АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Культура - предмет философского рассмотрения
2. Человеке мире культуры. 3. Роль понятия культуры и цивилизации в познании общества. 4. Восток -> За- пад - Россия: цивилизационные типы.
1. Культура - предмет философского рассмотрения
Слово культура — одно из наиболее популярных в рас- суждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многое науки — история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Это приводит u к отказу от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысле- ния культуры как единственно верного, и к выделению и сис- тематизации наиболее распространенных и перспективных в на- учном н практическом отношениях точек зрения на культуру.
В основе становления понятия «культура» лежит по- требность в теоретическом осмыслении существенных сдви- гов в общественном бытии человека, которые начались в Новое время и вызвали глубокие изменения в отношении
человека к природе, обществу, самому себе. Впервые пред- метом философского изучения становится культура как одна из центральных категорий просветительской «филосо- фии истории»· (Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Вико, Гердер), занимающейся интерпретацией исторического процесса и исторического познания.
Идея культуры выражала степень развитости разумного начала, поступательного Исторического развития, воплощен- ного в религии, науке, искусстве, праве, морали как объекти- вациях разума. Кроме того, формируется целостное понима- ние культуры, рассматриваемой как развитие способностей ума (Гердер), проводится различие между культурой умения'как цивилизованностью и культурой воспитания как нравственно- стью (Кант). Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия, философия (наука) в качестве раз- личных форм самопознания разума, в виде духа народа, тво- рящего историю и формирующего своего рода «лики» культу- ры. В целом немецкая классическая философия рассматрива- ла культуру как прогресс морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознаний. Эта философия отождествляла культуру с формами духовного и политическо- го саморазвития человека и общества, исходя из признания множества типов и форм культуры, располагающихся в опре- деленной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.
В «философии жизни»· дух, рассматриваемый как суб- станция культуры, был истолкован как проявление целост- ности, организации психической жизни, мировоззрения, а не разума, поэтому явления культуры с точки зрения этой философии требуют особого типа постижения — психоло- гического понимания (Дильтей). На этой основе формиру- ются представления о культуре как о механизме социально- го подавления бессознательных психических процессов (Фрейд), об исторической самобытности и локальности культур, каждая из которых обладает особым менталите- том, «душевным настроем» жизни.
«Философия культуры» (этот термин в начале XIX в. ввел немецкий романтик А. Мюллер) как относительно са- мостоятельная область философии стремилась синтезиро- вать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни. Основным для философии культуры явился вопрос о существовании культурных универсалей, могущих служить основанием для осмысления сфер культу- ры, ее судьбы. В качестве таких универсалей как норм культуротворчества, могущих служить основанием для фи-
лософского осмысления как культуры в целом, так и ее от- дельных проявлений, рассматривались:
1) общезначимые временные ценности — логические, эсте- тические, нравственные (Виндельбанд, Риккерт);2) логиче- ские основания различных сфер культуры (Коген, Наторп); 3) символополагающая деятельность как субстанциональная основа всех сфер культуры, понимания явлений культуры как символических форм (Кассирер); 4)· универсальные структуры ценностного сознания (Щелер); 5) представления о психобиологическом единстве человечества (Юнг); 6) идеи об осевой изначальности смысла культуры, по отношению к которому смыслы всех ее последующих разновидностей явля- ются своего рода частными шифрами (Ясперс).
Следует отметить, что вне философии существуют тен- денции, связанные с отрицанием существования универса- лен культуры. Так, кулыпурантропология выделяет явле- ния культуры путем простого перечисления ее отдельных элементов (прежде всего — обрядов, традиций, обычаев), не ставя задачи установления как внутреннего единства этих элементов, так и связи культуры в целом с другими явлениями общественной жизни (Тайлор).
В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели культуры. «Натуралистиче- ская»· модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Натура- лизм превращает культуру в одно из звеньев природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естествен- ного человека». Именно благодаря культуре человек не ис- ключается из природы, а образует высшее звено в ее разви- тии, обосновывает идеалы разумного человека из его естест- венных потребностей. Французские просветители заменили понятие «культура» понятием «цивилизация», лишили культуру категориального статуса, свели ее к естественным механизмам человеческого поведения, или судьбам обще- ства, нации. Немецкие просветители в центр своего внима- ния ставили нравственное воспитание, связывали понятие «культура» с личностным развитием человека, тогда как «цивилизация» отождествлялась ими с социально-полити- ческой жизнью людей.
