АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Характеристика бытия Парменидом
Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся воз- можная полнота совершенств, среда которых на первом ме- сте Истина, Добро, Благо, Свет* Определяя бытие как ис- тинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, не унич- тожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом.
Чтобы облегчить понимание того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парме- нид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфе- ра, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера — совершеннейшая и прекрасней- шая форма среди других геометрических фигур.
Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос - космический Ра- зим, через который раскрывается содержание мира для че- ловека непосредственно. Иначе говоря, не человек открыва- ет Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку непосредственно. Отсюда и вполне определенное толкование Парменидом человеческого мышления: оно полу- чает знания в непосредственном контакте с Разумом, кото-
рый и есть бытие. Поэтому процесс логического доказатель- ства, используемого отдельными людьми, не имеет решаю- щего значения ни для самого процесса их мышления, ни для оценки истинности знания.
Не следует переоценивать логическое доказательство как могущество ума человека,-ибо имеет свой источник в бытии-мысли, превышающей всякое логическое действо. Не случайно когда Парменид в своих рассуждениях был вы- нужден строить логическое доказательство, он подчеркива- ет, что слова, которыми он говорит, принадлежат не ему лично, а богине. Истина же бытия открывается без помо- щи рефлексии и логических операций человеческого ума. Человек призывался к смирению перед высшим могущест- вом необходимости, перед Истиной. Всякая гордыня ока- зывалась в этой ситуации неуместной. Парменидовская ин- туиция бытия внушала человеку чувство зависимости от Бо- жества, находящегося за пределами повседневности, и одновременно давала ему ощущение защищенности от субъ- ективного произвола и всяких случайностей;
Оппоненты Парменида в античности. Умаление челове- ка приняли не все философы, а потому Парменидовская ин- туиция бытия была подвергнута критике софистами, Сокра- том, киниками. Софисты (например, Протагор, V - IV вв. до и. э.) пытались сместить акцент 'философствования с бытия на человека, как место обнаружения бытия. С их точки зре- ния, человек есть мера всех вещей и он определяет статус су- ществования чего бы то нц было'.·. Он мера бытия, а потому и в жизни, и в философии следует ставить в центр человека. Сократ (V в. до и. э.) так же не принял Парменидово учение о бытии, ибо оно слишком возвеличивает притязания филоссг фов на статус представителей Божественного бытия и слиш- ком умаляет субъективный разум, мысль. Сам Сократ отка- зался от роли непосредственного и перефлектирующего меди- ума истины и установил между собой и истиной дистанцию, проходить которую и призван человеческий рассудок со свои- ми нормами, правилами логического аргументирования. И если софисты пытались отстоять автономию человека вообще, то Сократ ратовал за автономию человеческого разума. Он объявил высшей реальностью не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание.
Киники (V — IV вв до н. э.) призывали людей по- прать все нормы н правила общественной жизни, опи- раться только на самих себя во всех делах и мыслях. Не признавая существования подлинного сущего за миром чувственных вещей, они освобождали человека от необ-
ходимости жить с оглядкой на трансцендентное, что по- рождало безразлнчп-с к проблемам Добра, Истины, Бла- га. Основатель кшшзма Аптнсфен, будучи незаконно- рожденным, выразил опыт человека, извергнутого из патриархальных связей, вынужденного в реальной жиз- ни оставаться одиноким, безопорным. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира», отрицая тем самым чувство и понятие Родины, как чего-то родного н близ- кого, что дает силы, поддерживает дух, создает ощуще- ние непокинутости в мире. Термин «космополит» был изобретен ими. Другой киник - Диоген - зашел в отри- цании спорности человеческого существования так дале- ко, что способ своей жизни построил по формуле страш- ного для грека проклятия: «без общины, без дома, без отечества».
Проблема бытия и судьба западного мира. Выдающий- ся философ XX в. М. Хайдеггер, посвятивший сорок лет своей жизни проблеме бытия, утврерждал, что вопрос о бы- тии и его решение Парменидом предрешили судьбу запад- ного мира, который рождался в поэтических изречениях ан- тичного философа. Что имел в виду Хайдеггер? В чем смысл такой предрешенности?
С одной стороны, в культуру и мировоззрение было введе- но представление о существовании за пределами видимых ве- v щей невидимого мира, совершеннейшего н прекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро.
Западный мир воспринял это представление и продолжил развитее идеи трансцендентного подлинного бытия. Но если существует подлинное бытие, то, следовательно земное бытие имеет истину не в самом себе, а в чем-то ином, невидимом. Поэтому европейский мир на протяжении многих столетий от- рабатывал искусство постигать инобытие мыслью, изучал ее, тренировал ее способность работать в пространстве, где нет чувственных образов и представлений. Европейская культура, как никакая иная, довела данную способность мысли до нево- образимых высот. С другой стороны, если существует по- длинное бытие, то земное не есть подлинное. Оно нуждается в переделке, в совершенствовании, приближающем его к миру подлинному, истинному и совершеннейшему. Разного рода социальные утопии, которыми полна история Запада, явились своеобразным следствием мировоззренческого уст- ремления к подлинному бытию.
