АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Научное знание, его специфика и строение
Понятие пауки. Как своеобразная форма познания — спе- цифический тип духовного производства и социальный инсти- тут — даука, как уже выше сказано, возникла в Новое время, в XVI—XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С зтого времени наука начинает разви- ваться относительно самостоятельно.' Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь — воздействует на ход практиче- ской деятельности, опредмечивается, материализуется в пей.
Наука — это форма духовной деятельности людей, на- правленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью пости- жение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука — это н творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокуп- ность знании, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Со- брание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания наука - со- циально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности (выступаю- щей в двух своих аспектах — когнитивном и социологиче- ском) являются универсальность, уникальность, персони- фицнрованность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность (В.· В. Ильин).
Отражая мир в его материальности и развитии, паука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систе-
му знании о его законах. Вместе с тем она разделяется па множество отраслей знания (частных паук), которые разли- чаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и ме- тоду познания можно выделить науки о природе — естество- знании, и обществе — обществознание (гуманитарные, соци- альные пауки), о познании, мышлении (логика, гносеоло- гия π др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в со- став естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин — физическая химия, биофизика и т, п. Наукой о наиболее общих законах действительности явля- ется философия, которую нельзя, однако, полностью отно- сить только к науке (см. главу 1).
Могут быть н другие критерии для классификации паук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разде- лить па два крупных типа: фундаментальные, где нет пря- мой ориентации на практику и прикладные — непосредст- венное применение результатов научного познания для ре- шения производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками н научными дисциплинами условны и подвижны.
Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоя- щее время бурно развивается философия науки, исследую- щая общие характеристики научно-познавательной деятель- ности, структуру и динамику знания, его социокультурпую детерминацию, логико-методологические аспекты и т. п.
Основные особенности научного познания. 1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных зако- нов действительности — природных, социальных (обще- ственных), законов самого познания, мышления и др. От- сюда ориентация исследования главным образом н^ общие, существенные свойства'предмета, его необходимые характе- ристики и их выражение в системе абстракций. Если этого нет, то пет и науки, ибо само понятие научности предпола- гает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая прснмущест-
вешю рациональными средствами н методами, по, разумеет- ся, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случа- ях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предме- та. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъек- та — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.
3. Наука n большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружаю- щей действительности и управлению реальными процесса- ми. Жизненный смысл научного изыскания может быть вы- ражен ({юрмулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»-не только в настоящем, но и в будущем.
4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп- ленных в языке — естественном или — что более характер- но — искусственном (математическая символика, химиче- ские формулы и т. п.). Научное знание не просто фиксиру- ет свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в-соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообнов- ления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инст- рументы, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро- ны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследова- ния своих объектов и самой себя таких идеальных (духов- ных) средств и методов, как современная логика, математи- ческие методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).
6.. Научному познанию присущи строгая доказатель- ность, обоснованность полученных результатов, достовер- ность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот поче-
му тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, по- стоянное совершенствование своего мышления, умение пра- вильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют различные уров- ни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизво- димость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Специфика познания социальных явлений. Долгое время анализ науки н научного познания проводился по модели ес- тественно-математического знания. Характеристики последне- го считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно наглядно выражено в позитивизме. В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания. Когда о нем идет речь, то следует иметь в виду два его аспекта: любое познание в каждой из своих форм всегда социально, поскольку есть общественный продукт и детерминировано культурно-историческими причи- нами; один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы — общество в целом или его отдельные стороны — экономику, политику, духовную сферу и т. п.
При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному — в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва. В одном случае происходит отождествление социально — гуманитарного знания с ес- тественнонаучным н механическое, некритическое сведение (редукция) первого ко второму. Это натурализм, выступаю- щий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. В другом случае налицо противопоставление естество- знания· и паук смсультуре ιί, как следствие, абсолютизация специфики последних и их методов, сопровождаемое неред- ко дискредитацией «точных» наук («гуманитаристика»).
