АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Современная западная философия
Современная западная философия отличается от «клас- сического» этапа своего развития рядом особенностей, по- нять которые можно, только сопоставив этапы. Классиче- ская западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса до- ступности познания, н соответственно, возможности до- стичь истину любому человеку. Такой гносеологический «демократизм» дополнялся «оптимизмом».
Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало, в первую очередь, достижение материаль- ного благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил при помощи установления оптимального общественного устройства. Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность обществен- ного прогресса был нанесен первый удар французской революцией 1879 г. Общество, которое считалось осно- ванным на «принципах разума», провозгласившее «ра- зум» божеством, в основу своей политики официально положившее учение «гениев человечества», на поверку оказалось и неразумным и нечеловечным.
Террор, гражданская война г десятками тысяч невинных жертв заставила многих философов задуматься над дейст- вительными возможностями разума н науки. На одной из кожевенных фабрик близ Лиона (по свидетельству истори- ка Т. Карлейла) по последнему слову тогдашней техноло- гии выделывали перчатки из мужской кожи контрреволю- ционеров. Женская кожа, как более тонкая, на эти изделия не годилась н шла на отделку продукции. Последующие со- бытия в Европе н в Америке (наполеоновские войны, пере- вороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значи- мости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии. Наука же показала свой «звериный оскал» в первой мировой воине 1914 г., продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожения че- ловечества и его культуры в газовых атаках и бомбардиров- ках мирных городов. Не удивительно, что наиболее прони-
цательные мыслители конца XIX в. в момент, казалось бы, наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогрес- са, релятивности истины, иррациональности истории и са- мой души европейского человека.
Надлом классической философии произошел уже в учени- ях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последовате- лен. Уже эти выдающиеся философы показали, что и позна- ние и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой систе- мой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества по- следствиям. История, скорее, иррациональна, а познание ари- стократично и переисполнено мифами. Попытка же создать всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомиза- ции. Проблема человека поворачивалась доселе невиданной плоскостью. С одной стороны- нивелировка, «усреднение» человека, становление и распространение в мире «человека толпы», с другой стороны—одиночество, отчаяние и беспо- мощность человека перед миром и обществом как предел ин- дивидуализма. Уже у Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора мы находим мотивы более позднего этапа западной философии, которые доминируют в ней с 20-х гг. XX в. Если кратко оп- ределить основные тенденции современного философского мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антрополо- гизм, возврат к основам мистикорелигиозной философии.
В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой «классической» фило- софской системой. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изуче- ния жизни индивида над исследованием больших человече- ских общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.).
Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумно- го человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминирован- ному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что у человека есть не только разум и сознание, но и под- сознание, которое вместе с интуицией становится центром современной антропологии.
В-третьих, сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государств, партий, авторитетов и даже иррациональ- ных сил-масонов, магов, тайных орденов, партий и т. п.
В-четвертых, активно проводится идея двух не пересека- ющихся линий человеческого знания— научного и философ- ского, имеющих своим конечным продуктом «научную ис- тину» и «философскую правду». Соответственно, оптими- стические взгляды «классической» западной философии продолжаются в идеях «технотронного» «постиндустриаль- ного» общества. Но куда больший вес имеют идеи антигума- нистической сущности науки, которая может привести к фи- зической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его деградации путем промывания мозгов средствами современ- ной электронной техники и тотального контроля над огром- ными массами людей.
Возникают принципиально новые философские карти- ны мира и стили мышления; например, социально-экологи- ческий тип мышления и картина мира, определяющие со- временную науку и культуру. С середины 50-х гг. XX в. проблемы развития человечества в связи с бурной научно- технической революцией начали разрабатываться в миро- вом масштабе. У истоков научных дискуссий стояли раз- личные научные объединения, из них наиболее заметным стал так называемый «Римский клуб», возглавляемый Аурелио Печчеи. Страх за будущее человечества побудил ученых выделить три главных вопроса: возникает ли между человеком и природой катастрофическое противоречие? Если это так, то можно ли сказать, что данное противоречие вытекает из существа научно-технического прогресса? И на- конец, можно ли остановить гибель природы и человечества и каким путем?
