АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Биологическое и социальное в человеке. Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении био- логического и социального в человеке

Читайте также:
  1. Автономия, дисциплина и просоциальное поведение
  2. Антисоциальное расстройство личности.
  3. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме
  4. Асоциальное поведение школьника
  5. Безработица и социальное поведение: теория и опыт социологических исследований
  6. Безработица, бедность, социальное выпадение (social exclusion)
  7. Биологическое действие лазерного излучения. Нормирование и основные средства защиты.
  8. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ СОЛНЕЧНОГО СПЕКТРА
  9. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИХОРАДКИ
  10. Биологическое и социальное в человеке
  11. Биологическое и социальное в человеке

Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий
сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении био-
логического и социального в человеке, или, говоря иначе,
вопрос о природе человека. В философской литературе сло-
жились две позиции по этому вопросу. Согласно одной,
природа человека всецело социальна. Согласно другой, она
не только социальна, но и биологически нагружена. При
этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека
имеет и биологические детерминанты, определяющие зави-
симость человека от набора генов, баланса вырабатываемых
гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других
факторов.

Существование этих, факторов признают все. Речь идет о
том, существуют ли биологически запрограммированные
протосоциальные схемы поведения человека. Вопрос этот
очень сложный и запутанный. Сторонники и того и другого
подходов черпают доводы из серьезных источников. Сто-
ронники первого, утверждая, что человек рождается с един-
ственной способностью, «способностью приобретать челове-
ческие способности» (выражение А. Н. Леонтьева) ссыла-
ются на эксперимент, поставленный самой природой и
продолженный человеком.

Речь идет о слепоглухонемых детях (родившихся или
ставших такими, в самом раннем детстве) из специальной
школы в Загорске. До школы они были даже не животные,
а растения. У них были оборваны все важнейшие каналы
связи с миром, причем еще до того момента, как они могли
освоить хотя бы малую часть культурного содержания, не-
обходимого для становления человека. Само же по себе это
содержание не формировалось. У них отсутствовал даже
исследовательский рефлекс, якобы открытый И. П. Павло-
вым. Они могли умереть, даже если пища была рядом. И
только в школе, с использованием специальных методик,
основанных на концепции предметной деятельности, их по-
степенно приучали к орудийной деятельности, начиная с
приема пищи и кончая сложными навыками письма. С раз-
бивкой по операциям их учили произносить членораздель-
ные звуки, затем говорить, затем читать и писать с по-
мощью азбуки Бройля. В результате формировались люди,
хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во
всех других отношениях вполне нормальные, что подтверж-
дается тем, что четверо из них окончили психологический
факультет Московского университета.

8* 227


Сторонники второго подхода ссылаются на данные совре-
менной социобиолопш, усиленно развивающейся с 1975 г.,
когда ее основоположник Э. Уплс'оп опубликовал книгу
«Соцпобпология: Новый синтез». Согласно социобиологин,
большинство стереотипных форм человеческого поведения
свойственно и млекопитающим, а более специфических
форм— поведению, приматов. Среди этих стереотипных форм
Э. Уплсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определен-
ного местообитанпя, агрессивность, следование отработанным
эволюцией формам сексуального поведения, непотизм (семей-
ственность), что в данном случае означает приверженность не
только родственным, но и внутрипопуляционным образовани-
ям, наконец, социализацию с помощью отработанных эволю-
цией способов и механизмов и др. При этом нужно иметь вви-
ду, что когда речь идет об альтруизме, защите местообитанпя,
непотизме и прочих названных формах человеческого поведе-
ния, соответствующие термины употребляются метафорически.

Если, к примеру, какие-то действия именуются альт-
руистическими, это не значит, что каждому соответству-
ющему действию предшествует сознательное намерение,
основывающееся на различении добра и зла. Когда био-
логи говорят об альтруизме, пишет исследователь этого
направления Майкл Рьюз, они подразумевают социаль-
ное взаимодействие, которое расширяет эволюционные
возможности там, где они сопровождаются повышением
репродуктивного успеха. Признавая решающее влияние
культурной эволюции, социобиологи стараются обратить
внимание на то, что на формы, Ё каких мы мыслим и
действуем, оказывает тонкое, на структурном уровне,
влияние и наша биология. Но они отнюдь не утвержда-
ют, пишет М. Рыоз, что биология наполняет нас врож-
денными идеями, которые, якобы, приводят к ясному по-
ниманию того, что «Бог существует» или «2+2=4».

Сощюбиология ведет речь, как мы видим, о единой при-
роде человека, в корпусе которой она находит место и био-
логическим вляииям. Однако существуют и экстремист-
ские «теории»,
согласно которым природа каждой челове-
ческой расы различна, существуют низшие и высшие расы,
отличающиеся друг от друга многими признаками, начиная
от строения головы и лица и кончая умственными способно-
стями. Последняя по времени «теория» такого рода развита
американскими социологами Чарльзом Мерреем и Ричар-
дом Хернстешюм в книге «Изгиб колокола» (1994 г.)

Они соглашаются с утверждением, сделанным за чет-
верть века до выхода книги, согласно которому между бе-


лыми и черными зияет пропать в пятнадцать пунктов «ко-
эффициента умственного развития». Если у огромного 125-
мнллиошюго среднего класса американцев он находится в
пределах нормы, то примерно четверть населения страны
(62,5 млн. человек) имеет этот коэффициент низкий или
очень низкий, и черных среди них подавляющее большин-
ство. Отсюда сделаны выводы о необходимости резкого пе-
ресмотра социальных программ помощи негритянскому на-
селению, которое, якобы, развращают его пособиями, спо-
собствуют увеличению лиц с низким уровнем умственного
развития и криминализации негритянской общины.

Книга вызвала весьма оживленное обсуждение, в ходе
которого, как явствует из статьи в журнале «ЮС ньюс энд
уорлд рипорт», опубликованной в начале 1995 г., выясни-
лось, что она была подготовлена по заказу расистской орга-
низации и, самое главное, в ней не опровергнуто традицион-
ное объяснение нищеты, рождения внебрачных детей и пре-
ступности неравными общественными условиями,
социальными аномалиями и недостатком образования. В то
же время были указаны факты, которые действительно оп-
ровергают утверждение авторов книги. Один из них—«эф-
фект Флинна», названный по имени Джеймса Флинна, ко-
торый еще в 30-х гг. выяснил, что интеллектуальный уро-
вень населения США повышается каждое десятилетие на
три единицы, и за этот период вырос на пятнадцать единиц,
что было бы невозможно, если бы его определяли гены.

Другой—«эффект айни», племени, проживающего на
Хоккайдо. Его представители демонстрируют интеллекту-
альный уровень ниже, чем японцы, но легко изживают это
отставание, как только переселяются в страны Запада, что
тоже было бы невозможно при генетической предрасполо-
женности к отставанию. К-тому же оказалось, что, согласно
исследованиям американского ученого Кавалли-Сфорса, ге-
нетическое разнообразие внутри одного народа часто бывает
более значительным, чем различия между отдельными на-
родами, а так называемые расовые различия говорят лишь
о различной степени приспосабливаемое™ тех или иных на-
родов к климатическим условиям. Так, впрочем, и должно
быть, если вспомнить, что человек появляется сразу как
«множество людей, иначе говоря, как человечество, на ог-
ромных просторах Старого Света». Всем сказанным, одна-
ко, проблема природы человека не исчерпывается.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)