Оба типа наук — ветви науки как целого, характеризую- щиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотя и тесно связана с другой, но имеет свои особенности. Спе- цифика социального (гуманитарного) познания проявляет- ся в следующих основных моментах:
' 475
1. Его предмет —«мир человека», а не просто пещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъектив- ное измерение, d пего включен человек как «автор и испол- нитель своей собственной драмы», которую он же и позна- ет. Гуманитарное познание имеет дело не с реальными веща- ми и их свойствами, а с отношениями людей, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное π τ. п,, где сталки- ваются интересы и страсти, ставятся и реалг-зукг^я опреде- ленные цели π т. д. Поскольку общество — деятельность лю- дей, то социальное познание и есть исследование последней (а ие природы) в многообразных ее формах — и прежде всего чувственно-предметной деятельности (практики). Обнару- жение ее законов есть вместе с.тем открытие законов обще- ства и — на этой основе — законов и принципов самого по- знания, мышления.
2. Социальное познание неразрывно и постоянно связа- но с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и «субъек- тивными» (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценно- стями. Они указывают на человечески значимое и культур- ное значение определенных явлений действительности. Та- ковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследо- вания н неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.
3. Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на «качественную окра- ску событий». Здесь явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их приме- нение становится вес более широким. При этом главное вни- мание уделяется анализу единичного, индивидуального, но на основе общего, закономерного.
4. В социальном познании нельзя пользоваться ни микро- скопом, ни химическими реактивами, пи тем более сложней- шим техническим оборудованием — все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и 'методов. Если в естество- знании формой постижения объекта является монолог (ибо «природа молчит»), то в гуманитарном познании — это диалог (личностей, текстов, культур π т. п.). Диалогическая природа
' 473
социального познания наиболее полно выражается в процеду- рах понимания. Оно как раз и является погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей н стремлений. Понима- ние как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит «"условиях общения людей.
5. В силу указанных выше обстоятельств в социальном познании исключительно важную роль играет «хорошая» философия π верный метод. Их глубокое знание и умелое применение позволяют адекватно постигнуть сложный, про- тиворечивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и процессов, природу мышления, его форм и прин- ципов, их проиизашгость ценностно-мировоззренческими компонентами и их влияние на результаты познания, смыс- ло-жпзпснные ориентации людей, особенности диалога (не- мыслимого без постановки и разрешения противоречий — проблем) и т. д. Это тем более важно еще н потому, что для социального познания характерны отсутствие общепризнан- ных парадигм (ведущее зачастую к. «теоретическому анар- хизму»), подвижность и расплывчатость его эмпирического базиса, сложная природа теоретических обобщений (связан- ная прежде всего с включенностью в них ценностных ком- понентов и «личных модальностей»).
Исторический характер паука и научного познания. На- ука — явление конкретное — историческое, проходящее в сво- ем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день яв- ляется дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который пол- учает у нас все большее признание,- разработан па материале истории естествознания (В. С. Степии, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем.
Науке как -таковой предшествует преднаука (докласси- ческнй этап), где зарождаются элементы (предпосылки) на- уки. Здесь имеются в виду зачатки знаний па Древнем Вос- токе, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до Нового времени. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания как системати- ческого исследования природы.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем разлитии три основных этапа: классический, неклассиче- ский, постнекласснческий (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы,
нормы ιί методы научного исследования, формируется опре- деленный стиль мышления, своеобразный понятийный ап- парат ц т. п.
Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объ- екты, стремилась при их описании и теоретическом объясне- нии элиминировать все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения.
Неклассическая паука (первая половина XX в.), исход- ный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объектаиизм классической нау- ки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познаний, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характе- ром средств и операций деятельности. Экспликация этих связен рассматривается в качестве условий объективно-нс- ганного описания и объяснения' мира.
Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX в,) — включенность субъективной де- ятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с осо- бенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Не останавливаясь подробно на характеристике каждого из названных этапов*, отметим следующее. Характерной чер- той постнеклассической стадии развития науки является уни- версальный (глобальный) эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяющий развитие на все ссреры бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материи.
