АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Методология научного познания
Метод (греческое metodos) в самом широком смысле сло- ва — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «ме- тодология» имеет два основных значения: 1) система опреде- ленных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п,); 2) учение об этой системе, теория метода. Так, методо- логия пауки исследует структуру и развитие научного зна- ния, средства и методы научного исследования, способы обос- нования его результатов, -механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью мето- дологическое к рациональному. «Все сущее не делится на ра- зум без остатка», так как существуют и внерациональные средства π приемы познания.
Проблема метода всегда была в центре философской и на- учпой мысли, особенно начиная с Нового времени, и обсуж- далась в рамках многообразных, в том числе полярных под- ходов. В настоящее время методологические вопросы широко ставятся и решаются в русле таких направлений и течений
мысли, как философия пауки, диалектический материализм, феноменология, структурализм и постструктурализм, 'постно- зптивизм и др. Специфика социальной методологии обстоя- тельно исследуется в современной · герменевтике — теории интерпретации текстов и своеобразной философской концеп- ции (Г. Гэдамер, П. Рикер и др.). Так, Гадамер подчеркивает важность методологического самосознания гуманитарных наук, обращает внимание на их особую логику, несводимую к «логическому самосознанию» естествознания как якобы един- ственному образцу научного метода.
Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сво- дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо- бов, норм познания и действия. Он есть система предписа- ний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного ре- зультата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная фун- кция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.
Однако недопустимо впадать в крайности: 1) недооцени- вать или отвергать роль метода и методологических про- блем («методологический негативизм»); 2) преувеличи- вать, абсолютизировать значение метода, превращать его в чекую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологи- ческая эйфория»·).
В современных методологических концепциях обычно стараются избегать указанных крайностей, хотя они и встречаются. В них указывается на недопустимость профа- нирования роли методологии или абсолютизации каких- либо методов -как «единственно верных», подчеркивается необходимость освоения многообразных методологических подходов (методологический плюрализм).
Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обус- ловлена содержательностью, глубиной, фундаментально- стью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т. е. используется для даль- нейшего углубления и развертывания знания, его материа- лизации в практике.
Теория, отражая действительность, преобразуется, транс- формируется в метод посредством разработки, формулирова- ния вытекающих из нес' принципов, правил, приемов и т. п.,
которые возваращаются в теорию (а через нее - в практи- ку), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе.познания и изменения окружающего мира по его соб- ственным законам.
В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (совокупность знаний), но н веду- щий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживаю- щий специфику именно данного предмета. Поэтому нельзя «разводить» предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к предмету и лишь «налагаемое» на него число внешним образом. Любой метод так или иначе возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значи- тельной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета.
Метод не навязывается предмету познания или дейст- вия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осущест- вляется как движение в определённом материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т. п. Итак, истинность метода всегда обусловлена прежде всего содержанием предмета (объекта) исследования.
Рассматривая соотношения понятий «метод», «пред- мет», «теория», «субъект-метод», необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, метод не есть нечто бессубъектное, существующее отдельно от субъекта. Последний всегда включен в метод, неотрывен от него. Ина- че говоря, «человек — центр всей методологии» (Фейер- бах). Во-вторых, любой метод есть так или иначе органон, т. е. носит орудийный, инструментальный характер, есть система регулятивов.
Метод существует, развивается только в сложной диа- лектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одно- временно субъективен, но не как совокупность умозритель- ных, число произвольных приемов, правил, и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.
Многообразие видов человеческой деятельности обус- ловливает многобрачный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основани- ям (критериям). Прежде всего следует выделить методы
духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Во втором случае большой интерес представляет программа праксе- ологии как общей методологии рациональной деятельно- сти Т. Котарбиньского. В настоящее время стало очевид- ным, что методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в сбою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное вза- имодействие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и те- оретические, методы исследования и изложения и т. п. Вы- деляют также качественные и количественные методы, ме- тоды непосредственного и опосредованного познания, ори- гинальные и производные и т. д.
В современной науке достаточно успешно работает мно- гоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:
1. Философские методы, среди которых наиболее древ- ними являются диалектический и метафизический. Но фи- лософские методы не исчерпываются двумя названными, К их числу также относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, фе- номенологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы (на- пример, Гадамер пытается совместить герменевтику с раци- оналистической диалектикой).
Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики*, ибо эти философские методы достаточно широ- ко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап, т. е. вплоть до конца XX столетия.
Диалектика (греч. dialektike — веду беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, обще- ства и познания и основанный на этом учении универсаль- ный метод мышления и действия. В истории философии ос- ложились три основые формы диалектики: 1. Античная диалектика, которая была «наивной π стихийной»,.по-
* Подробно об этих методах см. например: Кахановский В. П, Диалекткко-материалпстический метод. Ростов-н/Д, 1992.
скольку опиралась на житейский опыт. Представлена в уче- ниях Гераклита («все течет, все изменяется»), Платона (ко- торый понимал диалектику как искусство диалога), Зеноиа (который пытался выразить реальные противоречия в логи- ке понятий) и в некоторых других.
2. Немецкая идеалистическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особен- но глубоко Гегелем.
3. Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представля- ют собой целостную систему принципов, категорий и законов.
Диалектический метод исходит из того, что если в объ- ективном мире происходит постоянное развитие, возникно- вение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то по- нятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противополож- ностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реаль- ную действительность. Поэтому важнейшим принципом ди- алектики является историзм — рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.
Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определенную систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из поло- жения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики — всесторонность рассмотрения. Правильное понимание какой-либо вещи возможно лишь в том случае, если исследована вся совокупность ее внутренних и внеш- них сторон, связей, отношений и т. д. Чтобы действительно познать предмет глубоко и всесторонне, надо охватить, изу- чить все его стороны, все связи и «опосредствования» в их системе, с вычленением главной, решающей стороны.
Кроме историзма и всесторонности, диалектический ме- тод включает в себя и другие принципы — объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (прин- цип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в своей сово- купности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.
Категории диалектики — это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и сущест- венные свойства, стороны, связи и отношения реальной дей- ствительности и познания. Философские категории — это итог, результат исторического развития последнего на осно
ве чувственно-материальной деятельности людей, обще- ственной практики. Основные категории диалектики: раз^ витие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, со- держание и форма и др.
Связь и взаимодействие определенных философских катего- рии выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (взагйчосвязь -противоположностей).
Противоположности — это' такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в раз- ных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроника- ют и — при определенных условиях - переходят друг в дру- га. К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы как положительное и отрицатель- ное, интегрирование и дифференцирование (в математике), ассимиляция и диссимиляция (в биологии), ассоциация и диссоциация (в химии и психологии), прогресс и регресс, материлыюе и идеальное и т. п.
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выра- жена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых главную, оп- ределяющую роль играют внутренние противоречия данно- го предмета или процесса. Именно они и выступают в каче- стве решающего источника их развития.
Закон взаимного перехода количественных и качествен- ных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный мо- мент необходимо приводит к коренным качественным преоб- разованиям (скачкам), к возникновению нового качества, ко- торое в свою очереди оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Таковы, например, пере- ходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зави- симости от изменения температуры, давления, и др. факто- ров, превращения одних химических элементов в другие в за- висимости от изменения величины заряда ядра атома и т. п.
Закон отрицания отрицания выражает поступатель- ный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия», по- вторение на высшей стадии некоторых свойств низшей: «воз- врат якобы к старому». При этом развитие предстает.как
процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития: «знаменитое «ячмеин-ое зерно» (зерно — растение — новые зерна); тсэпс (утверждение) - антитезис (его диалектическое отрицание, а не полное от- брасывание) — синтез (единство тезиса и антитезиса); тео- рия — практика — новая теория и т. п. Каждый цикл высту- пает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый мо- мент, а лишь в целостном, относительно завершенном про- цессе развития.
