АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Мировая ситуация конца XX в
Классику читать полезно. Нет-нет да и найдешь в ней высказывание, поражающее свежестью и остротой. В хре- стоматийно-известной повести Н. В. Гоголя «Вий» вдруг наталкиваешься на фразу: «Философ, пошаривши ногами во все стороны, сказал наконец отрывисто: А где же доро- га?» И думаешь — ведь это о нас, философах конца XX в. И о всем сегодняшнем человечестве. Это и нам вопрос. Камо грядеши? где же путь для человечества? что ожидает род людской? Выраженная болезненность подобного вопро- шания усиливается тем, что мир стремительно приближает- ся к хронологической точке, обладающей магическим воз- действием на сознание.
До 2000 г. осталось менее пяти лет. Одна пятилетка до конца столетня и начала следующего тысячелетия. Эта дата притягивает и волнует. Даже те, кто не подвержен пифаго- рейской мистике цифр и не склонен к таинствам нумероло- гии, не могут не считаться с тем мощным символическим воздействием, которое оказывает па всех нас рубеж 2000 г. Ощущение надвигающегося входа в третье тысячелетие на- кладывает особую печать па теоретическую мысль и массо- вое сознание.
Сегодня уже вызрело представление о том, что мы нахо- димся на переломном этапе, ближних подступах к вступле- нию в новое историческое измерение. С напряженным вни- манием всматриваются христианские богословы в 2000 г. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалиптические умонастроения выражаются на страни- цах печати. «Философия конца», пронизывающая весь текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в проповедях и пишут в религиозных изданиях, предвещает- ся появление^Антихриста и затем второе пришествие Хри- стово. «Глагольг вещие» уже звучат — эта нота становится все более громкой;-,.
Трагические предсказания звучат не только в христиан- ских храмах. И в мусульманских мечетях все чаще раздают- ся тирады типа: «О, рабы Аллаха, я боюсь для вас ужасно- го наказания». Появляются «персонажи», объявляющие себя пророками и грозящие бедствиями. Что уже говорить о многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.
И если бы это были малочисленные группки одержи- мых! Увы, такое умопомрачение становится чуть ли не мас- совым. Провозвестников новых божеств, низошедшнх в нашу юдоль печали, по авторитетным подсчетам насчитыва- ется более 15 миллионов. Это уже озадачивает. Множество людей всерьез ожидает «конца света».
Один за другим ставятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нище- ты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не менее 90% землян будет ис- пепелено, уничтожено и т. д., и т. п. Спасутся лишь адепты «учений», объявляющих себя единственно истинными.
Эзотерики расценивают сложившуюся по-иному ситуа- цию, утверждая, что наши горизонты более ясны, ибо бли- зится переход от Кали Юги («черного века») к Сатиа Юге («светлому веку»). И астрологи уверяют, что жесткая эпоха Рыб сменится эпохой мягкого Водолея. Наши нынешние страдания, уверяют они, предопределены энергетическим влиянием Плутона, находящегося сейчас в самом сильном зодиакальном знаке Скорпиона. Все неумолимо движется по зодиакальным путям. Страдания человечества подвигают его к необходимости объединения, создания общепланетно- го дома. Наше время — решающее.
Грустно смотрит на происходящее и наша российская ин-
теллигенция. Один из наиболее ярких и честных прозаиков последних десятилетий Юрий Нагибин в начале 80-х гг. пи- сал в своем дневнике, опубликованном в 1995 г. «Похоже, сейчас могучий органический и неорганический мир постиг- ло полное разочарование,-' институт, именуемый «человече- ство», будет закрыт навсегда. Λ Земля, отмывшись в воз- душном океане, поплывет дальше в своей изначальной чис- тоте». Тоскливая, надо сказать, оценочна. Известная публицистка, белорусская писательница Светлана Алексее- вич, отметила, что сегодня надо говорить о тупиках, в кото- рых оказалось все человечество в конце XX в. Когда-либо о нас напишут: человечество войн и революций. Безысход- ность этих сантенщш очевидна.
Люди рационального мышления, ученые и социологи по- лагают, что грядущий век несет в себе противоречивые воз- можности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая не- ведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики «по- стпрнгожинской» формации толкуют о вхождении челове- чества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введе- ное К. Ясперсом понятие «осевого времени», но уже не к прошлому (между 800 и 200 г. до н. э.), а к нынешним событиям, актуальным свершениям современников.
Действительно, привычный мир XX в., насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно транс- формируется, преображается коренным образом. Мы смот- рим в лицо новому историческому времени.
Сейчас уже ясно, что без «раздумий» в масштабе челове- чества» нельзя продуктивно проанализировать ни одной ло- кальной задачи на ином уровне: континента, страны, регио- на, города и т. д. Любые кризисы в экономике и политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризи- са, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики н экономисты разных направлений все чаще приходят к выво- ду, что наступает кризис современной мировой цивилиза- ции, охвативший природу, мировую экономику, политиче- ские отношения, культуру, и особенно самого человека.