В XIX в. завершается формирование так называемой «классической» модели культуры. Она является своего рода результатом освобождения человека от жестокой зави- симости от природного и божественного миров. В этой мо- дели человек — субъект культуры - выступает как разум-
ное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.
Классическая модель характерна жестким разделением объ- екта и субъекта познания, предметом которого выступает над- ындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В -основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма.
Следует отметить, что классическая модель в философ- ском отношении идеалистична, ибо главной, существенной, определяющей сферой развития человека является духов- ное творчество. Культура выступает чисто духовным обра- зованием, обусловленным актами трансцендирующего из са- μθγο себя сознания. Классический идеализм как в его субъ- ективной (Кант: культура есть субъективное состояние и устремление личности), так и объективной (Гегель: культу- ра — этап развития абсолютного духа) интерпретациях не есть вульгарное неприятие предметных форм человеческой деятельности, это своего рода замещение данных форм ду- ховной предметностью.
Отождествление культуры с духовными образованиями в дальнейшем привело к неудовлетворенности классической Моделью, к ее критике за умозрительность, неспособность дать объяснение фактическому материалу, получаемому в эмпирических исследованиях конкретных форм культуры. Но накопление эмпирического материала о различных культурах вновь поставило исследователей перед необходи- мостью его теоретического осмысления, восприятия этого материала как принадлежащего именно культуре. Эта необ- ходимость и привела к созданию культурологии как отно- сительно самостоятельной системы знания о культуре.
В марксистской философии классическая модель культу- ры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и про- свещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего — материальных) для всестороннего и целостного развития человека. Эта трактовка основана на том, что культура может быть понята не из себя самой, а только в связи с обществом, с трудом, что культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс чело- веческой деятельности. (По мнению одного из горьковс'ких героев — Варавки — культура — это... любовь к труду, но такая же неукротимо жадная, как и любовь к женщине».
Такая интерпретация классической модели во многом преодолела ее недостатки, позволила сохранить специфику и потенциал философского анализа культуры в конкурен-
дни с ее рассмотрением другими науками, с попыткой пре- одолеть разрыв спекулятивных исследований культуры и ее эмпирической базы, предпринятой в русле культурологии.
Философия культуры всегда решала проблему, что есть культура в целом. Но в XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели не удается преодолеть трудности ра- ционалистического познания культуры (что привело к рос- ту нррацноналистических тенденций в философии в це- лом). Стали ясны несостоятельность претензий на строгую научную объективность в изучении культуры, необходи- мость учета переживаний, смыслов, толкований, интересов в ее понимании. Напрашивался вывод, что знание о культу- ре должно формироваться в единстве с самосознанием исс- ледователя культуры, его самоидентификацией.
Следует также отметить, что кризис классической модели был вызван не только ее недостаточной методологической эф- фективностью, но и тем обстоятельством, что данная модель воплощала идеологию европоцентризма: неевропейские фор- мы культуры воспринимались как недоразвитые, неполноцен- ные, уступающие западноевропейской вследствие отсутствия в них многих традиционных ценностей.
Бурное расширение контактов с неевропейскими культу- рами, кризис колониализма, углубление исследований сущ- ности культуры, сомнения в линейной прогрессивности ее развития, относительная самостоятельность культур — все эти факторы способствовали появлению идеи равноценно- сти всего многообразия культур, их локального существова- ния и цикличного временного развития (Шпенглер). Расту- щий интерес вызывают представления о так называемом «диалоге культур*·, о невозможности понять природу любой культуры без ее сопоставления с иными, о важности взаи- мопонимания людей разных культур.
Все' это привело к появлению других моделей культуры. Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реально- сти, взаимодействующие между собой и воспринимаемые че- ловеком в процессе переживания, а не рационального осмыс- ления своего бытия. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности, «темности»· мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека, тенденции нежелательности упорядоченного моделирования мира.
Классическая и модернистская модели основаны на воз- можности абсолютного субъекта познания и воспроизводст- ва культурной реальности.