Желание людей Запада победить неправду земного бы- тия исторически реализовывалось двумя путями. Первый бьт ориентирован па практическое, предметно-деятель-
5. Философия I 29
постное воздействие па земной мир с целью его перестрой- ки; деятельность направлялась на внсшне-вещпос обряды в религии, государственное устройство, способ экономиче- ской жизни и т. д. Это — 'путь бунтов и революции, глав- ным моментом которых был слом пеподлпнного бытия и строительство на его «обломках» подлинного мира — мира всеобщего равенства, свободы, братства. В античности па этот путь встали киники: они высказывали свое пренебре- жение к миру, в котором они жили, не только в слове, но и в деле. Киники противопоставляли себя устоявшимся нор- мам и ценностям бытия, рассматривали их как чуждое по- длинности, а потому обреченное на гибель и разрушение. Отсюда странности их· поведения: Диоген жил в амфоре, хотя нормальные люди жили в домах, ходил босой, не мыл- ся, как бы бросая вызов людям. Выказывая пренебрежение к красивым и ценным вещам и предметам, киники стреми- лись разрушить их: ходили грязными ногами по дорогим коврам, били фарфоровую красивую посуду, предпочитая есть из собачей миски. Они были философами поступка (к которым можно отнести и Рахметова, спавшего на гвоздях), возбуждающими толпу нигилистов, стремящихся им подра- жать чисто внешним оЙразом, не понимая часто духовно- смысловых содержаний самих поступков.
Второй путь -- путь преобразования не внешнего мира, а своего духовно-нравственного внутреннего опыта. Проблема неподлннности бытия остается, но теперь она пе- реносится с внешнего мира на внутренний. Люди, ставшие на этот путь, стремятся переделать не государственное уст- ройство, не экономическую жизнь общества, а самих себя. Этот путь отработан ß христианстве святыми, монахами, описан в Житиях святых, представлен в деяниях Сергея Ра- донежского, Оптинских старцев и др. Небезынтересно от- метить, что многие русские мыслители в канун революции 1917 г. призывали интеллигенцию и народ пойти по второ- му пути борьбы с неподлинностыо бытия.
Итак, во-первых, проблему бытия Парменид не приду- .мал, не изобрел, опираясь на субъективные фантазии: она имел реальные жизненные (экзистенциальные) корни, от- ражала вполне определенные запросы и потребности обще- ства. Он лишь сформулировал ее на языке философии и попытался философскими методами и способами найти ее решение. Вы-вторых, вопрос о бытии и ответ, данный на пего философом, в какой-то степени предопределили ми- ровоззренческие и ценностные установки западного мира. В-третьих, нельзя отождествлять Пармеиидово бытие
(Абсолют, Благо, Добро и т. д.) с христианским Богом. Пармеиид не знает личного Бога и личного к нему отноше- ния. Бытие — это безличностная трансцендентная реаль- ность, это Абсолют, к которому античный грек не мог обра- титься с помощью личного местоимения «Ты». Античный грек не искал общения с Парменидовским бытием; ему до- статочно было уверенности в том, что бытие, как абсолют- ная мысль, есть гарант устойчивости человеческого сущест- вования. В-четвертых, решение проблемы бытия Парме- нидом открыло возможности для метафизики, т. е. учения, в котором люди пытаются говорить не только о материальном, но и о нематериальном бытии, незави- сягцим ни от человека, ни от человечества, искать по- следние идеальные причины природных сущностей и в конце концов'- всего существующего. Учение об Абсо- лютном духе, Боге, духовных сущностях и монадах, кото- рое составило в дальнейшем содержание многих трудов мыслителей западного мира, следует отнести к метафизи- ческой дисциплине.
Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени
В Новое время проблема бытия претерпела глубокие из- менения. В чем и как это проявилось?
Отказ от метафизики — одно из важнейших событий, сопровождавших изменение отношения к проблеме бытия в Новое время. Термин метафизика (дословно: «то, что идет после физики»·) был введен одним из комментаторов Аристотеля - Андроникам Родосским - для названия той части учения античного философа, содержать кото- рого не относилась к познанию природы, выходило за рам- ки естественнонаучных изысканий. В дальнейшем этим термином обозначали и в античности, ив средние века те разделы философии, которые исследовали первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и человека. Методы метафизического познания не включали, в себя чувственный опыт и предметно-практиче- ские действия и проверки; они ограничивались рассуждени- ями в пространстве чистой, мысли.
Тема бытия являлась главной в метафизике, начиная с античности. Продолжая и развивая сформулированную Парменидом проблему бытия, философы всерьез занима- лись выяснением соотношения бытия, как реальности, нахо-
5* 131
дящеися «за» миром чувственным, с вещами этого мира. Строились модели иерархического упорядочения вещей мира, критерием которого выступала степень их свободы от материи, или иными словами, степень их близости к по- длинному, нематериальному бытию. Аристотель, например, располагал мертвую материю в самом низу, затем помещал растения, животных, человека — высшее из материальных существ, способное более других к свободе от физической материальности, далее следовали смертные духи и на вер- шине иерархической лестнице — Бог, абсолютно свободный от материи, а потому совершеннейший.
Фома Аквннский тоже строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причаспгостей бытию. С его точки зрения, Бог и только он Один есть бытие как таковое, по- длинное. Все остальное — материальное и даже нематери- альное, к примеру, ангелы,— имеет ограниченное, непод- линное бытие; мера же неподлинности определяется сте- пенью причастности к бытию как таковому. Различные ступени причастности обусловливают способ существова- ния: чем выше стоит вещь на шкале ценностей, тем она са- мостоятельнее, независимее от других, тем мене она есть ча- стица многого, тем более она принадлежит себе самой. Од- ним словом, все уровни иерархии имеют ту или иную степень автономии, самостоятельности; между ними нет свя- зи порождения и взаимной причастности: все они причаст- пы только одному Богу.
