АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Теория познания как философская дисциплина
3. Познание и практика. 4. Многообразие форм знания к познавательной деятельности. 5. Истина и заблуждение. 6. Знание и вера. 7. Состав, структура и динамика знания.
1. Познание как предмет философского анализа
Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознан- ное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реальность, данная в сознании чело- века, который в своей деятельности отражает, идеально вос- производит объективные закономерные связи реального мира. Познание — обусловленный прежде всего обществен- но-исторической практикой процесс'приобретения и разви- тия знания, его постоянное углубление, расширение и со- вершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъ- екта, результатом которого является новое знание о мире.
Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах: 1. способности, умения, навыки, которые базируют- ся на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; 2) любая познавательно значимая (в частности, адекватная) ин- формация; 3) особая познавательная единица, гносеологиче- ская -форма отношения человека к действительности, сущест- вующая наряду и во взаимосвязи со «своим другом»— с прак- тическим отношением. Второй и третий аспекты — и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории познания.
Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека — а если может, то каким имен- но образом — давно интересовал людей. Подавляющее боль- шинство философов н ученых утвердительно решают воп- рос о том, познаваем ли мир. Однако существует такое уче- ние, как агностицизм (от греческого agnostos — непознаваемый), представители которого отрицают (полно- стью или частично) принципиальную возможность позна- ния объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии иа-
нболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ -Кант, согласно которому предме- ты, хотя и существуют объективно, по представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».
При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя представлять его как кон- цепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь ведётся не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действи- тельности. Во-вторых, элементы агностицизма можно обна- ружить в самых различных философских системах. Поэто- му, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, призна- вал познаваемость мира, разработал диалектическую тео- рию познания, указывая на активность субъекта в этом про- цессе. Однако он толковал познание как развитие, самопоз- нание мирового духа, абсолютной идеи.
В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые реальные трудности и сложные проблемы процесса познания, которые и по сей день не полу- чили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпае- мость, границы познания, невозможность полного постиже- ния вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломле- ние в органах чувств н мышления человека —ограниченных по своим возможностям н т·, п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-пред- метной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознавае- мой вещп-в-себе» не остается места.
В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в воз- можности его познания, либо не сомневаясь в этом, останав- ливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»). А именно понимают процесс познания как «зряшное отрицание», а не как диалектическое (с удер- жанием положительного). Такой подход неизменно приво- дит к субъективизму, хотя скептицизм (особенно «мысля- щий») в определенном смысле способствует преодолению заблуждений в достижении истины.
Зарождение гносеологической проблематики в антич- ной философии. Познание и его изучение не есть нечто не- изменное, раз навсегда данное, а представляет собой «нечто диалектическое», развивающееся по определенным зако-
нам. Они имеют длительную историю, истоки которой ухо- дят в древнюю философию. На каждом из этапов своего развития знание есть резюме истории познания, квинтэссен- ция всех форм человеческой деятельности, в том числе и прежде всего —чувственно-предметной (практики).
В античной, особенно в древнегреческой философии (VI в. до н. э.—II в. н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе по- знания и др. Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противополож- ность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию и познанию.
Чтобы постигнуть природу каждого отдельного предме- та, нужно уметь приложить общий закон. Поэтому много- учепостп, которая «уму не.научает», Гераклит предпочитает «единое знание всего». Исходя из того, что мышление при- суще всем, что всем людям дано познавать самих себя и размышлять, он считает, что человеческий, субъективный логос (т. е. познание) имеет все возможности быть в согла- сии с объективным логосом.
Зенон Элейский пытался выразить реальное движение в логике понятий, в связи с чем подверг скрупулезному анали- зу противоречия (апории), возникающие при попытке мыс- лить движение. Знаменитые апории Зенона («Дихотомия», «Ахилл», «Стрела» и «Стадий») не утратили своего значения и для современной науки, развитие которой связано с разре- шением многообразных противоречий, возникающих при ото- бражении в познании объективного процесса движения.
Заметными фигурами в истории гносеологической и ди- алектической мысли были античные софисты — Протагор, Горгий и др. Они привели в бурное движение человеческую мысль с ее вечными противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере острых и бескомпромиссных споров и стремлением найти тонкие ходы мысли. Античная софисти- ка при всей своей неоднозначности, субъективизме и «игре слов» имела целый ряд рациональных моментов. К их чис- лу можно отнести: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типич- ных ошибок; стремление развить гибкость, подвижность мышления, придать ему диалектический характер; попытка с помощью такого мышления «разъесть как щелочь» все ус- тойчивое, расшатать конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, язы- ка в познавательном процессе н т. п.
Сократ выдвинул на первый план диалектическую при- роду познания как совместного добывания истины в процес- се сопоставления различных представлений, понятий, нх сравнения, расчленения, определения и т. п. При этом он подчеркивал тесную связь познания и этики, метода и нрав- ственности.