Мир на изломе, па перепутье. Он устремлен к новому глобальному порядку. Впереди развилка истории, и необ- ходим выбор дальнейшего пути. Подобными формулами за- полнены ученые труды и массмедиа.
Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует
отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вме- сте с тем представлено неисчерпаемым многообразием дина- мичных сощюкультурных форм. Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой техноло- гии,, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов зем- ного шара сохраняются реликтовые, архаические образова- ния, сотни н сотни миллионов люден не имеют возможности пользоваться благами цивилизаций, влачат существование аутсайдеров.
Еще недавно мы жили в «двухполюсном» мире. В соци- ально-экономическом и идейно-политическом отношении противостояли друг другу, страны развитого рыночного хо- зяйства (капитализма) и страны социалистического содру- жества. Большая часть населения Земли подпадала под рас- плывчатую неопределенную характеристику — «третий мир». Распад социалистического содружества и глубокие изменения, происходящие в нашем Отечестве, резко и нео- жиданно изменили всю панораму мирового сообщества.
'Американская внешне-политическая футурология даже в 70-80-е гг. предсказала k концу века безусловное наличие биполярного мира, доминирование военных факторов, со- хранение силового баланса между Западом и странами Вар- шавского договора. Противопоставление Вашингтона и Мо- сквы полагалось как системообразующая основа всей сово- купности мировых отношений. Вдоль и поперек рассчитывались на сверхмощных компьютерах количествен- ные характеристики двух мировых силовых центров. Все предлагаемые сценарии событий разыгрывались вокруг идеи их соперничества. Оценивалась и переоценивалась мощь двух лагерей, как военная, так и экономическая, как политическая, так и духовная.
Вдруг, как гром с ясного неба, распад и деградация од- ной из конфронтирующих сторон, нашей страны. Нет было- го СССР. Есть аморфная, еще не определившаяся квази- международная конструкция, именуемая СНГ. Россия, наша Отчизна фактически уже не рассматривается как рав- ноправный партнер в мировом сообществе. Один из идеоло- гических запевал «американизма» Збигнев Бжезинский не- однократно высокомерно заявлял в адрес нашей страны? «Вы не партнеры, вы «Клиенты». Вы потерпели поражение и должны вести себя соответственно». Понятно, что амери- канские или английские политики и дипломаты не столь от- кровенны. Но за их благопристойными речами и протоколь-
иым политесом проглядывает тезис, беспеременно выска- занный 3. Бжезииским.
Характеризуя сложившуюся ситуацию, известный не- мецкий политолог Ральф Дарен-дорф с растерянностью го- ворил: «Как будто огромный ураган разрушил весь поли- тический пейзаж, уничтожив все ориентиры». Возникает 'многополярность, на первый план выходит то противостоя- ние, которое условно можно было бы обозначить «Север- Юг». G одной стороны, относительно небольшая группа вы- сокоразвитых стран с устойчивой политической системой, осваивавших новейшую информационно-компьютерную технологию, с высоким уровнем благосостояния, с другой — основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии. Здесь массовая бед- ность, бурный рост народонаселения, нестабильность внут- ренней жизни. О характере противостояния «Золотого» миллиарда и четырех миллиардов остального мирового на- селения можно судить по таким данным. В 1992 г. 20% на- иболее богатых стран получали 83/6 мирового дохода, а на долю остальных оставалось всего 17%, при этом на долю их беднейшей части — всего лишь 1,4%.
«Сытый север» и «Голодный юг». Юг, который не может обеспечить своих жителей не только едой и кровом, но и ду- ховной пищей. Индия дает миру 1/3 всех неграмотных, Ки- тай - четвертую часть, США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие аф- риканские страны. От этого соотношения никуда не уйдешь. На Конференции ООН, посвященной окружающей среде и перспективам мирового развития (июнь 1992) премьер-ми- нистр Норвегии Гру Харлем Брундланд заявила следующее: «Человеческая история достигла водораздела, за которым из- менение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требу- ют революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возмож- ность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Что и говорить, слова суро- вые и правдивые. Однако проходят годы, а ничего существен- ного не происходит. Гневные предупреждения, тревожные прогнозы еще не вывели основную массу политиков да и ря- довых людей из состояния, которое можно было бы назвать метким русским словом «авось». Авось пронесет, рассосутся сами по себе беды и печали, не грянет гром. Но надо смот- реть правде в глаза. Уже определились те тенденции, кото- рые порождают тревогу.
Не случайно пестрые концепции глобального развития подчас характеризуются как поиск «стратегии выживания». Речь уже пошла не о том как «жить», а о том, как «вы- жить», π это не может не вызвать глубокой озабоченности у всех мыслящих людей. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|