Смысл человеческого существования
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего живет человек? С незапа- мятных времен он занимал человека. Есть, пишет извест- ный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе «Миф о Сизифе», только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное— имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенад- цатью категориями— второстепенно. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомне- ния в существовании такого смысла. Сомнение же предпо- лагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна.
Тогда проблема, как ее сформулировал Камю, состоит в том, «существует ли логика, приемлемая вплоть до самой смерти?» Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изна- чально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом. Для всех трех подходов характерно представле- ние, что жизнь, как она фактически есть, бессмыслена по формуле Екклезиаста:. «Все суета!», само же понимание смысла жизни разнится.
Для первого подхода наиболее характерно религиоз- ное истолкование жизни. Единственное, что делает ос- мысленной жизнь и потому имеет для человека абсолют- ный смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Именно так ответил Христос на вопрос что делать?: «Вот дело Божие, чтобы не веро- вали в Того, Кого Он послал». Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанционально- го добра, усилия жизни с Христом и во Христе. Бог со- творил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его. Эмпирическая жизнь мира бессмыслена, так же, как выдранные из кни- ги клочки страницы бессвязны (С. Л. Франк).
В основе второго подхода лежит секуляризованная ре- лигиозная идея. Человек способен переустроить мир на на-
чалах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предпо- лагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Критики давно заметили, что в рамках этого подхода буду- щее обоготворяется за счет настоящего и прошлого. Про- гресс превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие для оконча- тельной цели— совершенства, могущества и блаженства гря- дущего человечества, в котором никто из нас «не будет иметь удела» (Бердяев).
В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более, из потустороннего мира. В жизни самой по себе во- обще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды опре- деленного смысла. Только мы сами сознательно или стихий- но, намеренно или невольно самими способами нашего бы- тия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. «Только мы и никто другой», пишет в своей книге «Время человеческого бытия» (М., 1987) талантливый философ H. H. Трубников. Уязвимая пята этого подхода— релятивизм и субъективизм.
В заключение следует сказать, что при всей важности вопрос о смысле жизни и тем более о его конструирова- нии по принципу «делать жизнь с кого? С товарища Дзержинского» не должен быть абсолютизирован, ибо он способен поработить человека при помощи общих идей, подменить «драму жизни» «логикой жизни», вно- симой в эту жизнь извне.
Рекомендуемая литература
1. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
2. Рыоиз М. Эволюционная этика: Здоровая перспектива или оконча- тельное одряхле!!не?//Вопросы философии. 1989. >й 8.
3. Сартр Ж. П. Экзистенциализм- это гуманизм.— Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Ж. П. Сартр. М., 1989.
4. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
5. Человек.'Мыслители прошлого π настоящего о его жизни, смерти π бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. М., 1991.
6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. М., 1995.
7. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
8. Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д. 1984.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблема- тике?
2. Почему многие философы гойорят о человеке как тайне?
3. Какие вы знаете основные черты господствующего понимания челове- ка в эпохи античности, средневековья и в Новое время?
4. Какова роль деятелыюстной парадигмы в понимании человека?
6. Каково содержание понятия антропосоциогенеэа? Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?
7. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в че- ловеке? Какие решения этой проблемы вы знаете? 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|