|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные черты философского знанияВ.А. Апрелева
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. НИЖНЕВАРТОВСКЕ
ББК 87.66 А 771
Рецензенты: доктор философских наук, профессор К.Н.Любутин доктор философских наук, профессор Б.В.Емельянов
Апрелева В.А. А 771 Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.
Учебное пособие по философии включает содержание лекций, семинарских занятий, сборник практических упражнений по философии и вопросы для повторения. Автор рассматривает основные исторические типы философии, концепции и школы, основные проблемы философии, ее роль в жизни человека и общества.
ББК 87.66
© В.А. Апрелева, 2006 © Пайдейя, 2006 Содержание
Введение. Что такое философия?.. 8 1. Основные черты философского знания. 8 2. Мировоззрение и его структура.. 16 3. Предназначение философии. Ее смысл и функции.. 20 Семинарское занятие на тему: Что такое философия?. 21 Литература для самостоятельного чтения: 21 Темы рефератов: 22 Вопросы и упражнения: 23 Часть первая. Исторические типы философии и философствования.. 26 Глава I. Древнегреческая философия.. 27 1. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н.э.) 28 2. Элейская школа: Гераклит (V в. до н.э.) 31 3. Атомизм. Пифагорейская школа. Софизм (V в. до н.э.) 34 4. Философия Сократа.. 42 5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в. до н.э.) 48 6. Философия эпохи эллинизма.. 62 Семинарское занятие на тему: Античная философия. 68 Литература для самостоятельного чтения: 68 Темы рефератов: 69 Вопросы и упражнения: 69 Глава II. Средневековая философия.. 90 1. Характерные черты средневековой философии.. 90 2. Раннехристианская философия: Августин Блаженный.. 94 3. Фома Аквинский.. 98 Семинарское занятие на тему: Философия Средневековья. 101 Литература для самостоятельного чтения: 101 Темы рефератов: 102 Тексты для анализа: 102 Глава III. Философия эпохи Возрождения.. 109 1. О хронологии Ренессанса и его месте в истории философии.. 109 2. Пантеизм и неоплатонизм эпохи Возрождения. 113 3. Проблема человека.. 118 4. Философия красоты и творчества Возрождения. 119 5. Противоречивость философско-эстетических устремлений идеала Ренессанса и причины его кризиса 125 Глава IV. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 129 1. Характерные черты философии Нового времени.. 129 2. Ф.Бэкон: Разработка индуктивного метода.. 133 3. Философия Декарта.. 137 4. Философия Спинозы.. 141 5. Лейбниц и его монадология. 144 Семинарское занятие на тему: Философия Нового времени.. 145 Литература для самостоятельного чтения: 145 Темы рефератов: 146 Вопросы и упражнения: 146 Практические задания: 147 Глава V. Немецкая классическая философия.. 149 1. Философия И.Канта: понимание человека и его отношение к миру.. 150 2. Основные идеи в системе трансцендентального идеализма Ф.В.Й.Шеллинга.. 164 3. Философский метод и система Г.В.Ф. Гегеля. 178 Философская система Гегеля. 192 4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.. 205 Семинарское занятие на тему: Немецкая классическая философия. 208 Литература для самостоятельного чтения: 208 Темы рефератов: 209 Практические задания и вопросы: 209 Тексты для анализа: 211 Глава VI. Основные проблемы русской философии XIX - начала XX вв. 222 1. Славянофилы и западники.. 222 2. Философия всеединства В.С.Соловьева.. 224 3. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского.. 229 4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии.. 233 5. Смысл духовности в философии серебряного века.. 257 Семинарское занятие на тему: Основные идеи русской философии XIX-XX вв. 280 Вопросы для самопроверки: 280 Литература для самостоятельного чтения: 281 Темы рефератов: 283 Вопросы и упражнения: 284 Глава VII. Основные направления постклассической философии.. 285 1. Прагматизм.. 285 2. Иррационализм.. 287 3. Неотомизм.. 310 4. Аналитическая философия: Л.Витгенштейн.. 312 Семинарское занятие на тему: Основные направления современной западной философии 314 Литература для самостоятельного чтения: 314 Темы рефератов: 315 Вопросы и упражнения: 315 Тексты для анализа: 316 Часть II. Основные проблемы философии.. 323 Глава I. Онтология.. 323 1. Бытие. 323 2. Учение о материи.. 331 3. Движение. 334 4. Пространство и время. 336 Семинарское занятие на тему: Философское учение о бытии. 339 Литература для самостоятельного чтения: 340 Темы рефератов: 342 Вопросы и упражнения: 342 Тексты для анализа: 343 Глава II. Проблемы онтологии культуры... 352 1. Язык - дом бытия. 352 2. Выражение граней бытия в художественном времени.. 362 3. Пространствопонимание как условие бытия культуры.. 372 4. Универсальные связи бытия. 389 ГЛАВА III. Сознание.. 393 1. Общее понятие о сознании.. 393 2. Развитие форм отражения - предпосылка сознания. 395 3. Структура сознания. 396 4. Парадигмы сознания в истории философии.. 398 Семинарское занятие на тему: Сознание как философский феномен. 410 Литература для самостоятельного чтения: 411 Темы рефератов: 412 Вопросы и упражнения: 413 Тексты для анализа: 413 Глава IV. Теория познания.. 431 1. Мир знания. 431 2. Возможность познания. 