Постмодернистская такую возможность отвергает. В онтологическом плане эта модель связана с осмыслением того обстоятельства, что мир как бы противится воздейст- вию иа него человека, что порядок вещей «мстит» нашим попыткам его творчески преобразовать, перевести из «нера- зумного» состояния в «разумное» (классическая модель культуры). Скептическое отстранение от установки на пре- образование мира влечет за собой отказ от попыток его сис- тематизации: мир не только не поддается человеческим уси- лиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы (Бодрийар). Распадается субъект культуры как центр сис- темы представлений о мире, формируется новый тип фило- софского осмысления культуры — философствования без субъекта. В отличие от классической, постмодернистская модель отказывает в универсальности представлений о сво- димости всех проявлений культуры и какой-то первооснове, обращает внимание на их самодостаточность.
Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полу- ченное с помощью формально-логической процедуры причис- ления к роду или выделения совокупности признаков. Поэто- му определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культу- ры. Можно выделить ряд достаточно разработанных в зару- бежной и отечественной науке подходов к осмыслению фено- мена культуры.
Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно на- звать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зре- ния сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает своего рода итогом всего многооб- разия деятельности человека, как совокупность материаль- ных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного орга- низма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предмет- ный мир, взятый под углом зрения его значения для чело- века. Этот подход выступает как реализация субъектно-объ- ективных отношений. Его главные проблемы — понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.
В деятельном подходе культура выступает специфиче- ским способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся про- цесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного опре-
деления культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно — к че- ловеческой деятельности как подлинной субстанции челове- ческой природы.
Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внеби- ологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется актиность лю- дей в обществе» (Э. Маркарян). Другими словами, культура выступает как «способ деятельности» (В. Давидович, Ю. Жданов), «технологический контекст деятельности» (3. Фай- нбург), что придает человеческой активности внутреннюю це- лостность ή особого рода направленность. Тем самым культу- ра есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, она понимается как «технология произ- водства и воспроизводства человека li общества», своего рода «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активно- сти человека, механизм адаптации и самодетерминации лич- ности в обществе. Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебнологиче- скими выработанными и социально закрепленными средства- ми и механизмами, образующими культуру. С этой точки зре- ния она и выступает как своего рода «технология» человече- ской деятельности.
При семиотическом подходе культура фиксируется в ка- честве ее сущностной характеристики: внебиологическнй знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод как знаково закрепленную совокупность деятель- постных схем, обеспечивающих социальное наследование (М. Петров). Здесь подчеркивается, что, поскольку культу- ра является общественным образованием, принципиально валено для ее понимания рассмотрения роли знаковых сис- тем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наибо- лее доступны для изучения. Тем самым культура имеет сим- волически коммуникационную природу.
При структуралистском подходе культура рассматрива- ется как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» - носителей ценностных отношений, регулирую- щих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тек- сты, символы и т. п.), но без учета личного фактора.
При «социологическом» подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую це-
34S
лостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных ин- ститутов и подсистем культуры (материальной, политиче- ской, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной· системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы по- ведения людей в обществе.
В ряде концепций подчеркивается роль культуры как источника информации в единстве с ее обработкой, ин- терпретацией и трансляцией. Культура рассматривается и как механизм передачи социального опыта, отличный от докультурного (узуального). Существуют Представле- ния об определяющей роли игры как источника культуры (Хейзинга).
При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистическнх концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс воспроизводства че- ловека во всем богатстве его свойств н потребностей, уни- версальности. Культура, таким образом, есть процесс сози- дания человеком своей родовой сущности, мера человече- ского в человеке.
Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каж- дом из них обращено внимание на существенную сторону культуры. Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней. Вместе с тем сохраняется потребность в формировании обобщенного понимания культуры, которое возможно в рус- ле философской рефлексии.
Итак, философия изучает культуру не как особый объ- ект, подлежащий исследованию наряду с природой, обще- ством, человеком, а как всеобщую характеристику мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универ- сальности человеческого развития. Для философа способ- ность мира как бы «излучать» из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры. С точки зрения философии, культура есть весь мир, в котором человек на- ходит себя. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|