Антиподом диалектики является метафизический ме- тод. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует по- сле физики») был введен в I в. до н. э. комментатором Ари- стотеля А. Родосским. Систематизируя произведения вели- кого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» — ча- стно-научного знания.
В современном обществознашш понятие «метафизика» имеет три основных значения:
1. Философия как наука о всеобщем, исходным прооб- разом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». В этом значении, например, употреблял понятие «метафизика» крупный немецкий философ XX века М. Хайдеггер, который рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Ее основные катего- рии — это предельные понятия, «охватывающие» одно- временно и объект и субъект познания.
2) Особая философская паука — онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт,.Лейбниц, Спиноза и д-р.)·, так и в настоящем — особенно в современной западной философии.
3) Философский способ, познания (мышления) и дейст- вия, противостоящий диалектическому методу как своему ан- типоду. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (как антндиалектнка) ниже будет идти речь. Самая характерная, существенная черта метафизики - односторонность, абсолю- тизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента цело- го, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика (как н диалектика) никогда не была чем-то
4Эа'
раз навсегда данным, она изменялась, выступала в различ- ных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:
1. «Старая» метафизика была характерна для филосо- фии и пауки в XVII — XIX вв. (метафизический материа- лизм, натурфилософия, философия истории и т. д). Специ- фика этой формы метафизики - отрицание всеобщей свя- зи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир,- мышление по принципу «плн-плп», убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей.
«Ста]»» — метафизический способ мышления имел объек- тивную основу своего появления — необходимость объяснения частностей, отдельных элементов (сторон) целого, для чего эти стороны должны быть «вырваны» (мысленно, конечно) на целого и рассмотрены в изоляции от других сторон, вне связи с ними и вне развития. Данный способ правомерен и необходим в житейских делах, на уровне здравого смысла и рассудка - везде, где не требуется брать предмет в развитии и во всех его связях и отношениях. Поэтому «великое истори- ческое оправдание» данной формы метафизики было обуслов- лено необходимостью исследования предметов и их неизмен- ности, устойчивости с тем, чтобы затем перейти (а не «застре- вать» на этом моменте) к систематическому познанию происходящих с ними изменений, к анализу их как целост- ных развивающихся систем, к выявлению источников и меха- низмов их развития. Укрепление на рубеже XIX — XX вв «под напором фактов» идеи развития и ее широкое распрост- ранение, происходившее в острой борьбе со «старой» метафи- зикой, привело к двум важным результатам: появилась новая, важная форма диалектического мышления — материалистиче- ская диалектика; на «обломках» показавшей свою полную не- состоятельность перед лицом строго научных фактов старой метафизики, возникла новая метафизика, ставшая господству- ющей в XX в.
2. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие,— это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки н обще- ственной практики, особенность антпдиалектикп в новой ферме — сосредоточение се усилий па поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
Последнее здесь может пониматься следующим образом: а) как простой, всеобщий. и вечный реет, увеличение, или наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения; б) как только каче- ственные изменения, цепь сплошных скачков («катастро-
фнзм>>); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность ('«развитие по прямой ли- нии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); д) как Движение, из ко- торого при этом изымается его сущность — противоречие; е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к вы- сшему, от простого к сложному. Возможны и другие — в том числе и смешанные — интерпретации развития, связи и взаимодействия.
Виды метафизики могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиа- лектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм и т. п. — любые односторонние действия.
Метафизический способ познания включает в себя це- лый ряд своих разновидностей, которые возникают в ре- зультате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее были уже названы некоторые.из этих разновидностей — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм н др.
К ним следует добавить софистику и эклектику, кото- рые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных рассуждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит у тебя рога».
Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектиче- ского способа мышления. Они и сегодня широко использу- ются для «доказательства» неверных выводов и «обоснова- ния» неправедных дел — особенно в сфере политики.
Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объек- тивно (т. е. не как адекватное отражение -развивающейся действительности); а произвольно^ чисто субъективистски. Их главная цель — искажение истины (как правило, созна- тельное, преднамеренное), извращенное представление дей- ствительности, стремление выдать ложь за истину. Это до- стигается с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.