Отсюда следовало: 1) Никто не помышлял объяснить происхождение высшего из низшего, например, человека из обезьяны или вообще животного мира. Каждый уровень иерархической лестницы имел свою укорененность в бытии, свою причастность бытия, определяющую характер свойств вещей. 2) В процессе познания человек ничего не мог ни прибавить, ни убавить относительно их свойств. Характери- стики бытия как подлинного, так и неподлинного ни в коей мере не зависели от процесса познания, от субъекта позна- ния и специфики его методов. Считалось, что познаняе. от- крывает свойства явлений, процессов существующего мира так, как они есть на самом деле. Гарантом такого познания является Разум, укорененный в бытии. Именно это дает возможность делать заключение от представления о вещи к самой вещи. Бог есть Разум, а,потому мысль о бытии тож- дественна самому бытию. 3) Человек, хотя и обладает наи- большей самостоятельностью по сравнению с другими уров- нями иерархии, все же не есть абсолютно самостоятельное бытие в силу своей причастности Богу.
' 132
Новое время отказалось от метафизики, а вместе с пей и от идеи абсолютного бытия.
Философские истоки упразднения понимания бытия как абсолютного и предельного основания мнровоздания. Они лежат в средневековом номинализме, философском учении, отрицающим онтологическое значение универса- лий (общих понятий). Возникнув в V в. н. э., номинализм достигает расцвета в XIV в. Самый выдающийся homiiikv- лист этого времени Оккам, используя идеи своего предше- ственника Дунса Скота, объявил Бога творцом, а сам акт творения рассматривал как Божественную волю. Это проти- воречило аристотелевской традиции, которой следовала средневековая томистская онтология, рассматривавшая Бога как устроителя порядка.
Номиналисты утверждали, что Бог сначала своей волен творит вещи, а затем уже в Его уме возникают идеи этих ве- щей. Поэтому и порядок познания должен быть такой: позна- вать вещи как единичные данности, как «вот это», а затем выяснять отношения между терминами, их обозначающими. Что же касается умопостигаемых реальностей, к которым от- носится бытие, то они не могут являться предметом всеобщего и необходимого знания. Познание — продукт познающей души, а потому оно субъективно. Нельзя делать заключение от представления о вещи к самой вещи, поскольку Бог своей волей может породить в душе такое представление, которому нет никакого соответствия в 'реальности. Следовательно, мышление не тождественно бытию. В результате разум ли- шался той укорененности в бытии, которая признавалась со времен Парменида. Разум человека объявлялся самостоятель- ной внутренней деятельностью, не зависящей от Логоса, Бога, Абсолюта, а потому большое внимание уделялось теперь от- крытию законов логики и их изучению.
Если Парменид считал, что не. человек открывает истину бытия, а сама истина открывается человеку, в силу приоб- щенности его разума к Космическому Разуму, то номина- лизм ставит проблему истины в прямую зависимость от субъективных познавательных способностей человека. И если Парменид удерживал людей от переоценки своих ло- гических способностей и действенности логических доказа- тельств, внушал им, что могущество их ума имеет свой ис- точник не в самом уме, а в чем-то, что превышает его спо- собности, то номиналисты объявили человеческий ум самой непосредственной и самоочевидной реальностью, существу- ющей сама по себе. Пармепид учил: уму непосредственно дано бытие, тогда как номиналисты говорили: уму непос-
редствешю дан только сам ум через посредство рефлексии. Разум, ум рассматривались теперь не как реальная сущ- ность, а лишь как направленность на реальность интенци- алыюсть. Существование самоочевидных и умопостигае- мых истин отрицалось: разуму человека теперь надо было прибегать к интеллектуальным уловкам, чтобы достичь ка- кого-либо приближения к истинному знанию. Именно номи- нализм заложил основания для выделения гносеологии в са- мостоятельную область исследования, занятую изучением способов и методов постижения релыюсти с помощью ума человека.
Номинализм оказал огромное влияние на мыслителей Запада XVII — XVIII вв., как эмпирического направления (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Л. Юм и др.), так и рацио- •налистического (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Так, Юм утвер- ждал, что быть — значит быть единичным фактическим су- ществованием.
В аристотелевско-схоластической традиции ум человека не трактовался как особая «внутренняя» реальность, а пото- му никто в этой традиции не помышлял о специальном ее изучении, о ее противопоставлении материальной реально- сти. Единственной подлинной реальностью признавалось абсолютное бытие, Бог, а все остальные реальности, как ма- териальные, так и нематериальные, считались существую- щими, но с разной степенью причастности к подлинному бытию. Номиналистически ориентированные философы за- нялись изучением возможностей познания, признав челове- ческий ум самодостаточным для деятельности познания. Произошло возвеличивание человека и его ума.
Номиналистическая традиция была усвоена протестан- тизмом (в частности, лютеранством), поэтому философы протестантского вероисповедания сильнее всего испытали влияние номинализма. Основатели протестантизма — Лю- тер, Кальвин, Цвннгли —'признали огромные права за ин- дивидуальным разумом, считая, что он сам, один, может вместить в себя все богатство Истины, всю ее полноту. Прежнее толкование индивидуального разума как частицы Абсолютного Разума оказалось невостребованным.
