Темы рефератов. 1. Философия Милетской школы
1. Философия Милетской школы.
2. Философия элеатов.
3. Идеализм Платона. Место Платона в истории философии.
4. Философское учение Аристотеля.
5. Философская система Фомы Аквинского.
6. Бэкон и Декарт: сенсуализм и рационализм Нового времени.
7. Материализм и пантеизм Б. Спинозы.
8. Французские материалисты XVIII в.
9. Кант — основоположник классической немецкой философии.
10. Философия Гегеля. Система и метод.
11. Материализм и атеизм Л. Фейербаха.
12. Возникновение философии марксизма. Учение Маркса о человеке и обществе.
13. Феноменология Гуссерля.
14. Русская философия XIX в. Основные идеи и направления.
15. Русская философия «Серебряного века».
16. Проблемы диалектической логики в советской философии.
Глава III
БЫТИЕ
1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия: античность. 2. Проблема бытия в западно-ев- ропейской философии Нового времени. 3. Проблема бытия в русской религиозной философии. 4. XX век: судьба проблемы бытия.
1. Жизненные корни и философский смысл про- блемы бытия: античность
Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы, т. е. близкие по значению. Философия использовала терми-
ны «быть», «бытие» для обозначения не просто существова- ния, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в философии особый смысл, понять кото- рый молено, только обратившись к рассмотрению философ- ской проблематики бытия.
Экзистенциальные предпосылки Парменидовской интуиции бытия.
Впервые этот термин в философию ввел античный фило- соф Парменид (V — IV вв. до н. э.) для обозначения и од- новременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться.как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, глав- ной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Все- ленная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко -и бесформенно, нестабильно; человек потерял жиз- ненную опору. Современный испанский философ Ортега-и- Гассет писал, что тревога и страх, которые наверняка испы- тывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир тра- диций, веру в богов, были несомненно ужасными.
В глубинах человеческого сознания зародилось отчая- ние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надеж- ному. Людям нужна была вера в новую силу. Философий в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась трагедией для человеческого существования (экзистениции), отразила эмоциональный накал и попыта- лась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Но мысли не обычной, посюсторонней о вещах и предметах мира, о по- требностях и нуждах повседневного существания, а абсо- лютной мысли (впоследствии философы назовут ее «чис- той», имея в виду такое содержание мысли, которое не свя- зано с эмпирическим, чувственным опытом людей). Парменид как бы оповестил людей об открытии нм новой силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, а следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчине- но какому-то порядку.
Необходимость Парменид называл Божеством, Прав- дой, провидением, судьбой,.вечным и неуничтожимым. «Все по необходимости»- означало, что заведенный в ми- роздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться; день всегда придет,на смену ночи, солнце
внезапно не потухнет, люди не вымрут все π один пре- красный день и т. д. Другими словами, Парменид посту- лировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существо- вания этого мира и что сам философ называл иногда Бо- жеством, тем, что действительно имеется. А это означа- ло, что для людей нет причин для отчаяния, вызванного крушением устойчивости старого мира
Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной ситуации и способов ее преодоления Парменид и ввел в фи- лософию понятие и проблему «бытия». Сам термин был взят из обычного языка греков, но его содержание получило новое наполнение, не вытекающее из значения глагола «быть» в его повседневном употреблении: быть —существо- вать в наличии. Итак, проблематика бытия явилась свое- образным ответом философии па потребности и запрос эпохи. '
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|