Основное различие софистики и эклектики — при всем их сходстве — состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов
и т. nj и их произвольное механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является аг- регат, хаотическое множество, а не целостная, развивающа- яся система в единстве всех своих сторон и связей.
Софистика и эклектика хотя и признают гибкость, дна- лектичность понятий (что, является, несомненно; дх важ- ным рациональным моментом), но вследствие своего произ- вола и субъективизма не доходит до реальной диалектики объективной действительности.
Говоря о методологической роли философии (независи- мо от ее формы) в научном познании, следует указать на две краГшне модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса.
Во-первых, умозрительно-философский подход (натур- философия, философия истории и т. п.), суть которого - прямое выведение исходных положений научных теорий не- посредственно из философских принципов, помимо анализа специльного — фактического и концептуального — материа- ла данной науки. Такой подход был характерен для концеп- ций Шеллинга и Гегеля.
Во-вторых; позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частно-научном по- знании либо абсолютизируется (в первой модели), либо принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитивные ре- зультаты, однако указанная проблема не была решена.
История познания в самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выражается в следующих основных моментах:
1. Философия влияет на научное дознание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере — при построении теорий, особенно фундаментальных. Это наиболее активно происходит в период «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависи- мости от того, какой философией — «хорошей» или «пло- хой» — руководствуется ученый. «Дурная философия,- го- ворил В. Гейзенберг,—исподволь губит хорошую физику».
2. Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией: в ее недрах вырабатываются идеи, научная зна- чимость которых подтверждается через большой период времени (например, идеи атомизма античности). Кроме того, принципы философии при переходе от умозрения к теоретическому исследованию выполняют селективную
функцию. Из множества умозрительных конструкций уче- ный выбирает те, которые согласуются с его собственными философскими представлениями.
3. Воздействие философских принципов на процесс на- учного исследования всегда осуществляется не прямо и не- посредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы и концепции' других методологических уровней. Причем реализация философских принципов в на- учном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, совершествоваиие и развитие.
4. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учиты- ваться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т. д.), которые и делают всякую науку прикладной логи- кой, пронизанной философским компонентом.
5. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальней: норм, образую- щих в своей совокупности методологическую программу само- го верх-Hero уровня". Данная программа не должна быть жест- кой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь очень гибким и динамичным общим руководством для исследования.
6. Философия разрабатывает определенные универсаль- ные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на предмет исследования, выбирает всеобщие по- знавательные средства — категории, принципы, понятия и т. п., определенные мировоззренческие и ценностные ус- тановки, смысложизненные ориентиры (особенно в гумани- тарных науках), вооружается знанием общих закономерно- стей самого познавательного процесса и т. п.
7. ФНлософско-мётодологНческие принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия истины, о чем уже шла речь.
II. Общенаучные подходы и методы исследования, полу- чившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методоло- гии между философией и фундаментальными теоретико-мето- дологическими положениями специальных наук. К общенауч- ным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавлешюсть в их содержании отдельных
свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философ- ских категорий; во-вторых, возможность (в отличие от по- следних) формализации, уточнения средствами математиче- ской теории. Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень- общности - конкретно- всеобщее, т. е. закон, то для общенаучных понятий присуще
•большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и по- зволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. На основе общенаучных понятий и концепций формули- руются соответствующие методы и принципы познания, ко- торые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подхо- дов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, форма- лизация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опос- редствуют взаимопереход философского и частпонаучкого знания (и соответствующих методов).
III. Частнопаучные методы, т. е. совокупность спосо- бов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, со- ответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гумани- тарных (социальных) наук.
IV. Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в ка- кую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комп- лекс дисциплин, которые имеют свой специфический пред- мет и свои своеобразные методы исследования.
V. Методы междисциплинарного· исследования как со- вокупность ряда синтетических, интегративных способов
•(возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная сис- тема многообразных методов разных уровней, сфер деист-· вий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.
Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средст- ва научного исследования, применяемые на разных его эта- пах и уровнях. Что касается самого верного - философского уровня, то здесь следует подчеркнуть важную роль метода
восхождения от абстрактного к конкретном!/. Он пред- ставляет собой способ теоретического исследования и изло- жения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало») — одностороннее, неполное знание - через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному, мысленно-конкретно- му воспроизведению в теории исследуемого предмета. В ка- честве своей предпосылки и необходимого момента данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкрет- ного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их закреплению в соответствующих абс- трактных определениях. Указанное движение познания не есть какая-то формальная процедура и не его «шествие внутри себя», ά диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета.
Большое значение для эффективного развертывания про- цесса научного познания имеет последовательная реализация в этом процессе таких философских принципов, как объектив- ность, «добросовестность в искании истины» (В. Соловьев), всесторонность, конкретность, историзм, развитие полярных определений, детерминизм и ряда других.
Научными методами эмпирического исследования явля- ются наблюдение — целенаправленное вопрнятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерени- ем), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.
Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы..)·
1. Формализация — отображение содержательного зна- ния в знаковом формализме (формализованном языке). По- следний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отноше- ния знаков заменяют собой высказывания о свойствах и от- ношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводить- ся с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформалнзуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод — даже при последовательном его проведении — не охватывает всех проблем логики научно- го познания (па что уповали логические позитивисты).
2. Аксиоматический метод — способ построения науч-
ной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходые положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом' (и вообще одних формул из дру- гих) формулируются специальные правила вывода.
3. Гипотетико-дедуктивный метод — способ теоретиче- ского.исследования, сущность которого заключается в со- здании системы дедуктивно связанных между собой гипо- тез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на вы- ведении (дедукции) заключений из гипотез и других посы- лок, истинностное значение которых неизвестно. А это зна- чит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно пшотетико-дедуктивнын метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпи- рическому базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры «готового знания» и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разно- видностью пшотетико-дедуктивного метода является метод математической гипотезы..
В научном исследовании широко используются так на- зываемые общелогические методы ti приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:
1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез — их объединение в единое целое.
2. Абстрагирование — процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
3. Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точ- ка», «Идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма слож- ное и очень опосредованное выражение реальных процес- сов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения тео- ретических представлений о них. Идеализация тесно связа- на с абстрагированием и мысленным экспериментом.
4. Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.
5. Аналогия (сожтветствиё, сходство) — установление сход- ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между
нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следователь-' но, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
6. Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на дру- гом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существо- вать известное прдобие (сходство) — в физических характе- ристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирова- ния весьма разнообразны. Например, предметное (физиче- ское) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.
7. Системный подход — совокупность общенаучных ме- тодологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих тре- бований относятся: 1) выявление зависимости каждого эле- мента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; 2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойства- ми ее структуры; 3) исследование механизма взаимодейст- вия системы и среды; 4) изучение характера иерархично- сти, присущего данной системе; 5) обеспечение всесторон- него многоаспектного описания системы; 6)рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
Методология научного познания, как и сама наука,— яв- ление конкретно-историческое. Что касается современного, постиеклассического этапа развития науки, здесь можно за- фиксировать следующие основные методологические нова- ции.
1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится саморазвивающиеся открытые сложные «человекоразмерные системы») и усиление роли междис- циплинарных, комплексных программ в их изучении. В этой связи трансформируется идеал ценностно-нейтрально- го исследования. Объективно истинное описание и объясне- ние применительно к человекоразмерным объектам не толь- ко допускают, но и предполагают включение аксиологиче- ских факторов в состав объясняющих положений.
2. Укрепление «парадигмы целостности», т. е. осоз'на-
пне необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Отсюда — сближение естественных и социальных наук (и обмен их методов), восточного'и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов, когнитивных и ценностных параметров знания, тесная связь объяснения и понимания и т. п. Все более ха- рактерным явлением в современной науке становится мето- дологический плюрализм.