Нагляднее всего номиналистическая традиция, усвоенная протестантизмом, проявилась в философии И. Канта. (Не случайно русская религиозная философия не приняла его гносеологию.) Бытие и вся связанная с ним проблематика не интересуют Канта. Предмет его философии — знание и субъ- ект знания. Он отвергает принцип тождества мышления и бы- тия (главный принцип парменидовской и аристотелевско-
Средневековой традиции), возможность интеллектуального со- зерцания, связь ума человека с Логосом — Абсолютом.
Утверждая существование априорных форм чувственности π рассудка, Кант придал им функцию направлять ум (прово- цировать интенциональность ума), но не к постижению Бога, Абсолюта, а на познание объекта, который не имеет автоном- ного существования, но конституируется в мире опыта, т. е. в мире отношений предметного мира и человека как субъекта познания. Кант, как и номиналист Дуне Скот, рассматривает Божественную волю основанием творения. А так как воля содер- жит всегда элементы иррациональные, то мир, сотворенный Богом, не может быть до конца познан разумом. Отсюда и следует основная мыслб гносеологии Канта: разум человека ограничен в своих познавательных возможностях, ибо Бог творит не по разуму, а по воле. Правда, Кант вводит понятие «вещи в себе» для обозначения реальности, безотносительной к познающему субъект)', но к познанию это не имеет уже ни- какого отношения.
Суммируя, сделаем следующие выводы: 1. Начиная со средневекового номинализма на Западе нарастает тен- денция отказа от метафизики. 2. Утверждается точка зрения, согласно которой непосредственно нам дано только содержание нашего сознания, мышления. 3. Это содержание есть именно то, о чем мы можем что-то знать. 4. Мир не есть некая сумма многообразных, Пре- бывающих в нем форм существования; он представляет собой самовосприятие сознания, содержание которого от- крывается с помощью рефлексии. 5. Возникает, если мож- но так сказать, совершенно новый вид метафизики, где бы- тие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. 6. Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом, кото- рый многие-философы XX в. называли «роковым».
М. Хайдеггер считал, что отказ от понимаиия бытия в его метафизическом смысле — не результат каких-то учений, фи- лософских построений. Совсем наоборот: философия отказа- лась от темы бытия в силу того, что в Европе произошли ка- кие-то мировоззренческие сдвиги, которые сам он называл «онтологическим нигилизмом». Нигилизм — отрицательное отношение к чему бы то ни было. Онтология - учение о бы- тии как оно есть вне и независшю от человека. Поэтому «онтологический нигилизм» означает отказ от признания су- ществования такого бытия, а в пределе — отказ от Бога. При- чем, по мысли Хайдеггера, этот «нигилизм» принял всемир-
но-исторические размеры, и в процесс отказа от Абсолюта (Бога) вовлечены многие народы Нового времени. Такова судьба Европы, и как всякая судьба, она не может быть при- чинно объяснена
Когда мы говорили о проблеме бытия, открыто!! Парме- нидом, то указали па исток: людям нужна была опора в мире, они желали стабильности своего существования и га- рантии порядка Однако почему люди отказались от Абсо- люта, Бега, почему они решили взять на самих себя φνιιι; щш Абсолюта? — эти вопросы остаются без ответа, и Хай деггер честно о том говорит.
Мировоззрение Нового времени и философское осмысле ние проблемы бытия. Отказ от проблемы бытия, от мета- физики — не просто взгляд, которого начали придержи- ваться те или иные мыслители, в του пли иной стране Это историческое свершение, выразившееся прежде всего в из- менении мирочувствования, мироощущения, мировоззре- ния. Произошедшие изменения (бытийно-онтологнческн) философия только зафиксировала, выразив па своем языке
Можно выделить несколько основных компонентов ми ровоззрсния Нового времени. 1. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование чего-то, являющегося основанием жизни и деятельности людей. Отсюда замкну- тость в субъективном, упование только на себя. Деятель- ность, не ориентированная более на высшее Благо, Истину и Красоту, превращается, как писал русский религиозный философ отец П. Флоренский, либо во внешне-полезную (достижение ближайших корыстных интересов, связанных с материальным бытием), либо во внешне-развлекательную (искусственное заполнение свободного времени забавами, превращение всего искусства в способ развлечения, а не ду- ховного развития). Замкнутость на субъективном прояви- лась и в языке. Появляется слово «изобретение» вместо прежнего «обретения». П. Флоренский пояснил, что «изо- бретение» признает меня (тебя), т. с человека, главными творцами всего, позволяет сказать о произведении искусст- ва· «Мое», даже если оно является компиляцией. Человек стал говорить π творить от себя забыв что апостол Павел учил «Ибо от самого Господа принял, что и вам передал... Мы - посланники от имени Христа, и как бы сам Бог уве- щевает через наг> ( II Кор. 5:20). «Обретение» — нечто иное Этим словом люди выражали уверенность в том, что все созданное ими — результат не их субъективных усилий и фантазий, а объективно сущее, по проявленное с их по- мощью. Поэтому-то в средние века перед каждым актом
учения, творчества н любого иного деяния лг- цп мчлилг· Бога о помощи н благодарили за нее в конце В нашей к\ чь туре «онтологического нигилизма» только монахи-иконопи· цы придерживаются упомянутого правила они долго потлт ся молятся, прежде чем приступить к написанию иконы. лп< не изобретают, а обретают в иконе Божью благодать
2. Человек., его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как. единственное несомненное и подлинное бытие. Такую мировоззренческую установи воспроизводил в своей философии основатель рацнонали стической культуры Запада Р. Декарт. Он писал, что мож но сомневаться, существует ли объективный мир Бел, природа другие люди, даже мое собственное тело - не нельзя сомневаться в том что я мыслю, а следовательно существую Более того, употребляя термин «бытие» в тек сте, Декарт сразу же оговаривается, что он просит у читате ля разрешение на пользование данным термином схоласти ки, т. е. средневековой философии и теологии Это виде тельство того какой резкий сдвиг в мировоззрении людей произошел на рубеже XVI - XVII вв Философы Нового времени связывают проблему бытия лишь с человеком, от называя бытию в объективности.
