|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возможность познания
Вопрос, который прежде всего возникает, едва речь заходит о познании - это вопрос о принципиальной возможности познания. На этот вопрос возможны, если говорить упрощенно, два ответа: положительный (оптимистический) и отрицательный (пессимистический). Между этими крайними полюсами располагается достаточно широкий спектр различных позиций. Философское учение, провозглашающее принципиальную невозможность познания, называется агностицизмом. Наиболее последовательно агностицизм проявился в философии Д.Юма, который полагал, что всякое познание имеет дело с эмпирическим опытом. В связи с этим, утверждал он, предмет в процессе познания преломляется сквозь призму человеческих органов чувств, а потому нельзя знать, каков он на самом деле, нельзя раскрыть действительные отношения между опытом и реальностью. И.Кант различал бытие вещи для нас (феномен) и бытие вещи в себе (ноумен), различие их принципиального характера. Такое разделение мира на доступные познанию "явления" (феномены) и непознаваемые "вещи сами по себе" (ноумены) делает невозможным достоверное знание последних, мир познается лишь в формах его данности человеку. Позиция агностицизма, особенно живучая в области социального познания, принимается представителями позитивизма, неопозитивизма, конвенционализма, которые в различной форме утверждают произвольность познания и тем самым снимают вопрос об отношении знания к объективной действительности. Агностицизм - наиболее яркая форма скептицизма, уходящего корнями в античную эпоху. Скептики не отрицали принципиальной возможности познания, но они обратили внимание на относительность суждений: каждому верному положению можно противопоставить противоположное, но то же верное. "Мед сладок" и "мед горек" - оба эти утверждения верны, если учитывать конкретные обстоятельства и условия, особенности человека, говорящего то или другое. Исходя из этого, скептики предостерегали от окончательных суждений. Скептицизм есть необходимый момент процесса познания. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения. Сомнение - двуликий Янус. Подвергая сомнению существующее знание, скептицизм способствует развитию знания, открывает путь приращению знания. С другой стороны, сомнение выполняет охранительную функцию уже существующего знания и требует доказательности от нового. Диалектический материализм занимает оптимистическую позицию, то есть отстаивает точку зрения принципиальной возможности познаваемости мира. Основополагающим принципом познания в материалистической философии выступает принцип отражения, который есть сердцевина основного вопроса философии. Обобщая все положительное, что было добыто философской мыслью в области гносеологии, диалектический материализм связал теорию познания с общественно-исторической практикой.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |