АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимодействие идентификации и рефлексии как механизмы самопознания

Читайте также:
  1. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  2. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  3. Анатомо-физиологические механизмы
  4. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
  5. Б. Механизмы творчества с точки зрения М. Кlein
  6. Бактериофаги. Взаимодействие фага с бактериальной клеткой. Умеренные и вирулентные бактериофаги. Лизогения.
  7. Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц
  8. Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции
  9. В. Механизмы творчества с точки зрения M Milner
  10. Взаимодействие в месте приложения действия.
  11. Взаимодействие валеологии с другими науками
  12. Взаимодействие внутри большой семьи

Идентификация* в психологии употребляется в нескольких значениях:

-отождествление себя с другим человеком, другими людьми на основе установления

эмоциональной связи с ними;

-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление

с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами;

-опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула,

идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом.

С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта.

Остановимся на них подробнее.
*Идентификация (лат.) — отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство.
Начнем с идентификации с другим человеком, другими людьми, образцом, в роли которого может выступать вымышленный герой, литературный персонаж. В свою очередь, здесь выделяются также две стороны: одна в ходе идентификации осуществляет перенос качеств другого на себя; вторая — перенос своих качеств на другого.
Это давало возможность кооперировать усилия в достижении общих целей, укрепляло взаимозависимость, формировало то, что впоследствии будет названо коллективными отношениями. По мере развития общества возникает такой феномен, как целенаправленная передача знаний, умений, навыков от старшего поколения младшему, т. е. обучение. А если есть обучение, то есть учитель и ученики. Первоначально роль учителя сводилась к тому, что он выступал в качестве своеобразного образца для своих учеников. Последние, идентифицируясь с учителем, повторяли его действия, осваивали способы мышления, различные знаковые системы.
Постепенно идентификация становится универсальным механизмом и начинает определять направления развития личности, своеобразие ее самопознания. Первая идентификация происходит, конечно, с родителями.

 

Рефлексия * — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу

своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над

тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия —

это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут

быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и

различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и

Я-познаваемым.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого

человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого

человека;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и

качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности

анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно

возвращаться к условиям задачи.

73.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь, отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»[8].

Б.Ф.Поршнев тоже имел мнение на этот счет: «Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» [17]. Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего, переломя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения и построения стратегии своего собственного поведения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)