Приведем примеры понимания бытия в разных фило- софских учениях. И. Кант говорит о бытии, зависимом о^ познания Философия жизни утверждает, что бытие это жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Фкло софская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы н тем обос- новывать все сущее ГИпириокритнцнзм видит единствен пую бытийную реальность в человеческих ощущениях, а эк зистенциализм. прямо заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие вопрос о бытии - это вопрос о его смысле, а смысл всегда задает сам чело- век Марксистская философия отождествляет бытие с при родой, утверлсдая, что бытие «вообще есть открытый вон рос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» (Энгельс). Бытие есть только то, что может быть определено (определить - положить предел, ограничить какцмн-то границами) научным, рациональным знанием и практикой Оно есть объективный мир (природа и обще- ство), данный человеку в сто предметно практической дея тельности
3. Ослабление идеи существования величественного объек тивного бытия Абсолюта, Бога и т д сопровождается пере
оценкой времени: никто уже не думает о вечности. Время человеческого существования рассыпается на «взаимно иск- лючающие точки — мгновения: здесь и теперь, там и тогда». (П. Флоренский). Точка - мгновение, как временной интер- вал, не в состоянии вместить в себя всю полноту мыслей и чувств человека, связанных с переживанием вечности: ее вме- стимость ограничивается набором сиюминутных потребностей «я», которое воспринимает себя как нечто исключительное и абсолютное. Человек перестает искать высоких смыслов жиз- ни: он сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворе- нию своих земных человеческих («слишком человеческих», как говорил Ницше) потребностей. Суетная жажда устроить жизнь «здесь» π «сейчас», насытиться ею перед смертью, за которой пустота и тлей,— такова одна из мировоззренческих установок Нового времени.
Время человеческого существования выпадает из вечно- сти, спрессовывается в настоящем «здесь» и «сейчас». Связь с традицией практически прерывается, и формирует- ся цивилизация, которую русский религиозный философ Н. Федоров называл «цивилизацией молодых». Она характе- ризуется забвением долга перед отцами, предками, возвели- чиванием поколения молодых, сынов, которые в своей гор- дыне пренебрегают опытом прошлого, надеясь только на свои силы и формируя свои ценности. Возникает принципи- альное непонимание между старым и новым поколениями: рвется связь времен.
Еще Сервантес обнаружил зазор между старым (средне- ьековым) мировоззрением и новым, нарождающимся в Ев- ропе на рубеже XVI — XVII вв. Его Дон-Кихот, пытаю- щийся жить по законам рыцарской чести и доблести, не зна- ющим тяги к накопительству, исповедующий культ прекрасной дамы и тяготеющий к любовной рыцарской воз- вышенной лирике, воспринимается «новыми» людьми (бур- жуа) как сумасшедший или близкий к безумию человек. В новой мировоззренческой структуре бескорыстная доблесть и честь выглядят, по меньшей мере, как нелепость. Дон-Ки- хот непонятен и смешон для людей Нового времени: это яркий показатель того, что мир сдвинулся, построился по-новому и стал продуцировать совсем-иное, свое мировоззрение.
4. Увсроваь в силу своего разума, люди уверовали в свои способности изменять мир, опираясь при этом на законы мироздания, открытые разумом. Формируется убеждение в деятельности природы человека, в его назначении переде- лывать подлунный мир Так, в известном П-тезисе о Фейер- бахе Маркс писал, что философы раньше лишь различным
образом объясняли мир, тогда как дело заключается в том, чтобы его изменять. Но что же можно изменять? То, что Ht создано Богом, т. с. не вечно, рукотворно. На мир переста- ли смотреть как на Божественный порядок; все преврати- лось в поле конструктивной деятельности человека. Неру- котворное же, сотворенное не человеком, а чем-то или кем- то, что превышает его силы, изменить невозможно: его можно только объяснить. Воззрение на мир как на руко- творный (особенно это касается общества) способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству социальной жизни людей, а затем, и природы. Социальные утопии, учения анархистов, теории научного социализма — все они исходили из предположения возможности перекон- струирования общества и природы с помощью разума и предметно-деятельных сил человека.
5. Онтологический нигилизм, задав своеобразный сек- тор движению европейской истории, привел к господств!/ материализма, но не просто е теории, а прежде всего в жизни. Материальные потребности стали ведущими, доми- нирующими в жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая и осознанная борьба классов, в основе которой лежал материальный интерес. Активизируется че- ловеческая деловитость, ориентированная на пользу и эко- номический успех. Стимулом жизни человека и его само- усовершенствования стали материальные потребности.