Определяющее значении в утверждении принципа универ- сального эволюционизма сыграли три важнейших концепту- альных направления в науке XX в.:, теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория биологической эволюции и развитая па ее основе концепция биосс}х:ры и ноосферы.
Структура и уровни научного познания. Научное по- знание есть целостная развивающаяся система, имеющая до- вольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами дан-
* См. об этом: Проблемы методологии постнеклассипеской науки. М., 1992; Степни В. С., Кузнецова Л. Ф. Нпучцая картина мира в культуре техногецпой цивилизации. М., 1994; Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.
поп системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предмет познания); субъ- ект познания; средства, методы познания - его орудия (ма- териальные и духовные).
В структуре всякого научного знания существуют эле- менты, не укладывающиеся в традиционное понятие науч- ности: философские, религиозные, магические представле- ния; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающи- еся вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвен- ции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т. д.
По одному из основании деления в составе науки разли- чают: науку переднего края, которая наряду с истинным включает неистинные, но полученные научными средствами результаты; 2) твердое ядро науки —достоверный, истин- ный пласт знания, кристаллизируемый по ходу развития знания; 3) историю науки.
При ином «срезе» научного познания в нем следует раз- личать такие элементы.его структуры: 1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; 2) ре- зультаты первоначального концептуального его общения в понятиях и других абстракциях; 3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); 4) «выра- стающие» из них законы, принципы и теории (альтернатив- ные в том числе); 5) философские установки; 6) социо- культурные основания; 7) методы, идеалы и нормы научно- го познания, его эталоны, регулятивы и императивы; 8) стиль мышления и некоторые другие элементы.
Идеалы и нормы научного познания — совокупность оп- ределенных концептуальных, ценностных, методологиче- ских и иных установок, свойственных науке на каждом кон- кретно-историческом этапе ее развития. Их основная функ- ция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, спо- собы и формы достижения истинных результатов. При пе- реходе на новый этап научного исследования (например от классической к некласснч'еской науке) кардинально меня- ются его идеалы и нормы. Их характер определяется в пер- вую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкрет- ном социокулътурном контексте.
Целостное единство норм и идеалов научного познания,
господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в на- учном познании регулятивную функцию, носит многослой- ный, вариативпый л ценностный характер. Выражая обще- принятые стереотипы интеллектуальной деятельности, при- сущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и постиекласспчс- скнп (современный) стили научного мышления.
Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся си- стема знания, которая включает в себя два основных уров- ня — эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый нз них имеет свою специфику. В ^ем она заключается?'
На змии/)/.песком уровне преобладает живое созерцание (чувственнее" познание), рациональный момент и его формы (сужде:1пя, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отра- жается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражаю- щих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная факто- фиксирующая деятельность - характерные признаки эмпи- рического познания.
Эмпирическое, опытное исследование направлено непо- средственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (об этих приемах будет рассказано ниже). Одна- ко опыт, никогда — тем более в современной науке — не бы- вает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэ- тому исходный пункт, начало науки - это, Строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокуп- ности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов («идеальных конструктов») разного рода —постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т. п.
Как в этой связи отмечал А. Уайтхед, научное познание представляет собой соединение двух слоев. Один слой скла- дывается из непосредственных данных, полученных конк- ретными наблюдениями. Другой представлен нашим общим способом постижения мира. Их можно, считает Уайтхед, назвать Слоем Наблюдения и Концептуальным Слоем, при-
чем первый из mix всегда интерпретирован с помощью по нятий, доставляемых концептуальным слоем.
Согласно К. Попперу, является абсурдной вера в.то, что мы можем начать научное исследование с «чистых наблюде- ний», не имея «чего-то похожего на теорию». Поэтому, не- которая концептуальная точка зрения совершенно необхо- дима. Наивные же попытки обойтись без нее могут, по его мнению, только привести к самообману и к некритическому использованию какой-то неосознанной точки зрения. Даже тщательная проверка на них идей опытом сама в свою оче- редь, считает Поппер, вдохновляется идеями: эксперимент представляет собой планируемое действие, каждый шаг ко- торого направляется теорией.
Таким образом, мы «делаем» наш опыт. Именно теоре- тик указывает путь экспериментатору, причем теория гос- подствует над экспериментальной работой от ее первона- чального плана и до ее последних штрихов в лаборатории. Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюде- ний», так как все языки «пронизаны теориями», а голые факты, взятые вне и помимо концептуальных очков, не яв- ляются основой теории.
Теоретический уровень научного познания характеризу- ется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных опера- ций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и про- цессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рацион-альной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего по- рядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, ка- тегории, принципы и др.
На основе эмпирических данных здесь происходит мыс- ленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существо- вания, составляющих основное содержание теорий — «квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая за- дача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — про- цесс создания чисто мысленных предметов («точка», «иде- альный газ» и т. п.), синтез - объединение полученных в
481·
рез5льтате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализации служит показателем развитости теоретическо- го знания как набора определенных идеальных моделей.
Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутрипаучная рефлексия, т. е. ис- следование самого процесса познания, его форм, приемов, ме- тодов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказа- ние, научное предвидение будущего.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаи- мосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эм- пирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоре- тическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпи- рии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориенти- рует и направляет его в поисках новых фактов, способству- ет совершенствованию его методов и средств и т. п.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпири- ческими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоботот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
Эмпиризм сводит научное знание как целое к эмпириче- скому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретиче- ское знание. «Схоластическое теоретизирование» игнори- рует значение эмпирических данных, отвергает необходи- мость всестороннего анализа фактов как источника и основы теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом является иллюзорно-утопические, догматические построения,— такие, например, как концеп- ция о «введении коммунизма в 1980 г> или «теория» раз- витого социализма.
Проблема - гипотеза - теория. Рассматривая теорети- ческое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и тео- рия, выступающие вместе с тем как «узловые моменты» постро- ения Ή развития знания на теоретическом его уровне.
Проблема — форма знания, содержанием которой яв- ляется то, что еще не познано человеком, но что нужно по- знать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возник- ший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два ос- новных момента (этапа движения познания) — ее поста- новку и решение. Правильное выведение проблемного зна- ния из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успеш- ного решения.
Как считает К. Поппер, наука начинается не с наблюде- нии, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от од- них проблем к другим — от менее глубоких к более глу- боким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как след- ствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.
Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.
Гипотеза — форма знания, содержащая предположе- ние, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказатель- стве. Гипотетическое знание носит, вероятный, а не досто- верный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются н конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в . заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на ре- зультаты проверки старой, даже в том случае, если эти ре- зультаты были отрицательными.
Так, например, выдвинутая Планком квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о сущест- вовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтверждения, были опровергнуты, перешли в заблуждения. Стадию гипотезы прошли н открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Дарвина и др. Велика роль гипотез в современной астрофизике, геологии и других нау- ках, которые окружены· «лесом гипотез».
Решающей проверкой истинности гипотезы является прак-
тика во всех своих формах, но определенную (вспомогатель- ную) ртль в доказательстве или опровержении гипотетическо- го знания играет и логический (теоретический) критерий ис- тины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в раз- ряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, да- ющая целостное 'отображение закономерных и существен- ных связен определённой области действительности. При- мерами этой формы знания являются классическая механи- ка Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самооргаинзующих- ся целостных систем (синергетика) и др.
Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: непро- тиворечивости (т. е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифгщируемости — опровер- жимости, опытной экспериментальной проверяемости. Поп- пер сравнивал теорию с сетями, предназначенными улавли- вать то, что мы называем реальным миром для осознания, объяснения и овладения им. Во-первых, истинная теория должна соответствовать всем (а не некоторым) реальным фактам, во-вторых, следствия теории должны удовлетво- рять требованиям практики. Теория, по Попперу, есть инс- трумент; проверка.которого осуществляется в ходе его при- менения и о пригодности которого судят по результатам та- ких применений.
Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функ- ций. В современной методологии науки выделяют следую- щие основные элементы теории: 1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предме- тов (например, «абсолютно черное тело», «идельньш газ» и т. п.); 3) логика теории, нацеленная на прояснение структу- ре! и изменения знания; 4) совокупность законов и утверж- дений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой эле- мент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объек- та во всей его целостности и конкретности.
