческой литературы мы встречаемся с человеком дерза- ющим, желающим, действующим, обладающим гордостью и обуянным гордыней - т. ё. с живым «сыном своего време- ни», каким он являлся в своем повседневном бытии.
В Новое время философия надолго отворачивается от индивидуальных экзистенциальных проблем, сосредотачи- вая свое внимание на поисках идеального научного метода, позволяющего проникнуть далеко за рамки повседневного мира, приблизиться к сути вещей, к тем логически строгим
законам, которым буйный обыденный мир почему-то не всегда подчиняется. Однако в этот период рождаются раз- мышления Блеза Паскаля о ничтожестве и величии челове- ка, пристально изучает страсти и аффекты Давид Юм, рас- сказывает своим читателям об индивидуальных нравствен- ных переживаниях и тайных уголках души Ж.-Ж. Руссо.
В XIX в. Л. Фейербах, с одной стороны, и С. Къеркегор, с другой, изучают глубинные внутренние переживания лично- сти, ее страхи и надежды, возможные и диаметрально проти- воположные пути выхода из страхов к любви и гармонии.
Однако наибольшего внимания экзистенциальные про- блемы удостоились в нашем столетии, породившем целое направление экзистенциализма, хотя исследованием по- вседневных смысложизненных переживаний человека зани- маются и другие философские течения.
Работы М. Хайдеггера, X. Ортеги-и-Гассета положили начало обсуждению темы человеческого бытия, которое концентрирует в себе суть мирового бытия, но, тем не менее (а, может быть, именно поэтому) в корне отличается от бы- тия вещей, от отношений вещных, -предметных по своему характеру. Поиск своего истинного «я», судьба, развитие человека во времени — все это экзистенциальные вопросы, активно обсуждаемые в XX в.
М. М. Бахтин и М. Бубер развивали другую экзистенци- альную тему, тесно связанную с первой: восприятие себя и восприятие другого, диалогичность общетш, возможности и пределы понимания. Обе эти темы объединил в своих фило- софских изысканиях Ж.-П. Сартр, выдвинувший на первый план идею абсолютной свободы и абсолютного одиночества человека среди других людей.
Проблема «человек и Бог» поднималась в современной протестантской философии (К. Барт), в христианском персонале (Э. Мунье), в русской философии (Н. Бердя- ев, С. Л. Франк и др.).
Большую роль в разработке экзистенциальной пробле- матики сыграло психоаналитическое направление, образо- вавшее впоследствии ряд синтезов с другими философски- ми концепциями. Философия здесь тесно переплелась с психологией. Особо можно выделить вклад таких авторов, как Э. Фромм и В. Франкл, чьи работы посвящены пробле- мам человеческой свободы, счастья, поиска высших ориен- тиров, способам выхода из моральных и психологических кризисов, столь характерных для людей XX в.
Стоит подчеркнуть, что марксизм, многие годы сущест- вовавший в нашей стране в качестве официальной, единст-
веггно верной философии,'практически не обращался к эк- зистенциальным проблемам. Появившись в XIX в. как мак- росоциологическое учение, он рассматривал общество как объективный, закономерно функционирующий организм, не снисходя до «индивидного» и «индивидуального» уровня его действия. Практически все «экзистенциальные идеи», появившиеся в нашей философии в 70-80-х гг., были заим- ствованы у западноевропейских авторов, ибо сама принятая в советской философии метода не располагала к анализу бытийных переживаний.
Сыграли свою роль и идеологические установки, не поощ- рявшие рассмотрение «упаднической тематики», связанной со смертью, одиночеством, страданием, религиозной верой. Ра- зумеется, это не означало, что в повседневной жизни не было экзистенциальных проблем. Они есть всегда и всегда имеют спектр конкретных решений в массовом сознании. Еще тол- ком не изучен вопрос о том, каковы же были идейные, мо- ральные и психологические механизмы, действовавшие в на- шей стране на протяжении семи десятилетий и помогавшие «среднему человеку» осуществлять свой «экзистенциальный баланс» в условиях фактического запрета религии и практи- ческого отсутствия психологической службы. Впрочем, отно- сительно сегодняшнего дня мы можем задать такой вопрос с неменьшим основанием, ибо переживаемый ныне период ха- рактеризуется еще и тотальным идейно-нравственным упад- ком. Однако это тема другого исследования.
Для философского разговора об экзистенциальных про- блемах нужен определенный язык. Это язык не столько же- стко связанный с· предшествующей философской тради- цией, как тот, которым пользуются для рассмотрения гносе- ологических или логических вопросов. Это язык, легко принимающий в себя наряду с философскими и религиоз- ными терминами понятия психологии, обыденные выраже- ния, образные сравнения, метафоры. Он предполагает сво- бодную, раскованную речь, способную гибко и разносторон- не обрисовать свой текучий и многосложный предмет — экзистенциальные переживания. Чувства и состояния, труд- ноуловимые в слове, должны здесь, тем не менее, обрести свое вербальное воплощение, и поэтому философ вправе прибегать к любым доступным ему выразительным средст- вам, чтобы суметь проанализировать то, что в принципе до конца не выразимо и не разложимо. Такого рода анализ ни- когда не может достичь полноты, и экзистенциальные раз- мышления напоминают движение к горизонту, который по- стоянно отодвигается от нас и все время остается впереди.
Специфика языка предполагает и своеобразную форму исследования. В письменной речи — это жанр эссеистшш, позволяющий автору говорить от себя, не будучи скован- ным внешними канонами. В устной, речи — это лекция-бесе- да, живой обмен мнениями и впечатлениями, активная об- ратная связь. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|