Таким образом, мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и ее высшую форму — сознание. В условиях отказа от традицион- ного понимания бытия как высшей и запредельной реально- сти, человеку оказались ненужными ранее культивировавшие- ся и воспринимающиеся как само собой разумеющееся транс- цендентные акты, т. е. умение выходить за пределы чувственного опыта и делать предметом рассмотрения бытие, которое не совпадает с конечным, эмпирическим миром. Трансцендентность — это вечный бой с инстинктами, попыт- ка возвыситься над собой, перестроить свое существование по типу должного. Некоторые авторы считают, что в настоящее время на планете имеются целые народы с угасшей трансцен- дентностью, среди которых называют и американский конти- нент. Главная тема политических дискуссий в Америке — воп- росы, связанные с экономикой: прибыль, распределение бюд- жета, налоги и т. д. Совершенно не обсуждаются проблемы, выходящие за пределы материально-экономических отноше- ний и устройства социального комфорта.
Ослабление тяги к трансцендентному обернулось усиле- нием роли инстинктов, воли к власти и т. д. Эту ситуацию Ф. Ницше выразил в афоризме «Бог умер», смысл которого н заключается в том, что человек в Новое время попытался сам из себя сотворить нормы условия осмысления себя как личности, смысла жизни, цели существования. Его миро- воззрение стало нерелигиозным
Содержание мировоззрения человека Нового времени, которое мы описали, формировалось не под воздействием философских теорий и учений. Наоборот. Философия вы- разила дух эпохи, высказала па своем языке, зафиксирова- ла с помощью своего мышления случившееся реально. На- пример, Р. Декарт, от которого ведет отсчет философия Но- вого времени, утверждал, что акт мышления — «я мыслю» — есть самое простое и самоочевиднейшее основание сущест- вования человека н мира. Это утверждение на языке фило- софии Декарта звучит так: cogito ergo sum («мыслю, следо- вательно, существую»). За этим малопонятным непосвя- щенному в философию высказыванием скрывается целая концепция, суть которой в следующем: человек, как суще- ство, способное сказать «я мыслю, я существую», является возможностью н условием существования мира, но не мира вообще, а мира, который он (человек) может понимать, по- человечески в нем действовать, ставить какие-то цели, сораз- мерные миру и себе, что-то знать о нем. Человек — начало и причина всего, что случается с ним и с миром. Человек сам и только сам с помощью собственного труда и собственных духовных усилий может обеспечить свое бытие в мире, мо- жет реализовать (или не реализовать) себя. Декарт, как уже отмечалось выше, сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Это значит, что бытие стало субъ- ектным: оно трансформировалось в человекоразмерное бы- тие, определяемое человеческими способностями восприни- мать и действовать.
М. Хайдеггер выразил это же самое так: «Бытие сущего стало субъективностью», «теперь горизонт уже не светится сам собой. Теперь он лишь точка зрения» человека, кото- рый к тому же сам и творит ее. Выражение «человек творит мир» стало одним из самых популярных как в философии, так и в общественном сознании вообще. Человек попытался занять Место Бога на Земле. Философские учения отреаги- ровали на эту попытку по-своему: метафизическая пробле- ма бытия перестала их интересовать, она отодвинулась на периферию внимания со стороны философов, которые заня- лись проблемами гносеологии, деятельностной природы че-
ловека, его свободы, прав и т. д.
Все, о чем мы рассуждали выше, относится к западному миру и западному человеку. Обсуждались ли проблемы бы- тия в русской философии, и если — да, то приняли ли рус- ские философы переориентацию Запада в вопросах бытия?
3. Проблема бытия в русской религиозной философии
Критика понимания бытия о западноевропейской фи- лософии. Естественно возникает вопрос: почему мы обраща- емся к рассмотрению проблемы бытия в религиозной фило- софии? В предыдущих разделах уже было показано, что традиционная проблема бытия являлась предметом метафи- зики, которая в той или иной мере всегда занималась рас- смотрением бытия как Абсолюта, Бога. Поэтому религиоз- ная русская философия не могла обойти эту тему, а также не могла не отреагировать на ее нетрадиционное решение в западной философии, начиная с XVII в. Она выступила с резкой критикой не только рационализации понимания бы- тия, но и сведения его к формам человеческого познания и шире — существования. Приговор субъективному бытию был суров: мировоззрение, в котором власть Абсолюта сме- нилась «властью призрачных феномепалыгостей» (Н. Бер- дяев), неизбежно ставит на первое место вопросы земного благоденствия. Человек, перестав ощущать опеку сверх- чувственного бытия, обожествил человеческий род, себя са- мого и свои потребности. Вера в Абсолют заменяется верой в человека и его неограниченные возможности окончатель- ного социального переустройства, создания на земле такого Общества, в котором все люди будут счастливы, а все их потребности — удовлетворены. Люди впадают в соблазн считать себя творцами мира. Подобный соблазн заведет (и уже завел) их в тупик, ибо идея земного рая — это утопия, о чем говорит и Священное Писание, и учение Отцов Вос- точной Церкви.
