АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Древнегреческая философия
Древнегреческая философия представляет собой сово- купность учений, развившихся с VI в. до н. э. по VI в. н. э. (от формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса). Обычно на- чало древнегреческой философии связывают с именем Фа- леса Милетского (625—547 гг. до н. э), конец —с декретом римского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э.). Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином кос- мическом универсуме природы, человека и богов. Во мно- гом это объясняется языческими (политеистическими) кор- нями греческой философии.
Для греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, бога сами составляют часть природы и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» (на основе разумного обоснования). Человеческий разум у греков осво- бодился от власти богов, грек их уважает и не будет оскор- блять, но в своей повседневной жизни будет опираться на доводы разума, полагаясь -на самого себя и зная, что не по- тому человек счастлив, что любим богами, но потому боги любят человека, что он счастлив. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (nomos). Номос — это разумные установления, принятые всеми жите- лями города, его гражданами, и равнообязательные для всех. Поэтому такой город есть также государство (город — государство — полис).
Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народ-
ного собрания, публичных ораторских состязаний и т. д.) объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) —постоянную близость и даже неразделимость физики (учения о природе) и метафи- зики (учения о первооснованиях бытия). Гражданский ха- рактер общественной жизни, роль личностного начала на- шли свое отражение в этике (это уже практическая филосо- фия, ориентирующая человека на конкретные типы поведения), определяющей человеческие добродетели, дол- жную меру человеческой жизни.
Созерцательность — рассмотрение проблем мировоззре- ния в единстве природы, богов, человека — служила обосно- ванием норм человеческой жизни, положения человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья.
Уже у раннегреческих философов природы (натурфило- софов) — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора и его школы, Гераклита, Парменида — обоснование природы космоса служило определению природы человека. На пер- вый план выдвигается проблема космической гармонии, ко- торой должна соответствовать н гармония человеческой жизни, в человеческой жизни она зачастую отождествля- лась с рассудительностью и справедливостью.
Раннегреческая натурфилософия — это способ философ- ствования и способ миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с челове- ком и богов с природой. Но природа при этом не обособля- ется ни как объект самостоятельного и специального рас- смотрения, ни как выражение человеческой сущности. Она не отрывается от окружающих человека вещей — panta ta onta. Другое дело, что человек не может и не должен оста- навливаться на феноменах, «человек философствующий», как отмечал Аристотель, начинает «удивляться», он ищет, говоря словами Гераклита, подлинной природы, которая «любит скрываться», и на этом пути обращается к началам мироздания — arehai. При этом человек остается на перед- нем плане в картине мироздания. Собственно, космос — это космизированный мир человеческой повседневности. В та- ком мире все соотнесено, прилажено и устроено: земля и реки, небо и солнце,— все служит жизни. Природное окру- жение человека, его жизнь и смерть (Аид и «острова бла- женных»), светлый заоблачный мир богов, все жизненные отправления человека описываются ранее греческими на- турфилософами наглядно н образно. Эта наглядность в изо- бражении показывает мир обжитым и освоенным челове-
ком. Космос — не абстрактная модель вселенной, а челове- ческий мир, однако в отличие от конечного человека — веч- ный и бессмертный.
Созерцательный характер философствования проявляет- ся в космологической форме и у поздних натурфилософов: Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Космологизм здесь не- сомненен, он присутствует и в учении о космических цик- лах и корнях вселенной у Эмпедокла, и в учении о семенах и космическом «нусе» (уме), который «привел все из беспо- рядка в порядок», и в учение об атомах и пустоте и естест- венной необходимости у Демокрита. Но созерцательная на- глядность сочетается у них с разработкой категориального аппарата, использованием логической аргументации. Ведь уже у Гераклита образы наполнены глубоким смыслом (смыслообразы), а Парменид в поэме с традиционным на- званием «О природе вещей» обосновывает нетрадиционный путь исследования природы при помощи понятий («разу- мом ты разреши эту задачу»).