Закон — связь (отношение) между явлениями, процесса- ми, которая является: объективной, существенной, конкрет- но-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся,
устойчивой. Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, измене- ние которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или суждение сферы их действия, их модифи- кации и т. п. Тем самым любой закон есть конкретно-исто- рический феномен. С изменением соответствующих усло- вий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие появляются, меняются формы действия за конов, способы из использования и т. д. Многообразие ви- дов реальных взаимосвязей служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному основанию: физиче- ские, фиологические, законы мышления, общие, частные и т. д. Открытие законов, подчеркиваем еще раз, главная за- дача научного познания.
Один из важных внутренних источников развития теории — противоречие между ее формальным и содержательным ас- пектами. Через последний в теорию входят определенные фи- лософские установки исследователя, его методологические принципы и мировоззренческие, «смысложизненные» ориенти- ры. Эти факторы, как и социально-исторические, политиче- ские обстоятельства сильно влияют (позитивно или негатив- но) на процесс формирования теоретического знания (особен- но гуманитарного) и на развитее науки в целом.
К числу основных функций теории можно отнести следу- ющие.
1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явле- ния, существенных характеристик его происхождения и развития и т. п.
3. Методологическая функция — на базе теории фор- мулируются многообразные методы, способы и приемы ис- следовательской деятельности:
4. Предсказателъпая функция — предвидение. На осно- вании теоретических представлений о «наличном» состоя- нии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов пли их свойств, связей между явлениями и т. д. Предсказание о будущем состоя- нии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5. ^Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть «руко-
водством к действию» по изменению реальной действитель- ности. Поэтому вполне справедливо утверждение, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множе- ства конкурирующих теорий выбрать хорошую?
Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называ- емый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: 1) сооб- щает наибольшее количество информации, т. е. имеет более глубокое содержание; 2) является логически более строгой; 3) обладает большей объяснительной и предсказателыюй силой; 4) может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.
Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту тео- рию, которая наилучшим образом выдерживает конкурен- цию с другими теориями и в ходе естественного отбора ока- зывается наиболее пригодной к выживанию.
Взаимодействие научной теории и практики. Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, глав- ные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, а должна постоянно раз- виваться, углубляться, совершенствоваться и т. п., выра- жать в своем содержании развитие действительности.
Только наиболее полная и высоко научная основатель- ная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практики. Не на любой, а на достаточно зрелой ступени своего разви- тия наука становится теоретической основой практической деятельности. Последняя, в свою очередь должна достичь определенного, достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое и экономически оправданное практическое применение науки.
Существенный признак развитой теории — целенаправ- ленный систематический анализ составляющих ее методов, законов, других форм мышления с точки их формы (струк- туры), содержания, его углубление, развитие и т. п. «Поня- тийное творчество»· — атрибутивная характеристика зрело- го теоретического исследования, так же как и все углубля- ющаяся рефлексия над его методологическими проблемами, умелое оперирование понятиями, методами, приемами no- знания, его нормами и регулятивами.
Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по
себе ничего изменить не может. Для осуществления научных идей требуются люди, которые должны употребить практиче- скую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность, опредмечнвает те или иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах.
Практическая деятельность людей, овладевших теорией как планом, программой последней, и есть опредмечиванив теоретического знания. В процессе опредмечивання по- следнего люди, не только создают то, чего природа сама по себе не создавала, но и обогащают свои теоретические зна- ния, проверяют и удостоверяют их истинность.
Материализация теории в практике должна быть не еди- новременным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических поло- жений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, тре- буют новых форм и условий своего опредмечивания.
Успешная реализация в практике научных знаний обеспе- чивается лишь в том случае, когда люди, которые берутся за практические действия, убеждены в истинности тех знании, которые они собираются применить в жизни. Без превраще- ния идеи в личное убеждение, веру человека невозможна ус- пешная практическая реализация теоретических идей. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|