Русские философы связывали то или иное решение проблемы бытия со спецификой мировоззрения, миро- ощущения народа, людей определенной культуры. Они считали, что философские проблемы и их решения под- питываются духов ыми запросами людей, а точнее, яв- ляются их отражением. И тот факт, что философия За- пада, начиная с Декарта н Локка, признавала первич- ным, непосредственно данным, самоочевидным сознание, знание, а не бытие, напрямую связан с мировоззрением,
господстпующим n западноевропейской культуре того времени. Поэтому Декартов принцип, поставивший на место безусловного бытия реальность «я», отождествля- ющий бытие с субъектом познания, воспринимался евро- пейцами как само собой разумеющийся, понятный и бес- спорный. Философия, объявляющая первичным созна- ние, мышление, есть субъективный идеализм. Начиная с Декарта, мало кто сомневался в самоочевидности π до- стоверности названного идеализма.
С. Л. Франк в работе «Духовные основы общества» пи- сал, что «эта кажущаяся самоочевидность идеализма выра- жена в известных словах Канта: «Кроме нашего знания, мы все же ничего не имеем, с чем можно было бы сравнить паше знание». Это не только абстрактная философская тео- рия, тезис, передаваемый через какое-то теоретическое осно- вание, но непосредственное выражение в какой-то степени спонтанного жизнеощущения. Какого же? Философ характе- ризует его следующим образом: «Новый западноевропей- ский человек ощущает себя именно как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее — лишь как данное для этого сознания или воспринимаемое через его посредство. Он не чувствует себя укорененным в бытии или находящим- ся в нем н свою собственную жизнь ощущает не как выра- жение самого бытия, а как другую инстанцию, которая про- тивостоит бытию, т. е. он чувствует себя, так сказать, раз- веденным с бытием и может к нему пробиться только окольным путем сознательного познания». И если Декарт свел содержание сознания, опыта сознания к предметно-ло- гическому, то этим он передал реальное содержание созна- ния реальных людей, которых интересовал лишь предмет- ный мир н трезво-практическое к нему отношение. Декар- товская трактовка темы бытия отразила уже случившееся изменение в обыденном мировоззрении, в повседневном восприятии мира, который для людей стал будничным, без святыни, а потому не требующим благоговейного трепета. С. Л. Франк оценил Декартово воззрение как «глубокое за- блуждение н притом гибельное», натворившее «безмерно много вреда не только в теоретическом самосознании фило- софии, но н в духовной жизни европейского человечества».
Не принял европейского толкования бытия, появившегося в Новое время, и Н. А. Бердяев. Он писал, что в европейской философии, например у Канта, утверждается примат позна- ния над бытием, отождествление его с научным знанием, ра- ционализация и лотзация бытия, что проводит к «роковому» разрыву с Абсолютом. Философия перестает подпитываться
религиозными соками, тайны бытия таинства жизни для нее оказываются закрытыми: она превращается в полицейского, следящего за тем, чтобы никто не нарушал открытых ею ра- циональных форм н методов мышления и познания, чтобы никто не вздумал всерьез говорить о ценности трансцендент- ного бытпя, о его первичности и несомненности. «Но ведь бе- зумие думать,— говорил Н. А. Бердяев,— что бытие может за- висеть от познания, что оно дано лишь в науках, что вне суж- дения не может быть н речи о бытии» *
Разрыв с Абсолютом, который явился следствием начав- шегося еще со времен Сократа пристрастия человека к себе самому, зафиксирован во всей рационалистической запад- но-европейской философии, считал другой русский религи- озный мыслитель Η. Φ. Федоров. Эстафету, в которой пе- редавалась идея возвеличивания человека и принижения Абсолюта, он представил в следующем виде. «Познай само- го себя», — говорит демон Сократа (или Дельфийский де- мон). «Познаю, следовательно существую»,— отвечает Де- карт. Фихте поясняет: «Я — познающее и есть существую- щее; все же прочее есть лишь познаваемое, т. е. лишь мысленное, следовательно, несуществующее». Штирнер за- ключает: «Возлюби себя всею душою твоею, всем сердцем твоим». Ницше вторит: «Найди·в себе себя, будь единствен- ным, ничего, кроме себя, не признавай».
П. Флоренский называл позицию западно-европейской субъективно-идеалистической философии, абсолютизирующей субъективность, «иллюзионизмом», а ее основанием призна- вал «онтологическую пустоту», т. е. отказ от признания по- длинной реальности, потеря ощущения ее существования.
Представленные выше позиции русских религиозных философов с очевидностью свидетельствуют об их неприя- тии номинализма и основанного на нем сдвига в понимании проблемы бытия. Каковы же были их аргументы?
Главный и основной заключался в утверждении специфи- ки русского мировоззрения, базирующегося на ином, по срав- нению с западным, мироощущении. Поэтому на русской по- чве не мог вырасти ни Декарт, 'ни Кант и др. Специфику та- кого мироощущения С. Л. Франк описывает следующим образом: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию все- общему и укореняется в-нем и что совершенное жизненное со- держание личности, ее мышление как род ее деятельности просуществует только на этой почве,— это чувство бытия, ко-
* II. А. Бердяев. Философия свободы. М. 1989. С. 77.
торос дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не ста- новясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надиндивидуалыю н самоочевидно, составляет суть типично.русского онтологиз- ма>>. То есть для русского мироощущения существование бы- тия как такового, в его трансцендентности (в его независимо- сти от всякого познания н знания о нем) является более оче- видным и смысложпзненным, чем существование моего «я» π сознания, которым оно обладает. В таком мироощущении не доминирует субъективизм, ориентированный на утверждение самодостаточности, автономности, закрытости и своеобразия нашего внутреннего мира, нашей способности мыслить, созна- вать, безотносительно к бытию как таковому. В этом миро- ощущении неустранимо чувство сопричастности человека и его в!гутреннего мира чему-то, что превышает способности и возможности конечного бытия людей, неустранимо ощущение того, что «мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым, существуем в нем н обладаем им совершенно непосредственно — не через познающее созна- ние, а через первичное переживание*». Потому-то русская религиозная философия, питающаяся соками русского миро- ощущения, тяготеет к онтологизму, а не к той или иной форме субъективного идеализма.
