АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Роль науки в развитии техники
Понятие «техника» во всем многообразии определений всегда опиралось на греческое понимание техники как искус- ства, мастерства, умения. В античности под техникой понима- лись и внутренняя способность человека к созидательной дея- тельности, и законы самой этой деятельности, и, наконец, ме- ханизмы, способные помочь человеку осуществить акт продуктивной деятельности. Иными словами, необходимо подчеркнуть связь предметов деятельности и самих ее субъек- тов, причем связь эта.не внешняя, где орудиям отводится вспомогательная роль, а на уровне сущности акта продуктив- ной деятельности. Логика последней продолжается в логике структуры и функции орудия.
Следующей характеристикой техники будет ее социальная сущность. Индивидуальные орудия труда нельзя отнести к технике в полном смысле этого слова. Бесспорно, что в эпохи штучного производства существовали, и не в малом количест- ве, орудия труда. Но они сами были произведением искусст- ва, штучными, в них отражалась логика создателя, его инди- видуальная особенность работать. В этом случае социальный характер орудию придавался тем, что при его создании ис- пользовались знания и умения, выработанные человечеством, а также таким' фактором, как использование орудия труда для создания социально значимого продукта.
Со времени превращения науки в непосредственную про- изводительную силу человечество ставит на поток произ- водство орз'дий труда, создается система искусственных ор- ганов деятельности общества. В этой системе опредмечнва- ются коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и использовании сил природы. Со време- ни машинного производства орудий труда можно говорить о формировании системы техники. В то же время эту систему можно рассматривать, только'включив в нее человека, по
логике которого может техника действовать, π благодаря потребностям которого сама техника и существует.
Систему «человек - техника» принято относить к про- изводительным силам общества. С тех пор как производст- во приняло массовый характер, в данную систему прихо- дится добавлять еще один очень важный компонент — при- роду, позже - всю окружающую среду. Человек создает технику по законам природы, использует природный мате- риал для создания продуктов труда, и, в конечном итоге, продукты деятельности человека сами становятся элемента- ми окружающей среды. В настоящее время последняя фор- мируется человеком целенаправлено по логике его потреб- ностей. Таким образом, в современном понимании техника мошет быть представлена как элемент системы, который не- сет на себе отпечаток закономерностей всей системы.
Теперь обратимся к функциональному рассмотрению техники по отраслям производства, а далее — с точки зре- ния ее активных и пассивных проявлений. Пассивная тех- ника включает в себя производственные помещения, соору- жения, средства связи (дороги, каналы, мосты и дрГ),i сред- ства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и т. д.). Активная техника включает орудия труда (как ручного, так и умственного), обеспечива- ющие жизнедеятельность человека (например, протезы), анпараты управления производственными и социально-эко- номическими процессами.
В истории техники можно выделить ряд этапов. В.современ- ной философской и социологической литературе принято свя- зывать переход от одного этапа к другому с передачей от чело- века к техническим орудиям определенных функций, с новыми способами соединения человека и технических средств. Разви- тие техники совершается не только через передачу человеком орудиям определенных технологических функций, но и путем превращения процессов природы в технологические процес- сы. В этой ситуации, как метко заметил М. Хайдегтер, раньше Рейн кормил людей и выступал одновременно объектом эсте- тического чувства, сегодня же Рейн видится лишь производст- венным объектом, поскольку его главными задачами являются судоходство и поставка электроэнергии.
Развитие современной техники в первую очередь зави- сши от развития науки. Технические новшества базируют- ся на развитии научно-теоретических знаний. Но здесь оче- видна диалектика основания и обоснованного. Техника, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи. Уровень развития современного общества определяют развитие nay- SOS
ки и техники, которые являются показателем зрелости и ро- ста производительных сил. Нынешний этап научно-техни- ческого прогресса с функционально-производственной точ- ки зрения можно охарактеризовать следующим образом: на- ука превращается в ведущую сферу развития общественного производства; происходит качественное преобразование всех элементов производительных сил — производителя, орудия, предмета труда; осуществляется интенсификация производ- ства в плане использования новых, более эффективных ви- дов сырья и его обработки, снижение трудоемкости за счет автоматизации и компьютеризации, повышения роли ин- формации через развитие средств коммуникации и др.
С социальной точки зрения современное научно-техниче- ское развитие рождает потребность в высоком общеобразова- тельном уровне, в высоком-уровне специального образования, в необходимости координации научных усилий на междуна- родном уровне, поскольку затраты на научные исследования столь велики, что позволить себе роскошь вести их в одиноч- ку могут себе немногие. Но часто такие исследования бес- смысленны, поскольку очень быстро их результаты массово тиражируются и не могут служить для авторов долгосрочным источником сверхприбылей. Автоматизация и кибернетизация высвобождает и время работников и саму рабочую силу. По- является новый вид производства — индустрия досуга.