Несмотря на различные варианты ответов на поставлен- ные вопросы и разные аргументации, основные черты новой духовной позиции «нового гуманизма» и новой картины мира таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ремесленное против промышленно- го, деревня против города, биологическое против химиче- ского, дерево, камень против бетона, пластика, химических материалов, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительства, мягкость против жестко- сти. Как видим, новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное разви- тие человека отстало от энергетических и технических воз- можностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качест- ва (основу нового гуманизма) входят глобальность мышле- ния, любовь к справедливости, отвращение к насилию.
Отсюда видны и новые задачи человечества. По мнению теоретиков Римского клуба их ровно шесть: 1. Сохранение культурного наследия. 2. Создание мировой сверхгосудар- ственной общности. 3. Сохранение естественной среды оби- тания. 4. Увеличение эффективности производства. 5. Правильное использование ресурсов природы. 6. Развитие внутренних (интеллектуальных, сенсетивных. (чувствен- ных), соматических (телесных) способностей человека.
В то же время широко распространяются не новые, но модернизированные иррационально-мистические представ- ления о мире, связанные с возрождением астрологии, ма- гии, изучением «паранормальных» явлений в психике чело- века и в природе. Феномены магии весьма различны: это медицинская магня (знахарство, колдовство, шаманство); черная магия—средство причинения зла и устранения с пре- тензиями на альтернативную социальную власть (сглаз, порча, заклинания и пр.); церемониальная магия (воздейст- вие на природу с целью изменения— вызов дождя или моде- лирование успешной войны с врагом, охоты и т. д.); рели- гиозная магия (изгнание злых духов или слияние с божест- вом посредством обрядов «каббала», «экзорцизм» и т. п.
Необычайно распространившаяся астрология относится к «оккультным наукам», т. е. к формам знания, основан- ным на мантических учениях (гадание по руке, по рельефу черепа, внутренностям и костям животных, по числам и др.). Астрология ищет откровение, которое объяснит строе- ние всего космоса, пути творения мира и покажет судьбу отдельного человека. Последняя зависит от положения звезд, планет и личных усилий человека. К оккультным на- укам относится и алхимия, совершающая трансмутацию ве- щества (качественный переход свинца в золото, угля в ал- мазы и т. д.) и занимающаяся постижением тайн природы через магические действия и процедуры типа «перегонка», «сублимация», созревание металлов, роста души металлов и «влияние зеленой звезды» и т. п.
В паранормальные явления входят ясновидение, духови- дение, телепатия, телекинез, полтергейст и проблемы НЛО. В основном перечисленные явления объясняются либо видами природной энергии, о которых мы пока ничего не знаем, либ особыми свойствами сознания отдельных неординарных лиц: экстрасенсов, белых и черных колдунов, шаманов и т. д., либо наличием «неземных» форм жизни. Если характеризо- вать все эти явления с точки зрения нового взгляда на мир (новая картина мира) и нового мышления XX в., необходимо отметить следующие основные положения. 1. Магия, астро-
логия, духовидение и т. д. рассматриваются как реализация объективных возможностей, заложенных в природе или в со- знании человека, еще неизвестных науке, но в принципе по- знаваемых. 2. Магические и мистические явления не проти- воречат науке, а дополняют ее, объясняя духовную сущность человека и космоса по преимуществу нерациональным путем (откровением, озарением и пр.).
Новое видение мира основано на мистических пережива- ниях, особых состояниях сознания (вне обыденности и ра- циональности), особом языке, описывающем реальную «за- гробную» жизнь в специальных понятиях. Другой важный момент нового взгляда в принципиальной «пригранично- сти» с наукой и практикой. Там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет уверенно- го объяснения, всегда находится место для магии, паранор- мальных явлений и т. п. Поскольку природа неисчерпаема, то наука и практика всегда ограничены. И следовательно, мы всегда будем сталкиваться с иррационально-мистиче- ским, магическим представлением о мире.