С. Л. Франк, Н. А. Бердяев и другие мыслители не призна- вали познание, мышление необходимым средством проникно- сення в бытие: последнее дано людям и вне этих интеллекту- альных процедур в актах переживаний, сопровождающих саму причасти·· ть к Абсолюту. Сознание не есть нечто первичное; первично бытие, а укорененность человека в бы- тии делает созхожньш само сознание. Нельзя отождеств- лять содержание сознания, а тем более предметное, с бы- тием. Оно дано нам не посредством сознания, познания, и не в силу существования нашего «я». Все как раз наоборот. Наше «я»·, паше сознание и познание есть проявление, выра- жение бытия в пас и через пас. Не бытие обязано нам своей возможностью открыться, явиться, обнаружиться, а мы обязаны ему, ибо только наша укорененность в бытии обеспе- чивает нам возможность постижения мира как через мышле- ние, так н с помощью переживания. Сознание, познание, все понятия — это вторичные образования, формы освоения бы- тия. Что же касается переживания, то оно раньше и глубже, непосредственнее связывает пас с бытием, чем это делает рассудочно-разумное познание. К бытию вообще, а тем более
* С. Л. Франк. Духовные основы общества. М. 1992. С. 481.
к бытию Абсолютному (Божьему), нельзя прийти через суж- дения, через логическую процедуру дедукции (умозаключе- ние от общих суждений к частным пли другим общим выво- дам) пли индукции (логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу). Нельзя доказать бы- тие Бога. Можно только из Него исходить, приняв его изна- чально до всякого познания, до суждения, до сознательного осмысления; принять нерациональным сознанием, т. е. от- крыть вначале Бога в сердце. Знание не есть отражение, а еще хуже - конструирование бытия; оно - самораскрытие, самооформление, самоявленность бытия (Н. Бердяев).
Специфическое отношение русской философии к про- блеме бытия имеет истоки в русской религиозном созна- нии. В христианстве идея спасения — одна из главных. Вопрос о том, как человек приходит к спасению, обсужда- ется с давних времен. На Западе он — принципиальная тема спора между католиками и протестантами. Первые ут- верждают, что путь к спасению лежит через внутренний об- раз мыслей, через внутренний настрой на религиозность, на Бога. Вторые убеждены в том, что только внешне-полезные дела и действия человека спасут его. Православие не при- нимает ни ту, ни другую сторону по той причине, что счи- тает этот спор беспредметным, ибо спасти человека может только сам Бог по мере того, как Он завладевает человеком, если тот стремится погрузиться в Божественное бытие. Ре- лигиозному православному чувству не понятно разделение религиозной жизни на внутреннюю (субъективно-личност- ную) и внешнюю (объективно-иадличностную). Именно бы- тие в Боге — суть русской религиозности, которая опреде- лила философское решение темы бытия. Религиозный он- тологизм стал основанием философского онтологизма.
Следует подчеркнуть, что русское мироощущение, сво- бодное от чувства самодостаточности и независимости инди- видуальности от бытия, проявилось не только в философии, но и в литературе. Достоевский, например, описывая тем- ные и тайные бездны человеческой души, исходил из впол- не определенной предпосылки: он верил, что человеческая душа в своих бесконечных глубинах укоренена (от слова «корень») в последних безднах бытия, непосредственно связана с самим Богом (или с Сатаной, как у Смердякова). Не случайно описываемые им страсти человеческой души, как правило, достигали такой силы, которая превышала обычные чувства реальных людей. Создавалось впечатле- ние, что в человеке, обуреваемом страстями, проявляется какая-то метафизическая сила.
Итак, русскому мироощущению и русской религиозной философии было чуждо представление об индивидуально- личностной сфере как подлинном бытии. Духовное творчест- во русских мыслителей (как светских, так н религиозных) было направлено на уяснение глубочайших онтологических, бытийственных истоков человеческой жизни. Религиозные философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике новоевропейского человека, который слишком пристрастился к себе самому, возгордился своей автономностью и возжелал быть богом па земле. Они считали такую мировоззренческую установку соблазном, грехом, ведущим в социальный, поли- тический, нравственный тупик. Выход из него русские рели- гиозные философы видели в укоренении такого мировоззре- ния, которое признавало бы, что бытие дано изначально, до всяких форм человеческой деятельности: практической и тео- ретической. Нельзя, считали они, идти в познании к бытию, как к объективной и абсолютной истине. Напротив, нужно исходить из бытия как изначально данного нашему целостно- му сознанию, в котором нет еще деления на субъект и объект, а есть полнота слияния человека и Абсолюта. Знание — само- раскрытие бытия, происходящее в недрах самого же бытия; познающий же субъект не должен брать на себя функцию главного члена в отношении субъект — объект, не должен, следуя Канту, утверждать, что он конструирует мир явлений в опыте своего сознания: человеку необходимо смириться с тем, что его индивидуальное сознание есть лишь медиум (от лат. medius - средний), т. е. посредник между миром и Аб- солютом. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|