Рациональное содержание философии Платона — его ди- алектика, изложенная в диалогической форме, т. е. диалек- тика как искусство полемики. Он считал, что бытие заклю- чает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип познания. По- скольку, согласно Платону, любой предмет, любая вещь в мире «есть движение», и познавая мир, нам следует по не- обходимости, а не по прихоти и субъективному произволу изображать все явления как процессы, т. е. в становлении и изменчивости.
Вслед за элеатами и софистами Платон отличал мнение (недостоверные, часто субъективные представления) от досто- верного знания. Мнение он разделял на догадку и доверие и относил его к чувственным вещам, в отличие от знания, име- ющего своим предметом духовные сущности. В гносеологии Платона содержится идея о двух качественно различных уровнях мыслительной деятельности — рассудке и разуме, «нацеленных» соответственно на конечное и бесконечное.
Аристотель в созданной им логике видел важнейший «органон» (орудие, инструмент) познания. Его логика но- сит двойственный характер: она положила начало формаль- ному подходу к анализу знания, но одновременно Аристо- тель стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержатель- ной логике, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с концепцией истины, так как в логических формах и принципах позна- ния он видел формы и законы бытия.
Важную роль в процессе познания Аристотель отводил ка- тегориям —«высшим родам», к которым сводятся все осталь- ные роды истинно-сущего. При этом он представил категории не как неподвижные, а как текучие, дал систематический ана- лиз этих существеннейших форм диалектического мышления, считая их содержательными формами самого бытия.
Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность познания, Аристотель сформулн-
ровал ряд методологических требовании к последнему: не обходимость рассмотрения явлений в их изменении, «раз- двоение единого»— представленное им не только как закон объективного мира, но и как закон познания, принцип при- чинности и др. Заслугой Аристотеля' является также го, что он дал первую обстоятельную классификацию софистиче- ских приемов — субъективистских, псевдодиалектических ходов мысли, свидетельствующих лишь о мнимой мудрости, уводящей познание на путь заблуждений.
Оценивая в общем античную (точнее —древнегрече- скую) философию u гносеологию, следует указать на то, что для них были характерны целостность взгляда на мир отсутствие чисто аналитического, абстрактно-метафизшк ского расчленения природы. Последняя рассматривалась в универсальных моментах единства всех ее сторон, во всеоб- щей связи и развитии явлений. Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного созерца- ния, а не развитого теоретического мышления.
Новое время: эмпиризм или рационализм? Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской фило- софией XVII—XVIII вв., в которой гносеологическая про- блематика заняла центральное место. Ф. Бэкон — основопо- ложник материализма и экспериментальной науки этого времени считал, что науки, изучающие познание, мышление являются ключом ко всем остальным, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). При- зывая усиливать крепость ума диалектикой, он считал, что распространенная в его время логика — искаженная схола- стами аристотелевская формальная логика — бесполезна для открытия знаний.· Ставя попрос о новом методе, об «иной логике», Ф. Бэкон подчеркивал, что новая логика - в отличие от чисто формальной — должна исходить не толь- ко из природы ума, но и из природы вещей, не «измышлять и выдумывать», а открывать и выражать то, что совершает природа, т. е. быть содержательной, объективной.
Бэкон различал три основных пути познания:!) «путь паука»— выведение истин из чистого сознания. Этот путь был основным в схоластике, которую он подверг резкой критике, отмечая, что тонкость природы во много раз пре- восходит тонкость рассуждений; 2) «путь муравья»—узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуаль- ного обобщения; 3) «путь пчелы»— соединение первых двух путей, сочетание способностей опыта и рассудка, т. е. чувственного и рационального. Ратуя за это сочетание, Бэ-
кон, однако, приоритет отдает опытному познанию.
Бэкон разработал свой эмпирический метод познания, каким у него является индукция — истинное орудие иссле- дования законов («форм») природных явлений, которые, по его мнению, позволяют сделать разум адекватным при- родным вещам. А это и есть главная цель научного позна- ния, а не «опутывание противника аргументацией». Важная заслуга Бэкона — выявление и исследование глобальных за- блуждений познания («идолы», «призраки» разума). Важ- ное средство их преодоления — надежный метод, принципы которого должны быть законами бытия. Метод —органон (инструмент, орудие) познания и его необходимо постоянно приспосабливать к предмету науки, но не наоборот.
Всю философию и гносеологию Р. Декарта пронизывает убеждение в беспредельности человеческого разума, в огром- ной силе познания, мышления и понятийного усмотрения сущности 'вещей. Чтобы построить здание новой, рациональ- ной культуры нужна чистая «строительная площадка». А это значит, что необходимо сначала «расчистить почву» от тради- ционной культуры. Такую работу у'Декарта выполняет со- мнение: все сомнительно, но несомненен сам факт сомнения. Для Декарта сомнение — это не бесплодный скептицизм, а не- что конструктивное, всеобщее и универсальное.
