АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дофилософские мировоззрения и картины мира

Читайте также:
  1. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  2. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  3. Архитектура Владимира.
  4. Билет № 1 Понятие мировоззрения, его основные сферы, уровни и типы.
  5. БЫТИЕ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. ФИЛОСОФСКАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  6. Видовой состав животного мира.
  7. Виды мировоззрения.
  8. Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
  9. Вторая мировая война и поляризация послевоенного мира. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. «Холодная война».
  10. География пищевкусовой промышленности мира. Факторы размещения, структура и мировая торговля
  11. Государства Древнего мира.

2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-
лософского знания и его функции. Основные разделы
философии. 4. Источники философского знания. Ма-
териализм и идеализм - основные направления фи-
лософии.

Дофилософские мировоззрения и картины

Мира

Философия — мировоззренческая форма сознания. Од-
нако не всякое мировоззрение можно назвать философским.
У человека могут быть достаточно связные, но фантастиче-
ские представления об окружающем мире и о себе самом.
Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с ми-
фами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирий-
цев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди
жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования
и представления играли в их жизни очень важную роль:
они были своеобразным выражением и хранением историче-
ской памяти, регулятивом их социальной организации.

Ушли ли мифы и мифологическая форма мировоззре-
ния в прошлое? Не осталось ли реликтов мифотворчест-
ва в современном сознании и культуре? В наше «просве-
щенное» время, пожалуй, уже никто не верит в «трех
китов», на которых держится Земля, либо в змия-иску-
сителя, ввергшего в смертный грех прародителей челове-
чества. Но зато в широком сознании масс творятся и жи-
вут иные, не менее, а может быть, и более иллюзорные
идеи (с полным основанием их следует признать идеями
мировоззренческими): о расовом или национальном пре-
восходстве, о непогрешимости некоторых политических
партий и бесконечной мудрости их вождей, о коммуниз-
ме, к которому ведут «все дороги», и пр. Мифологиче-
ским мировоззрением — независимо от того, к далекому про-
шлому или сегодняшнему дню оно относится — мы назовем такое
мировоззрение (или такую систему взглядов na объективный мир
и na место в пел человека),
которое основано не па теоретиче-
ских доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоци-
ональном переживании мира, либо па общественных иллюзиях,


рожденных неадекватным восприятием большими груп-
пами людей (классами, нациями) социальных процессов
и своей роли в них.
Одна из особенностей мифа, безоши-
бочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф
объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвест-
ного. Он является наиболее ранней, а для современного со-
знания - архаичной формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него
стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр
еще не расчлененного, не дифференцированного обществен-
ного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к
фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чув-
ства — любви, веры, надежды, благоговения перед жиз-
нью, бытием, мирозданием). Однако в отличие от мифа ре-
лигия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим
и необратимым образом разводит их на два противополож-
ных полюса. Творческая всемогущая сила — Бог — стоит
над природой и вне природы. Бытие Бога переживается че-
ловеком как откровение. Как откровение человеку дано
знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет веч-
ная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отноше-
ние к миру не оставались неизменными. На протяжении
истории человечества они, как и другие образования
культуры, развивались, приобретали многообразные
формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпо-
хи. Но всех их объединяло то, что в центре любого ре-
лигиозного мировоззрения стоит поиск высших ценно-
стей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и
ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцен-
дентную, потустороннюю область, не в земную, а в «веч-
ную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его
помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по
этому высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифоло-
гия. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, по-
иск высших целей и смыслов присущи обеим формам созна-
ния. Однако есть и различие. Религия — сознание массо-
вое. Философия — сознание теоретическое. Религия не
требует доказательства, разумного обоснования своих поло-
жений, истины веры она считает выше истин разума. Фило-
софия — всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофило-
софские (дорациональные) мировоззренческие формы и ис-
торически и логически оказываются их необходимым, есте-


ственным предшествием. Мифологическое сознание было
сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в
эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить
о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым
человеческим взглядом в вечность, первым осознанием
единства человеческого рода, глубоким прочувствованием
универсальной целостности бытия.

За долгие века своего существования каждая из миро-
вых религий создала свой образ мира, выработала свой им-
ператив личного и социального поведения. Христианство
всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну
главную идею — эсхатологическую: идею «второго прише-
ствия», конца света, конца истории. В буддизме (возник в
древней Индии в середине I тыс. до н. э.) центральная идея
«нирвана», означающая «угасание», «затухание» жизни
и стремления к ней. Угасание жизни, прекращение желаний
есть, согласно учению этой религии, единственный путь и к
прекращению страданий, ибо жизнь и страдание всегда не-
разрывно связаны между собой, не отделимы друг от друга.
В человеческой культуре нет такого другого примера косми-
ческого пессимизма. Третья мировая религия — ислам (воз-
ник в VII в. н. з. в Аравии) — признает абсолютную власть
над миром единого Бога, воля которого навечно предопре-
делила судьбу каждого.

Взаимоотношение философии и религии в истории
культуры не было однозначным. В средние века (и на
Западе, и на мусульманском Востоке), когда духовная
власть религии (и основанная на ней политическая
власть церкви) над людьми была безраздельной, филосо-
фии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В
Новое время, особенно в эпоху Просвещения (XVIII в.),
философия заявила о своей «эмансипации» от религии, а
затем — в лице наиболее радикальных атеистов — пред-
приняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В

XIX в. великий философ-идеалист Гегель, будучи сам че-
ловеком умеренно-религиозных взглядов (он был проте-
стант-лютеранин), в иерархии форм духа религию и фило-
софию отнес к самым его высшим формам, но все же на
вершину пирамиды поставил понятийное мышление, т. е.
философию, а религии «присудил» лишь второе место.

Настоящий ренессанс религия (и основывавшаяся на ней
религиозная философия) пережили в России во второй по-
ловине XIX в.(Вл. Соловьев) и в первые два десятилетия

XX в., известные как «серебряный век» русской культуры
(более подробно об этом см. во II главе).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)