Известный вклад в иррационально-мистическую картину мира внесло психоаналитическое направление в психологии и культурологии. Оно возникло как вполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющее глу- бины его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведение человека и особенности культуры человека. Од- нако учение основателей психоанализа 3. Фрейда, К. Юнга, А. Арпера было истолковано в иррационально-мистической плоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков о врожденности и наследственности «первичных влечений» че- ловека, сексуальных комплексов, природы бессознательного как внутреннего и сущностного ядра человека, ряд их после- дователей (В. Рейх, Карен Хорни и др.) заговорили о прин- ципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мис- тической сущности сексуальной свободы и негативном разуме человечества, исключающем рациональность.
Основные направления мировой философской мысли XX в.
Феноменология. Современная феноменология так или иначе связана с концепцией Эдмунда Гуссерля (1859— 193-8), разработавшего основные принципы феноменологи- ческой философии. До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явле-
ния. Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым феноменологиче-: ским методом, являющимся фундаментом науки.
Главные цели феноменологии— построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реаль- ность доступна людям только через сознание. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысли- вается человеком. Сознание должно изучаться не как сред- ство исследования мира, а как основной предмет филосо- фии. Тогда закономерно встают следующие вопросы: 1) что есть сознание? и 2) чем она отличается от того, что не явля- ется сознанием?
Феноменологи стремятся выделить чистое, т. е. допред- метное, досимволическое сознание, или «субъективный по- ток», и определить его особенности. Делают они это пото- му, что сознание— очень сложное образование с различными функциями. Выделив «чистое» сознание, мы поймем сущ- ность сознания вообще. Главная характеристика сознания вообще—это его постоянная направленность на предметы. Такая «наивная» направленность сознания на внешние предметы называется «интенциональностью». Сознание всегда интенционально, т. е. направлено на что-либо.
В своей деятельности, как теоретической, так и практиче- ской, человек «наивен», т. е. он не видит тех «смыслов», ко- торые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек счи- тает, что познает объекта как нечто независящее от сознания, своего и других людей, но на самом деле это не объекта, а «предметы» (то, что предо мной), иными словами, объекты, в которые я вношу определенные смыслы— или «очеловеченные объекты» или данные в сознании. Важно различать эти «смыслы сознания» («чистое сознание») и то, что вне его, т. е. собственно объекты. До всех наук и теорий существует жизненный мир — наивная повседневная жизнь. Эта жизнь и есть источник всех теорий и понятий науки. Жизненный мир— фундаментальная предпосылка культуры и цивилиза- ции. Он наполнен «смыслами» сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия в том и состоит, что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем пер- вичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вто- ричные образования «жизненного мира» и из них черпаем по- нятия науки. Задача феноменологии- показать, как родились вторичные образования жизненного мира.
Чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истин- ного, «чистого сознания», надо провести редукцию созна- ния, т. е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Для этого мы прибегаем к спо- собу «Эпохе»- такой операции мысли, когда внимание уче- ного направлено не на предмет, а на то, каким образом даны указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы ос- тается в стороне, а на первый план выходит состояние со- знания. Сфера, где осознается предмет— «Чистое созна- ние», т. е. очищенное от догм, схем и стереотипов мышле- ния, а главное, очищенное от попыток найти основу сознания в том, что не является сознанием.
«Чистое сознание», освобожденное от всех человеческих установок, доопытное, становится доступным пониманию при помощи «редукции» (сведения)—мыслительной опера- ции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения предметов к осмыслению их чистой сущности способом «Эпохе», а затем перейти к постижению фундамента всего существующего— «абсолютного Я».
Оказывается, что сознание в чистом виде- «абсолютное Я» (которое одновременно есть центр потока сознания чело- века) - как бы конструирует мир, внося в него «смыслы». Все виды реальности, с которыми Имеет дело человек, объ- ясняются из актов сознания. Объективной реальности, су- ществующей вне и независимо от сознания, просто нет. А сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен. Гуссерль, Брентано, Хайдеггер, Мерло-Понти и другие основоположники феноменологии понимали, что это новая наука о сознании, новое начало в философии, ко- торое отражает определенный рубеж: переход от конструк- тивизма и иррационализма к возможности рефлексивного исследования бесконечно многообразных видов человече- ского опыта. Методы феноменологии оказали большое вли- яние на развитие философии в XX в., в частности, на раз- витие экзистенциализма, герменевтики, аналитической фи- лософии. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|