После того, как сомнение «расчистило площадку» для по- вой рациональной культуры, в дело включается «архитек- тор», т. е. метод. С его помощью и предаются суду чистого разума все общепринятые истины, подвергаются тщательной и беспощадной проверке их «верительные грамоты», обосно- ванность их претензий представлять подлинную истину.
По Декарту, разум, вооруженный такими средствами мышления, как интуиция и дедукция, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только бу- дет руководствоваться истинным методом. Последний есть со- вокупность точных и простых правил, строгое соблюдение ко- торых всегда препятствует принятию ложного за истинное.
Правила рационалистического метода Декарта представ- ляют собой распространение на все достоверное знание тех рациональных способов и приемов исследования, которые эффективно применяются в математике (в частности, в гео- метрии). Это означает, что нужно мыслить ясно и отчетли- во, расчленять каждую проблему на составляющие ее эле- менты, методически переходить от известного и доказанно- го к неизвестному и недоказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования и т. п.
Свой рационалистический метод'Декарт противопостав-
лял как индуктивной методологии Бэкона, к которой отно- сился с одобрением, так и традиционной, схоластизирован- ной формальной логике, которую подверг резкой критике. Он считал необходимым очистить ее от вредных и ненуж- ных схоластических наслоений и дополнить ее тем, что вело бы:с открытию достоверных и новых истин. Таким средст- вом и является прежде всего интуиция.
Продуктивным методом декартовской философии и гносе- ологии являются: формирование идеи развития и стремление эту идею применить в качестве принципа познания природы, введение в математику 'диалектики посредством переменной величины, указание на гибкость правил своего метода позна- ния и на их связь с нравственными нормами и ряд других.
Проблемы познания в немецкой классической филосо- фии. Основоположник немецкой классической философии Каит впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Основной для своей гносеологии вопрос — об ис- точниках и границах познания —Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений (т. е. дающих новое знание) в каждом из трех главных ви- дов знания — математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно-сущего). Ре- шение этих трех вопросов Кант дает в ходе исследования трех основных способностей познания — чувственности, рассудка и разума.
Несмотря на априоризм и элементы догматизма, Кант считал, что естественным, фактическим и очевидным состо янием мышления является как раз диалектика, ибо сущест- вующая логика, по Канту, ни в коей мере не может удовлет- ворить назревших потребностей в области решения естест- венных и социальных проблем. В связи с этим он подразделяет логику на общую (формальную) — логику рассудка и трансцендентальную —логику разума, которая явилась зачатком диалектической логики.
Трансцендентальная логика имеет дело не только с фор- мами понятия о предмете, но и с ним самим. Она не отвле- кается от всякого предметного содержания, а, исходя из него, изучает происхождение и развитие, объем и объектив- ную значимость знаний. Если в общей логике основной при- ем — анализ, то в трансцендентальной — синтез, которому Кант придал роль и значение 'фундаментальной операции мышления, ибо именно с его помощью происходит образо- вание новых научных понятий о предмете.
Главные логические формы мышления Кант садит в кате- гориях, образующих в его учении определенную систему (таблицу). Хотя категории у Канта — априорные формы рас- судка, но это такие формы, которые являются всеобщими схемами деятельности субъекта, условиями опыта, упорядочи- вающими его, универсальными регулятивами познания.
Важную роль в развитии гносеологии и методологии сыграло учение Канта об антиномиях. Он полагал, что по- пытка разума выйти за пределы чувственного опыта и по- знать «вещи в себе», приводят его к противоречиям, к анти- номиям чистого разума. Становится возможным появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений, которых у Канта четыре пары (на- пример, «мир конечен —мир бесконечен»). Попытка ввести диалектический принцип противоречия в научно-теоретиче- ское знание и сферу практического разума было большим завоеванием кантовской философии.
Крупным этапом в разработке проблем теории познания стала философия Гегеля. Он дал анализ важнейших зако- нов, категорий и принципов диалектики, обосновал положе- ние о единстве диалектики, Логики и теории познания, со- здал первую в истории мысли развернутую систему диалек- тической логики. Гегель выявил во всей полноте (насколько это можно было с позиций идеализма) роль и значение ди- алектического метода в- познании, подверг критике метафи- зический метод мышления, обосновал процессуальный ха- рактер истины.