3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и методов синергетики -теории самоор- ганизации, ориентированной на поиск законов эволюции от- крытых неравновесных систем любой природы — природ- ных, социальных, когнитивных. Важное философско-мето- дологическое и мировоззренческое значение имеют ключевые идеи синергетики о том, что: 1) сложноорганизо- ванпым системам нельзя навязывать пути их развития; 2) для них, как правило, существуют несколько альтернатив- ных путей развития, а значит возможность выбора наиболее оптимальных из них; 3) хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволю- ции; 4) в особых состояниях неустойчивой социальной сре- ды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы; 5) зная тенденции самооргани- зации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорить ее; 6) будущее состояние системы как бы органи- зует, формирует, изменяет наличное ее состояние и др.
4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность (вид взаимодействий, лишенный ко- нечной устойчивой формы), схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, бифуркация, флуктация, ин- формация, странные аттракторы, диссипативные структуры и ряд других,— выражающих характеристики нашего нерав- новесного, нестабильного мира в целом и каждой из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в со- временной науке категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.
5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое распространение идеи развития — «историза- ция», «диалектизация» науки. Наиболее яркий пример это- го — стремление Нобелевского лауреата И. Пригожина по- средством времени «соединить бытие и становление», с «единых позиций историзма и самоорганизации материи» охватить как единое целое макро-и микромиры. Реальная диалектика бытия в се всеобщих характеристиках требует для своего адекватного выражения соответствующего фпло-
софского метода — диалектического, роль и значение кото- рого в современной науке возрастает.
Настоятельную потребность в фундаментальных «диалек- тизированных понятиях» для современной науки, важную роль в ней процессов «диалектнзации» и «диалектических обобщений» подчеркивал Г. Башляр и некоторые другие вы- дающиеся философы и ученые XX в. К. Поппер, говоря о пользе диалектической точки зрения, предупреждал, что не следует «приписывать ей лишних достоинств», превращать диалектический метод,— «всего лишь один из возможных спо- собов мышления, иногда вполне пригодный» — в произволь- ную догматическую умозрительную схему.
Поэтому всегда следует иметь в виду, что диалектиче- ский метод имеет свои границы и сферу действия, за преде- лами которых без него вполне можно обойтись. Он вовсе не претендует на то, чтобы все объяснить, дать единственно верные ответы на любые вопросы. Однако в рамках своей компетенции, особенно при анализе развивающихся целост- ных систем, диалектический метод может работать эффек- тивно. Важно применять его умело, с учетом конкретных условий, в единстве с многими другими способами и при- емами научного познания.
6. Соединение объективного мира и мира человека, разру- шение жесткой дихотомии естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, все более растущее значение «антропного принципа», устанавливающего связь между Вселенной и эволюцией жизни и человека на Земле.
Данный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим эле- ментом которой является человек. Тем самым антропный принцип устанавливает связь человека как наблюдателя с физическими параметрами в различных ее формообразова- ниях и на разных уровнях, формируя взгляды на Вселен- ную как человеко-размерный объект. Данный принцип вы- ражает все более углубляющееся включение в науку (в том числе и в естествознание) человеческой деятельности и пре- одоление разрыва между объектом и субъектом сближение мира человека и мира природы: Объект и субъект познания уже не выступает внеположеиными друг другу, а предстают лишь относительно автономными компонентами особой це- лостной, исторически развивающейся системы.
7. Усиливающая математизация научных теорий и уве- личивающийся уровень их абстрактности и сложности, воз- растание роли количественных формально-абстрактных ме- тодов познания. Этот процесс тесно переплетается с возра-
станием роли философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни одна паука.
8. Приобретение все большего значения «понимающих методик» (аппарата герменевтики), «личностных методов» (например, биографического), ценностного и информацион- ного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых и имитационных игр, «вчувствования» (эмпатии), ориентации на смыслы в их индивидуализированной фор- ме, количественных и статистически-вероятных приемов и средств познания и др. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|