Особую роль играет категория причины, вины (aitia), введенная Демокритом. Он отвергает возможность исполь- зования мифологических образов и суждений и заявляет об истинности имен (включая всю сферу понятий) не «по при- роде», а «по установлению». Природа и для Демокрита ос- тается основанием человеческой жизни и целью познания, однако познавая природу, создавая «вторую природу», че- ловек побеждает природную необходимость. Это не значит, что он начинает жить вопреки природе, но, например, нау- чившись плавать, не утонет в реке.
Демокрит практически первым широко развернул ан- тропологические аспекты древнегреческой философии, обсуждая такие вопросы, как человек, бог, государство, роль мудреца в полисе. И все-таки слава первооткрыва- теля антропологической проблематики принадлежит Со- крату. Полемизируя с софистами (Протагором, Горгием, Гиппием и др.), которые провозглашали человека «ме- рою всех вещей», он отстаивал объективность, общеобя- зательность гносеологических и этических норм, что объ- яснял незыблемостью, устойчивостью и обязательностью космического порядка.
Впрочем, судить о Сократе мы можем лишь на основа- нии диалогов Платона, который использовал образ Сократа в качестве постоянного персонажа своих диалогов. Платон был верным учеником Сократа и потому полностью слил идеи Сократа со своими. Мера, знание (знаменитое сокра- товское «познай себя»), которые столь необходимы челове-
ку, Платон обосновывает космическим разумом. Он выдви- гает на первый план демургическую сотворенность мира («Тимей»). Порядок и меру вносит в мир разум-демиург, пропорционально соотнося стихи и придавая космосу совер- шенные очертания и т. д. Разум творит, как творит ремес- ленник («демиург») из доступного материала и обращаясь к эталону, образцу (т. е. созерцая «идеи»). «Эйдос», «идея» есть образец каждой вещи, но в первую очередь это «облик», «лик» — eidos, idea, с которым мы встречаемся, од- нако не всегда можем распознать. Эти облики, подлинные лики вещей, запечатлены в нашей душе. Ведь душа бессмерт- на и несет в себе это бессмертное знание. Поэтому Платон обосновывает, вслед за Пифагором, необходимость припоми- нания виденного душой. И путь к воссозданию забытого и самого ценного — созерцание, любование и любовь (Эрос).
Другой великий греческий философ — Аристотель — бо- лее прозаичен. Он изгоняет из философии мифологические образы и неоднозначность понятий. Природа, бог, человек, космос — неизменные предметы всей его философии. Хотя Аристотель уже различает физику и метафизику, но лежа- щие в их основании принципы (учение о перводвигателе, учение о причинности) едины. Центральная проблема физи- ки — проблема движения, которое понимается Аристотелем как непосредственное воздействие одного предмета на дру- гой. Движение совершается в ограниченном пространстве и предполагает направленность тел «к своему естественному месту». И то, и другое характеризуется категорией цель — «телос», т. е. целевой заданностью вещей. И эту цель и за- данность сообщает миру бог, как первотолчок, как то, «что движет, оставаясь неподвижным». Наряду с этим в основа- нии вещей лежат причины — материальная, формальная и движущая. Фактически целевая причина в противостоянии материальной (тот же платоновский дуализм) охватывает и движущую и целевую. Однако бог Аристотеля, в отличие от христианского, не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, он должен сам найти разумную меру собственной жизни.
Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеа- лов, как и обоснование новых моделей космоса. Основные течения данной эпохи— эпикуреизм, стоицизм, кинизм — обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души. Как жизненный идеал личности отсюда отказ от разработки фундаменталь- ной философии (воспроизводятся физические идеи Герак- лита — стоиками, Демокрита — эпикурейцами и т. д.). Явно
выражен крен в сторону этики, причем весьма односторон- ней, которой отстаиваются пути достижения «атараксии» — невозмутимости. Что езде оставалось делать в условиях со- циальной нестабильности, крушения полиса (а вместе с ним легко обозримого и регулируемого общественного порядка) и нарастания хаоса, неуправляемых социальных конфлик- тов, политического деспотизма и мелкого тиранства? Прав- да, пути предлагались разные:.следование судьбе и долгу (стоики), предание удовольствию (эпикурейцы), воздержа- ние от суждений (киники). Итог был один —крушение культуры и философии, основанных на рационализме и личностных интуициях, обосновывающих единство и гармо- нию человека и природы. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|