Если Кант в форме трансцендентальной логики предста- вил лишь «неясный абрис» диалектической логики, то Ге- гель вполне ясно, определенно изложил содержание послед- ней как целостную систему знания (логику разума). При этом он нисколько не принижал роль и значение формаль- ной (рассудочной) логики в познании, а тем более не «тре- тировал» ее. Вместе с тем Гегель.отмечал ограниченность (но не порок!) формальной логики, обусловленную тем, что она рассматривает формы мышления в их неподвижности и различии, вне их взаимосвязи и субординации.
Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути развития. Источником развития является противоречие, которое есть не только «корень всякого движения и жизненности», но и фундамен- тальный принцип всякого познания. Разрабатывая суборди- нированную систему категорий диалектики и выводя их друг из друга по ступеням логического восхождения позна- ния от абстрактного к конкретному, Гегель гениально уга-
дал, что логические формы и законы не пустая оболочка, э отражение объективного мира в его целостности и развитии.
Диалектика как Логика, теория познания и всеобщий метод не должна, по Гегелю, содержать пустые, мертвые формы мысли и принципы, в нее должна войти вся жизнь человека (и индивидуальная, и родовая). Он стремился рассмотреть логику в качестве необходимого компонента практической деятельности человека как общественного су- щества, который изменяет внешнюю действительность и де- лает ее объективно-истинной. А это значит, что исследова- ние всеобщих закономерностей жизни человека, т. е. его практической деятельности («добра»,· «воли») во всех ее формах является ключом к разгадке тайны логических ка- тегорий, законов и принципов, механизма их обратного воз- действия на практику.
Гегель впервые включил практику (хотя и понимаемую им как абстрактно-духовный труд) в рассмотрение гносео- логических проблем, сделал ее ключевой кате горней своей логики. Последняя, резюмированная в диалектическом ме- тоде, есть то средство, которое находится на вооружении субъекта, стоит на его стороне не только как существа мыс- лящего, познающего, но и действующего, преобразующего действительность. А это значит, что диалектика как Логика и теория познания принадлежит не только теоретической, но и практической идее, служит (и должна служить) не только средством развития познания, но и орудием «до- бра», «воли», «жизни»— Практически-преобразовательной деятельности.
Л. Фейербах, выдвигая на первый план опыт как перво- источник знания, подчеркивал взаимную связь чувственно- го сознания н мышления в процессе познания, высказывал догадки об общественной природе последнего, характеризо- вал объект познания в связи с деятельностью субъекта. От- мечая, что диалектическому методу Гегеля не хватает жиз- ненности оригинала, а его логика —человеческое мышле- ние, вытесненное за пределы человека, Фейербах считает, что настоящая диалектика есть диалог не умозрения с са- мим собой, но умозрения с опытом. Только в данном случае молено отличить содержательные логические формы от только абстрактных элементов форм языка, ибо говорить — не значит мыслить, в противном случае, иронизирует фило- соф, «великий болтун был бы великим мыслителем».
Тем самым, по Фейербаху, логические формы и законо- мерности суть не что иное, как осознанные универсальные формы и закономерности бытия, чувственно данного чело-
веку мира, л диалектика как логика и метод познания не может идти вразрез с естественным возникновением и раз- витием явлений в их всеобщих характеристиках. Единство мышления π бытия, познания и опыта, по Фейербаху, ис- тинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъек- том такого единства берется человек как «продукт культуры и истории», «социальное, гражданское, политическое суще- ство». Он убежден, что все принципы частных паук — толь- ко различные формы и виды единства человека с челове- ком, результат общения людей. Л это значит, что ключ к пониманию природы, материи вообще — в понимании чело- века, а не наоборот (как нередко полагают и по сей день). Человек — исходный «познавательный принцип» философ- ской гносеологии. Вот почему «тщетно всякое умозрение», которое хочет выйти за пределы природы и человека.
Вместе с тем для Фейербаха, как, впрочем, и для других материалистов XVII—XIX вв. (Бэкона, Гоббса, Локка, Голь- баха, Спинозы, Чернышевского и др.)' были характерны следующие ограниченные представления в понимании по- знания: 1) созерцательность -рассмотрение познания как пассивного акта восприятия изолированным индивидом («гносеологическим Робинзоном») окружающего мира; 2) метафизичность — неспособность познать мир как процесс, непонимание диалектического характера познания в актив- ной роли субъекта как социального существа в этом процес- се; 3) механистичность — стремление все явления объяс- нить только на основе законов механики (игнорируя или недооценивая другие науки), которая в то время была наи- более развитой наукой. Но такая попытка содержала и ра- циональное зерно — стремление понять мир из него самого, не обращаясь к потусторонним силам.
