АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бытие как истина, благо, добродетель

Читайте также:
  1. B) Наличное бытие закона
  2. Билет № 44 Бытие и материя.
  3. Бытие в соприкосновении
  4. Бытие возможное и бытие необходимое
  5. Бытие и его формы. Онтология о бытии и субстанции.
  6. БЫТИЕ И МАТЕРИЯ
  7. Бытие и материя
  8. Бытие как наиболее общая категория философии.Материальное и духовное бытие.
  9. Бытие как предмет онтологии. Метафизическое и физическое (натуралистическое) понимания бытия.
  10. Бытие как философская категория.
  11. Бытие, как объект философского исследования. Основные подходы к пониманию бытия в истории философии

“Быть и знать одно - одно и то же”

Парменид

“Бытие и благо - обратимы”

Средневековый афоризм.

“Потом пришел Сократ и говорил о добродетелях лучше и полнее, однако тоже неверно. А именно он приравнил добродетели к знаниям...

...И Сократ неправильно отождествлял добродетели с наукой...

...Сократ был не прав, когда называл мужество знанием”.

(Аристотель. Большая этика // Соч. В 4-х т. Т.4. М., 1984. С. 297, 300, 317.).

“Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения”.

(Аристотель. Метафизика// Соч. В 4-х т. Т.1. М., 1976. С. 327.).

“Сократ (вопрос к Протагору): “Знание прекрасно и способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничего уже не заставит поступить иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку””.

(Платон. Протагор // Соч. В 3-х т. Т.1. М., 1968. С. 241.).

“Он (Сократ) утверждал, что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное, что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а не знающие не произведут его; если же захотят произвести, то впадут в ошибку. Если сие справедливое и все нравственно-прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание”.

(Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Полн. собр. соч. Ч.II. СПб., 1887. С. 110.)

1. Какой сдвиг в понимании бытия связан с отождествлением его со знаниями и благом? Чем отличается такое понимание бытия от понимания Анаксагора, Демокрита и других материалистов?

2. Что нового дает понимание бытия как блага (добродетели) и знания?

3. Почему Аристотель считает такое отождествление неправильным?

4. Является ли такое отождествление идеализмом? Есть ли смысл в таком истолковании бытия?

29. “Сократ не считал отдельными от вещей ни общее, ни определения. Сторонники же идей (в первую очередь - Платон. - В.Г.) отделили их, и такого рода сущее называли идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к выводу, что существует идея всего, что сказывается как общее...

Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения (всеобщего начала нравственного. - А.В,) относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому... И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, говорил он, существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через причастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей”.

(Аристотель. Метафизика // Соч. Т.1. С. 328, 79.)

“Платон смешал и связал добродетель со своим учением о высшем благе и поступил неправильно. Это благо не имеет отношения к добродетели как таковой. Ведя речь о бытии и об истине, он не имеет оснований говорить о добродетели, поскольку они не имеют с нею ничего общего”.

(Аристотель. Большая этика // Соч. Т.4. С.197.)

“Лучше все-таки рассмотреть (благо) как общее понятие и задаться вопросом, в каком смысле о нем говорят, хотя именно такое изыскание вызывает неловкость, потому что идеи ввели близкие (нам) люди (речь идет о Платоне. - А.В.). И все-таки, наверное, лучше - во всяком случае это (наш) долг ради спасения истины - отказаться даже от дорогого и близкого, особенно если мы философы. Ведь хотя и то и другое дорого, долг благочестия - истину чтить выше”

(Аристотель. Никомахова этика // Соч. Т.4. С. 59.)

1. Чем отличается “общее” Платона от “общего” Сократа?

2. В чем идеалистический смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?

3. Какой рациональный смысл в выделении идей блага, справедливости, добродетели как основы бытия?

4. Если существует идея блага и справедливости, то существует ли идея зла и несправедливости?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)