С общественно-функциональной точки зрения современ- ный этап научно-технического прогресса означает создание нового базиса производства, новых его технологий, но в' то же время главной системой производства по-прежнему оста- ется система «человек —техника —окружающая среда». Мы уже отметили основные изменения, характерные для техники, теперь следует сказать об изменениях во всей про- изводственно-социальной системе, характерной для настоя- щего этапа общественного развития.
Длительное Бремя вклад техники в цивилизацию не дис- кутировался. Техника и научно-технический прогресс явля- лись в сознании людей несомненными достижениями чело- веческого разума. Столь явная прагматическая оценка этих социальных явлений как бы отталкивали философию от об- суждения данных проблем, поскольку бесспорное благо не должно порождать философских вопросов. Зато художест- венное восприятие техники и научно-технического прогрес- са не выглядело столь благостным, и здесь, на наш взгляд, интуиция опередила рациональное осмысление. Какие кон- кретные социальные вопросы породили философское ос- мысление этих явлений?
Идея бесконечного прогресса в развитии цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования челове- ка, связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных продуктов прогресса на экологию Земли и многое другое. Научные достижения всегда несут на себе печать положи- тельной оценки в силу своего происхождения, но они ока- зываются включенными в контекст сложнейших и, зача- стую, противоречивых социальных процессов. В таком кон- тексте традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для человечества нуждается в глубоком и всестороннем осмыслении.
Известный современный исследователь из Дортмундско- го университета (ФРГ) Фридрих Рапп предлагает выделить следующие основные направления в изучении философии техники: 1) исследования в области истории техники и ее отношения к культуре; 2) социологическое рассмотрение всеобщего характера современной техники и труда; 3) экзи- стенциальный подход к анализу труда, деятельности, соци- альной и политической активности; 4) выявление особенно- стей дихотомии огранического мира и технического мира с позиций эпистемолопш; 5) анализ проблем управления в будущем индустриальном обществе и соотношения техники и общечеловеческих ценностей.
Можно смело сказать, что философские вопросы затра- гивают сегодня самый широкий спектор бытия техники, концентрируются, в основном, на двух направлениях: тех- ника и практическая деятельность человека, и социальные проблемы техники и научно-технического прогресса. Задача философии техники состоит также в том, чтобы исследовать взаимозависимость инженерного и социального аспектов со- временной техники, показать ее всеобъемлющий характер, эвристическую и прикладную ее функции.
Современное производство превращает природу в рабочее место человека, природные процессы становятся управляемы- ми, им могут быть заранее заданы определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в технологические процес- сы. Здесь таится огромная опасность для человечества: созда- вая новую систему «человек - техника - окружающая при- рода», оно скорее руководствовалось волей, чем разумом. Корни экологических неудач лежат в игнорировании или не- понимании целостного характера биологических систем. Ре- дукционистская методология, где эффективность сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных час- тей, не срабатывает. Не только природа должна быть пред- ставлена как динамичная система, но и человек, взаимодейст-
сующий с ней через технику, должен быть включен в целост- ность более высокого порядка.
Существование человека в органическом единстве с окру- жающей средой можно описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он должен приспосабливаться к плодам своей деятельно- сти, т. е. реализовать процесс самоадаптации, который приоб- ретает сегодня доминирующий характер. Развиваются техни- ка и технологии воздействия на окружающую среду, а также технологии самоадаптации, т. е. формируется культура жизни в созданной человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник развития, которым для человека становится его саморазвивающаяся культура.
Некоторые философы и социологи (М. Хайдеггер, Ф. Рапп и др.) предлагают рассматривать современную техни- ку как новый тип трансцендентности, который создает сред- ства для самореализации человека, и в то же время накла- дывает ограничения на него в рамах определенной истори- ческой ситуации. Биологическое стремление человека к орудийному, техническому действию соединяется с рацио- нальными научными методами, волей к власти. Рост по- требностей, кумулятивный (накапливающийся) эффект технического развития, углубление научных исследований и экономическая конкуренция усиливают этот процесс. В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее иституционном выражении),.техника и социальные технологии представляют собой элементы единого развива- ющегося формообразования, которое через человека приоб- ретает характер целостности. Поэтому осмысливать пробле- мы техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии историзма и целостности. (Более под- робно об этих проблемах - в гл. XIII.) 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|