Гносеологическая проблематика в русской философии. Русская филосос}хжая мысль XIX—XX вв. представляла собой широкий спектр самых различных направлений, течений, школ н т. д., где вопросы позиапия занимали определенное место. Много интересных мыслей, связанных с разработкой теории познания, мы находим у русских революционных де- мократов. Так, Н. Г. Чернышевский источник познания видел в объективном мире, воздействующем на органы чувств чело- века. Большое. значение он придавал практике, которую на- зывал пробным камнем всякой теории. Для Н. Г. Чернышев- ского законы мышления, познания имеют не только субъек- тивное значение. Они отражают формы действительного существования предметов, вследствие чего «совершенно сход- ствуют», а не «различествуют» с этими формами. Русский
мыслитель считал диалектически!i метод эффективным преда хранительным средством от субъективизма π односторонности в решении как познавательных, так и практических вопросов. Без признания необходимости и ценности научно-философ- ского мышления, без неустанного овладения им любая наук? либо скатится к скудному эмпиризму, либо станет проповеды- вать «иллюзионизм».
Чернышевский обращал внимание на необходимость вер- ного «общего философского воззрения» для решения специ- альных проблем в тон или иной науке, показывал, что только устранив все «философские недосмотры», можно добиться истины, «истребить предубеждения» по частным вопросам. Знание общих понятий, философских категорий и их логиче- ского развития он считая одним из важных условий правиль- ного взгляда на дело, а искажение или незнание этих понятий служит основной причиной заблуждений в познании.
Пока еще «неосвоенной землей» являются рациональные идеи (в том числе логико-методологические, гносеологиче- ские), содержащиеся в учениях русских религиозных фило- софов конца XIX— первой половины XX вв.— В. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, С. Франка, Г. Шпета н др. Так, В. Соловьев стремился разработать «органиче- скую логику» как одну из трех важнейших частей филосо- фии, наряду с метафизикой — учением о сущем — и этикой. Он проводит достаточно четкое различие между элементар- ной, формальной логикой и философской логикой («орга^ нической»). Первая обращает внимание исключительно на данные общие формы мыслительного процесса в их отвле- ченности и не имеет ничего общего с философией. Логика философская занимается не процессом мышления в его об- щих субъективных формах как эмпирически данных, а объ- ективным характером познающего мышления.
Характерную особенность философской логики Соловь- ев видит в ее содержательности, т.. е. в том, что в ней дол- жна идти речь об отношении субъективных форм нашего ума к независимой от них действительности, которая через них познается.· Содержательный характер философская ло- гика получает благодаря своему методу развития, построе- ния знания, каковым и является, по Соловьеву, диалекти- ка, представляющая собой определенный вид философского мышления и вместе с тем учение о познании, гносеологию. В. Соловьев считал, что сфера «цельного знания» включает в себя положительную науку, отвлеченную философию и теологию, которые воплощают в себе соответственно три. ос- новных вида знания. По другим основаниям мыслитель вы-
деляет знания эмпирические и теоретические, истинные и неистинные, абсолютные и относительные, ({юрмальные и со- держательные, непосредственные и опосредованные и т π
Все многообразие знаний —это формообразования * зна- ния вообще», которое есть не что иное, как совпадение дан- ной мысли о предмете с его действительным бытием Непо- средственная цель, познания, согласно Соловьеву,- объек- тивная истина, открытие законов. Постижение истины в ее полноте достигается па пути синтеза всех видов знания.
«Своим другим» истинного значения он называет за- блуждение, видами которого являются, по его мнению, ошибка, вымысел и ложь. Что касается критерия истины, то таковым русский мыслитель считает синтетический крите- рий, который объединяет в себе реалистический (соответст- вие внешним предметам) и рационалистический (логиче- ский, теоретический) подходы, однако решающим критери- ем является «материальная истина», «физический опыт».
В отличие от Соловьева, ориентировавшегося на рацио- налистическую гносеологию, представители иррационали- стической ветви в русской философии подвергали назван- ную гносеологию резкой критике. Так, Л. Шестов был убежден, что даже те «флегматичные философы», которые изобрели теорию познания, потихоньку от посторонних глаз все же нередко делали робкие попытки «иеметодологи- ческих вылазок», втайне надеясь, что таким образом можно проложить себе путь к неведомому, вопреки «бестолковым доказательствам» о якобы великих преимуществах научного познания. И. А. Бердяев, хотя и отмечал, что в рационали- стических пюсеологиях всегда есть много верного, но часто называл представителей указанных гносеологии (особенно кантшшаицев) паразитами па древе познания. Их основную вину он видел в том, что их теория познания не имеет онто- логического базиса, она оторвана от практики, а потому по- знание у них не есть функция жизни. Поэтому «способ лече- ния» тут, по Бердяеву, только один: отказ от отвлеченности, возврат к «живому питанию», т. е. к «живым корням бытия», к познанию как функции целостного процесса жизни.
