АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Философия: человек и мир
Философские картины мира очень многообразны, одна- ко все они строятся вокруг отношения мир — человек. Впро- чем, вполне приемлема и инверсия: человек —мир. Собст- венно на этом различении строятся две.ждущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объ- ективистской и субъективистской.
Объективистские концепции, независимо от того, явля- ются они материалистическими пли идеалистическими, от- дают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объек- тивен, т. е. не зависит в своем существовании н качествах от
9* 259
желаний субъектов π человеческого способа видения. Исти- на для всех едина: для людей, богов, демонов и любых ра- зумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с Юпи- тера, у которой уши па ногах, а видит она исключительно в инфракрасной части спектра, истины и законы логики бу- дут для нее те же, что и для нас, так как они отражают объективные характеристики действительности (или, на- против, эмпирическая' действительность есть выражение объективных логических законов). Объективистские фило- софские концепции полагают, что мы все можем и должны находить общие позиции по вопросу о качествах действи- тельности и своем месте в ней, а те, кто упрямствует в от- стаивании особой позиции - просто заблуждается, впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как счита- ют, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.
Противоположностью объективизма является субъекти- визм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заме- няется на множество «мирков». Я —сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зре- ния, пребыванию в своих ситуациях, и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего инди- видуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная дейст- вительность преломляется через мое уникальное «я», пото- му, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объектив- ное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей актив- ности. Границы между «я» и миром размываются при доми- нировании личностного начала. Ярким примером субъекти- визма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, ко- торый считает, что человек, не по своей воле «заброшенный в бытие» - полностью свободен. Общих истин и общих пра- вил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая, все что пожелает, и отвечая только перед са- мим собой. Поддаться общим истинам и взглядам — значит предать самого себя.
Огромное «пространство» между двумя крайними полю- сами и составляет поле философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире - от пас, и что - от самого мира? Что от субъектив- ности и что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Как в старой молитве: «Господи, дай мне понять, что я могу изменить, дай мне понять, чего я изме-
нить не могу, и научи отличать первое от второго!» Фило- софия уже две с половиной тысячи лет пытается отличать, хотя ее поиски не всегда успешны.
Философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно оно возможно! Можем ли мы получать истин- ные объективные знания или всякая наша обращенность к миру есть взгляд через искажающие очки потребностей и пристрастий? Великий философ XVIII в. Иммануил Кант выдвинул идею о том, что пространство и время, через ко- торые мы воспринимаем действительность, есть лишь спо- соб нашего человеческого видения, и каков мир «сам по себе» —совершенно неизвестно. «Ну и не надо нам этого знать!» — сказали впоследствии философы-прагматисты, — главное — получать практические результаты, а что там на самом деле, совсем не важно!» Однако другие философы не согласились с таким отказом от познания, и решили, если уж и не пробиваться к реальности «самой по себе», то по крайней мере, выработать единую точку зрения на то, ка- ким мир для нас представляется.
В западной философии в наши дни доминируют и спо- рят между собой два основных подхода. Согласно первому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека во- обще быть не может. Каждый человек и каждый философ «варятся в собственном соку» и не имеют выхода к своим братьям по разуму.
В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а, значит, и формирование единых, обще- значимых представлений о том,· что являют собой мир и че- ловек. Как бы то ни было, философы всегда общаются меж- ду собой, с другими людьми и ищут общий язык, общие ракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных ми- ров» действительно много, и они порой довольно далеко от- стоят друг от друга.
Чтобы не впадать η крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает паша жизнь- это сплав субъектив- ного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от пас, и эта сложная диалектика каждый раз кон- кретно рассматривается философией на иском уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы об- суждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело — во всем сомневаться, все подвергать строгому критическому анали- зу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне зна- ния. В этом философия противоположна религии, стремя-
щейся точно воспроизводить древний канон. Философская картина мира — это картина, бесконечно рисуемая пытли- вым интеллектом, включающая сложное переплетение чело- веческого и внечеловеч'еского, материального и духовного, минутного и вечного.
Рекомендуемая литература
Граф С. За пределами мозга. М., 1993. Крывелев II. Λ. История религий. М., 1988. Т. 2.
Крымский С. Б., Кузнецов В. II. Мировоззренческие категории в совре- менном естествознании. Киев, 1983. Культура, человек и картина мира. М. 1987.
Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. ШюцА. Структура повседневного мышлснияХ/Социс. 1988, № 2. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1984.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют картины мира и вокруг каких отношений они стро- ятся? 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|