Интуитивист Н. О. Лосский исходил из того, что теорию знания нужно строить, не опираясь ни па какие другие тео- рии, т. с. не пользуясь утверждениями других наук как по- сылками. Иначе говоря, теорию знания необходимо начи- нать с анализа действительных в данный момент наблюдае- мых переживаний. При этом анализе, согласно Лосскому, ыожноу конечно, использовать результаты других наук, но только как материал, а вовсе не как основу для теории по-
знания. Знание, по его мнению, есть не копия, не символ ρ не явление действительности в познающем субъекте, а самг действительность, сама жизнь, подвергнутая лишь диффе- ренцированию путем сравнения.
Диалектико-матерналистпческая гносеология. Основ иые тезисы, характеризующие существенные особенности теории, познания в данной ее форме, могут быть сформули · рованы следующим образом.
1. Понимание познания как своеобразной формы духов- ного производства, как процесса отражения действительности, существующей до и независимо от сознания и принципиально познаваемой. Причем это не механическое, мертвое, зеркаль- ное отражение, не пассивное созерцание мира, а сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе изменения людьми этой действительности, т. е. в ходе обще- ственной практики.
2. Процесс познания детерминирован социокультурны- ми факторами и осуществляется не изолированным субъек- том как «гносеологическим Робинзоном», а человеком как социальным существом, постоянно включенным в само «тело» познавательной деятельности. Его активность — важ- нейшая предпосылка и условие последней.
3. Теория познания как совокупность знаний о познава- тельном процессе в его всеобщих характеристиках есть вы- вод, итог, квинтэссенция истории познания и шире — всей материальной и духовной культуры в целом.
4. Важнейший принцип диалектнко-материалистиче- ской гносеологии —единство диалектики, логики и теории познания, по (в отличие от Гегеля) развитый на основе ма- териалистического понимания истории.
5. Элементы диалектики (ее законы, категории и прин- ципы), будучи отражением всеобщих законов развития объ- ективного мира, являются тем самым всеобщими формами мышления, универсальными регулятивамн познавательной деятельности в целом.
6. Диалектико-материалистическая теория познания — не замкнутая, а открытая, динамичная, постоянно обновля- ющаяся система. Осознавая свою детерминированность об- щественно-исторической практикой, она сознательно исхо- дит нз признания этого факта при объяснении самой себя и своей роли в познавательном процессе. Она «критически и революционно» рефлектирует как на породившую ее прак- тику, так н па самое себя.
7. В разработке своих проблем теория познания опнра-
ется на данные всех форм познавательной деятельности — в том числе на частные пауки, исходя из необходимости рав- ноправного союза с ними. Материалистическая диалектика как логика и теория познания перестала быть наукой паук, стоять над ними, диктовать, что и кате им делать в своей специфической сфере деятельности ч навязывать другим областям знания свои представлении При этом содержание и проблематика теории познания должны всегда соответст- вовать современному уровню развития и запросам естест- венных и социально-гуманитарных наук.
Гносеологические проблемы в западной философии: со- временные подходы, В условиях нынешнего философского плюрализма можно констатировать стремление (в той или иной мере) к синтезу наиболее плодотворных гносеологиче- ских идей и концепции, разработанных в русле разных (в том числе и прямо противоположных) направлений, тече- ний, школ и т. п. Однако удельный вес гносеологических исследований, ориентированных на науку, значительно больше, чем тех, которые ориентированы на впенаучные формы отношения'человека к миру. В первом случае речь идет о так называемых сциентистских течениях — неореа- лизм, постпозитивизм (в особенности, философия науки), аналитическая философия, структурализм н постструктура- лизм и др. Во втором случае имеются в виду такие антисци- ентнстскне течения, как экзистенциализм, философская ан- тропология, герменевтика, эволюционная эпистеманология, феноменология, различные философско-религиозные на- правления. Кратко рассмотрим некоторые из них.
Постпозившпизм — современная форма позитивистской философии, вытеснившая логический позитивизм и связан- ная прежде всего в такими именами как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани и др. Если логиче- ский позитивизм имел дело главным образом со структурой готового, «ставшего» знания, изучал его с позиций формаль- ной (символической) логики, то основной предмет постпози- тивистской гносеологии — развитие знания в его целостности. При этом основным материалом, па котором строится анализ механизмов роста, изменения знания является история науки, а не только ее результаты, зафиксированные в соответствую- щих формально-строгих языковых средствах.
Отсюда — стремление -исторически, диалектически ос- мыслить познавательный процесс: идея роста, развития зна- ния (К. Поппер н его последователи), положение о единст- ве нормальной пауки (количественный рост) и «научных ре- волюций», скачков (Т. Кун), о взаимопроникновении, пе-
реходах эмпирического и теоретического в познании, тео- рии н практики и др.
Представители постпозитивизма убедительно доказали, что «чистых фактов», не затронутых какими-либо концепту- альными положениями (как полагали логические позитиви- сты) просто не существует,' ибо научные факты так или ина- че, по всегда «теоретически нагружены». Кроме того, они. по- казали, что открытие нового знания и его обоснование — это единый процесс: возникновение и развитие повой научной те- ории является в то же время и ее обоснованием. Аналитиче- ская философия включает в себя довольно широкий спектр гносеологических идей. Ее представители — философы Рас- сел, Вннтенштейп, Остин, Куапп, Гемпсль, Карнап и др. В качестве общих черт данного течения можно выделить такие: перевод философско-пюсеологических проблем в сферу язы- ка н решение их па основе анализа языковых средств и выра- жений; подчеркивание важной роли анализа в познаватель- ной деятельности и стремление использовать этот метод для превращения философии в строгое и аргументированное зна- ние; размывание граней между философско-методологическн- ми, логико-гносеологическими, с одной стороны, и частпона- учными проблемами, с другой.
В современной аналитической философии все большее внимание приобретают такие проблемы, как отношение на- ших концептуальных средств к реальности; превращение анализа пз цели философско-гпосеологической деятельно- сти лишь в одно из ее познавательных средств; отказ от по- нимания анализа как жестко связанного с какой-либо одной парадигмой знания: расширение самого понятия «анализ», предметом которого могут быть любые проблемы; стремле- ние осмысливать последние с исторических, диалектиче- ских позиций π др.
Структурализм и постструктурализм исследовали фи- лософское и гуманитарное знание. Если представители перво- го пз названных течений обращали главное внимание на структуру указанных видов знания (Левп-Строс, Лакан, Фуко и др.), то постструктуралпсты (Деррида, Делёз и др.) пытались осмыслить структуру и все «неструктурное» в зна- нии с точки зрения их генезиса н исторического развития. Оба названных подхода изучали специфику и методы гума- нитарного знания, общие механизмы его функционирования, отличия от естественнонаучного познания, единство синхрон- ного и диахронного в познании тех или социокультурпых формообразований (язык, искусство, литература, мода и др.).
Если структуралисты полагали, что при изучении подо-
бных явлений структура объективнее, важнее и «первич- нее» истории, то постструктуралисты склонялись к проти- воположному выводу. Они стремились преодолеть агности- цизм (неисторизм) своих «философских родственников», выявить π проанализировать апории' и парадоксы, возника- ющие при попытке объективного познания человека и обще- ства с помощью языковых структур.
Вместе с тем представители иостструктурализма считают, что объективность, метод, научность не имеют значения и не выступают как искомые цели познавательного процесса. По- следний невозможен без включенного в него субъекта, жела- ния, воображение и другие личностные качества которого иг- рают важную роль в познании. - Поэтому постструктуралист- скнй субъект — это не носитель π защитник знания в какой-либо его понятийно-концептуальной форме, а «колдун, художник, ребенок, революционер» л т. п., задача которых — любыми средствами прорваться к реальности, к уровню «бы- тия желания».
Герменевтика главное внимание сосредоточила на изу- чении особенностей гуманитарного знания, способах его до- стижения и отличий от естествознания, на выявлении сход- ства и различия познания (объяснения) и понимания (Бет- ти, Хайдеггер, Хабермас, Рикёр, Гадамер и др.). Так, Гадамер исходил из того, что реально существуют различ- ные способы отношения человека к миру, среди которых научно-теоретическое освоение последнего —лишь одна из многих возможных позиций человеческого бытия. Это зна- чит, что способ познания, связанный с понятиями науки и научного метода, не являются-ни единственным, ни универ- сальным. Истина познается не только (и не столько) с по- мощью научного метода. Важнейшими способами ее рас- крытия являются философия, искусство и история («исто- рическое предание»).
Гадамер отмечал, что философская герменевтика в каче- стве центральной проблемы имеет понимание как таковое, а она сама есть универсальный аспект философии. Ее основ- ная задача —постижение «чуда понимания», которое пред- ставляет способ существования- познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения мира. Оно неотделимо от самопонцмания интерпретатора и есть процесс поиска смысла («сути дела»). Понимание че- ловеком мира и взаимопонимание людей, согласно Гадаме- ру, осуществляется в «стихии языка». Последний рассмат- ривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает.
Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Гадамер считает «историчность»: их опреде- ленность местом, временем, конкретной ситуацией, т. е. по- стижение единичного, индивидуального на основе всеобще- го, закономерного. Социально-гуманитарные науки не мо- гут механически копировать методологию естествознания, а должны осторожно пользоваться ею с учетом своеобразия их предмета и особенностей социального познания. Заслу- гой Гадамера является всемерное подчеркивание диалогиче- ского характера герменевтики как логики вопроса и ответа, стремление объединить «масштабы философской герменев- тики» с рационалистической диалектикой платоновско-геге- левского типа.
Эволюционная эписгпемология — направление в запад- ной философско-гносеологическон мысли, основная задача которого — выявление генезиса и этапов развития познания, его форм π методов в контексте эволюции живой природы. Эволюционная эппстемология стремится создать обобщен- ную теорию развития науки, положив в основу принцип ис- торизма, и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т. д. Фактически такой подход реализован в постпо- зитивистских моделях роста и развития научного знания (Поппер, Тулмин, Кун и др.).
Один из известных и продуктивных вариантов рассмат- риваемой формы эпистемолопш — генетическая эпистемоло- гня швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже. В ее основе — принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменений условий опы- та. Пиаже, в частности, считал, что эпистемология —это те- ория достоверного познания, которое всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача — определить, каким обра- зом познание достигает реальности, т. е. какие связи, отно- шения устанавливаются между объектом и субъектом, кото- рый в своей познавательной деятельности не может не руко- водствоваться определенными методологическими нормами и регулятнвами. Одним из первых правил генетической эпистемиолопш является, согласно Пиаже4, «правило со- трудничества». Изучая, каким образом возрастает наше знание, она в каждом конкретном случае объединяет фило- софов, психологов, логиков, представителей математики, кибернетики, других наук.
2. Теория познания как философская дисциплина
Теория познания (гносеология) - это раздел филосо- фии, в котором изучаются такие проблемы как природа по- знания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются все- общие предпосылки познавательного процесса, условия до- стоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.
Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»- знание и «logos»- понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании. В современной литературе данный тер- мин употребляется в двух основных значениях: 1) как уче- ние о всеобщих механизмах и закономерностях познава- тельной деятельности человека,Ό «знании вообще», незави- симо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является науч- ное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде.случаев термины «гносеология», «теория no- знания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, яв- ляются тождественными. ·
Теория познания (в обоих значениях этого термина) тес- но связана с такими фундаментальными науками, как онто- логия - учение о бытии как таковом, и диалектика - учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеоло- гии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социо- логии и других наук о человеке. Опора теории познания тем более необходима потому, что, во-первых, познаватель- ный процесс всегда происходит в определенном социокуль- турном контексте, а, во-вторых, сегодня набирает силу тен- денция социологизации гносеологии, т. е. процесс преобра- зования последней в подлинное социально-гуманитарное исследование*.
При изучении личности познающего субъекта теория по- знания опирается на данные психологии, физиологии, ней- рофизиологии, медицины. Большой и разнообразный мате- риал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в сово-
* Об этом см., например: Познании в социальном контексте. М., 1994.
купностн всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др.
В разработке своих проблем, в развертывании собствен- ного концептуального содержания гносеология должна «выжи- мать» последнее в виде «квинтэссенции» из всех своих названных и других источников. При этом недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и абсолютизировать ка- кой-либо ндип из них. Так, например, строить теорию по- знания только и исключительно па основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) — значит поступать односторонне, а следовательно, ошибочно.
История познания показывает, что знания (и их теорети- ческий образ) всегда обусловлены потребностями общества (в особенности запросами материального производства и практики), и поэтому должны принимать специфический облик на каждом из качественно различных этапов обще- ственного развития. Вместе с тем по своему содержанию они должны впитать в себя все то ноЬое, что приносит с собой каждый из них. Так, развитие гносеологических представлений конца XX в. определяется тем, что оно про- исходит в условиях информационного общества и, в частно- сти, опирается па данные так называемой «постнеклассиче- ской» науки. Для этого этапа развития характерны: измене- ние объектов исследования (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся «человеко-размериые» сис- темы), широкое распространение идей и методов синергети- ки — науки о таких системах; методологический плюра- лизм; преодоление разрыва между объектом и субъектом познания; соединение объективного мира и мира человека; внедрение времени во все науки, их глубокая диалектиза- ция н исторнзация (в частности, приоритет «становления» над «бытием» у И. Пригожина) и ряд других. Подробнее об этом будет рассказано в следующей главе).
Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует своей предмет, т. е. познавательное отношение к действительности в совокупности всех его аспектов, то на современном этапе ее развития все более характерным ста- новится методологический плюрализм. Иными словами, она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, ко- торые окажутся наиболее эффективными в данной познава- тельной ситуации. Это прежде всего философские методы — диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и 'то, что называют общенаучной методологией — си- стемный, структурно-функциональный, вероятностный и
др. подходы. Это общелогические методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это так- же эмпирические и теоретические средства и приемы, ха- рактерные для частных наук (и научных дисциплин), кото- рые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики. Все названные и другие методы должны приме- няться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом взаимодействии.
В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методо- логического арсенала: гносеологический анализ и аргумента- ция начинают, включать определенным образом переосмыс- ленные результаты и методы специальных наук о познании и сознании, социальных и культурологических дисциплин. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|