432 3. Практика - основа познания и цель познания. 433 4. Чувственное и рациональное познание. 435 5. Истина.. 437 6. Абсолютная и относительная истина.. 440 7. Проблема истины в творчестве. 442 Схемы.. 456 Семинарское занятие на тему: Основные проблемы гносеологии. 460 Литература для самостоятельного чтения: 460 Темы рефератов: 461 Вопросы и упражнения: 461 Глава V. Научное познание, его основные приемы и методы... 463 1. Наука как система знаний и вид духовного производства.. 463 2. Приемы и методы научного мышления. 473 3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 479 Семинарское занятие на тему: Научное познание и его специфика. 492 Вопросы для самопроверки: 492 Литература для самостоятельного чтения: 493 Темы рефератов: 495 Вопросы и упражнения: 495 Глава VI. Развитие мира и его законы... 496 1. Исторические формы диалектики.. 496 2. Категории материалистической диалектики.. 501 3. Законы и принципы диалектики.. 507 Семинарское занятие на тему: Развитие мира и его законы.. 522 Литература для самостоятельного чтения: 522 Темы рефератов: 523 Вопросы и упражнения: 523 Глава VII. Проблемы человека в философии.. 525 1. Философская антропология. 526 2. Человек, индивид, личность. 534 3.Свобода личности и ответственность. 539 4. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека. Смысл жизни.. 544 Семинарское занятие на тему: Проблемы человека в философии. 550 Литература для самостоятельного чтения: 550 Темы рефератов: 552 Вопросы и упражнения: 552 Тексты для анализа: 552 Глава VIII. Мир человека в мире искусства.. 567 1. Русская музыка и идеи экзистенциализма в культуре ХХ века.. 567 2. Философские и религиозные идеи преображения человека и космоса в музыке “серебряного века” 587 Вопросы для самопроверки: 609 Вопросы для повторения.. 611
Введение.
Основные черты философского знания
Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к истине. В этом смысле слово "философия" употреблялось впервые в сократической школе. Слово "philosophos" впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием "философия", в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христианского средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъестественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. То есть существует множество определений философии. Каковы же основные черты философского знания? Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, - тому нечего делать в философии. Философское знание - это культура разумного мышления, которая не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. Она выражена не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Что означает для меня природа и ее смерть? Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она формирует совесть и, прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека; стремится выявить наиболее общие и необходимые связи человека с миром природы и общества, с другими людьми. В данном случае мы получаем дополнительную исходную характеристику философского знания - это знание общего, то есть всеобщность философского знания, философия обосновывает общее отношение к миру. Еще одна особенность философского знания состоит в том, что оно облекает свои решения в рациональную форму, рационально обосновывает свои положения. Если мы сопоставим философию и религию, то увидим, что религия опирается, прежде всего, на веру, формирует определенные догматические положения, которые должны приниматься без доказательств. А философия стремится дать рациональное обоснование своих выводов. Философия возникает в единстве с наукой и сохраняет черты сходства с ней. Это сходство проявляется, во-первых, в теоретическом характере знания, даваемом наукой и философией. Это знание объясняет действительность, опираясь на логические выводы и доказательства, и выражается в абстрактных понятиях и категориях. Во-вторых, науку и философию роднит отношение к истине как высшей ценности, как самоцели духовной деятельности. Вместе с тем, между наукой и философией есть существенные различия. Так, если для науки предметом изучения является мир сам по себе, то философию мир интересует в его соотношении с человеком; что такое человек, что он может знать, что он должен делать, на что он может надеяться? - вот вопросы, которые являются отправными для философии (И.Кант). В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы знаем больше, чем древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, одинаковой для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. "Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия" (К.Jaspers. Einfuhrung in die Philosophie, 1950) Интеллектуальная и духовная элита ценит философов за их способность думать о великом, вечном, обращаться к запредельному, постигать глубины смысла. У людей с обыденным, «здравым» сознанием подобное стремление вызывает отнюдь не восхищение, а категорическое неприятие, непонимание, отторжение. Для них философия – нечто абстрактное и бесполезное (ведь знание метафизики рублями не обогащает), а также сомнительное, ибо отнимает простые удовольствия жизни, разрушает привычный уклад, привычное – в поверхностности – понимание счастья, ценностей, утилитарное осмысление себя и своего места в мире. Это противоречивое отношение к философии целиком, и в усиленной форме переносится на ее носителей – философов, и так было всегда, со времен Гераклита и Демокрита, Сократа и Платона. Философ строит свою жизнь в состоянии перманентной битвы за свое право быть собой, не таким как все, за право транслировать свое инобытие людям, поэтому пространство, которое создается и формируется вокруг философа, столь же неординарно и неоднозначно. С одной стороны, оно призвано стать неким центром духовности, становления и совершенствования; с другой стороны, пространству философа свойственны элитарность, обособленность и крайняя степень ответственности. Важнейшими специфическими чертами этого пространства являются персонализм, рефлексивность, предельность, метафизичность, скептицизм, антропологизм, экзистенциальность, вопрошание. Персонализм здесь понимается как самодостаточность, личностность, самоопределенность. Под рефлексивностью полагаются мета-мыслительные движения, работающие с внутренним миром человека в его упорядоченности и гармонизации миром божественным. Предельность предполагает максимально общий, теоретический, абстрактный характер аналитического, логического, дискурсивного мышления. Метафизичность – его сущностную, духовную укорененность. Скептицизм рассматривается как принцип действенного, оперативного сомнения, вне которого нет выходов к новым горизонтам познания. Антропологизм есть центрирование всей философской проблематики сквозь призму человеческой реальности. Экзистенциальность осознается как переживание, врастание в разрешаемые проблемы всей целостностью человеческого существования в ее глубинно-эмоциональной окрашенности предельными состояниями. Вопрошание есть средство смыслопорождения и оформления собственных философских, мировоззренческих позиций. При этом проект развития личности реализуется в познании посредством философии, посредством занятий философией. По-прежнему не стихает дискуссия относительно того, к какому роду культурных явлений отнести философию. Этот спор, по существу, сконцентрировался вокруг вопроса о том, является ли философия наукой или она есть нечто, качественно отличное от научного познания мира? Острота этого вопроса такова, что, по сути, равносильна вопросу жизни и смерти для самой философии. Если признать философию наукой, то она утратит свое культурное своеобразие и станет в один ряд с позитивным научным знанием. Если, с другой стороны, противопоставлять философию и науку, то мы рискуем представить первую как нечто, лишенное логической строгости и обоснованности, достоверности и общезначимости. Таким образом, в первом случае философия перестает быть сама собой, а во втором - как бы теряет свою значительность, что также равнозначно вынесению ей смертного приговора. Для того чтобы достойно выйти из этой проблемной ситуации и дать достоверное обоснование статуса философии, необходимо хотя бы мельком взглянуть на то, в каких модификациях она существовала. Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Это не удивительно, ибо философия, как любовь к мудрости, подобно мифическому Протею, может принимать обличья тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости. Так, например, философия Платона пронизана мифами и сама похожа на миф, где царствует величественный персонаж - Сократ, олицетворяющий мудрость в чистом виде. Римские стоики усилиями Сенеки и Марка Аврелия превратили философию в разновидность моральной проповеди. Средневековая философия, в свою очередь, конституировалась как служанка богословия, а в Новое время эталоном философского знания стала наука. Сейчас мы знаем, что философия существует и в виде строгой научной теории (учения И. Канта, Гегеля, Э. Гуссерля и др.), и в ткани художественного повествования (романы Ф.М. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе). Она может иметь форму систематизированного знания и представать в виде эссе, мозаики афоризмов и житейских наблюдений (именно так писали свои произведения Ф. Ницше, В.В. Розанов). Однако не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Оно может детерминироваться социальным заказом, злобой дня, вызовом времени, кризисом глобального порядка... Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы ни изменялось ее содержание, она всегда хранила в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняла с разной степенью успеха в жизни общества и человека. Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии, ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание. По словам В.В.Зеньковского (1881-1962) «философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации». Так, в античной философии такое единство было выражено в архе. Архе, как начало нематериальное, сверхчувственное, духовное не только скрепляет весь мир, но делает его живым, динамичным, способным к развитию. В разных культурах сформировалось свое представление о таком объединяющем начале. В индийской культуре такой первоосновой признается дхарма, в китайской – дао, в христианской – Логос. Разные исторические эпохи и конкретные мыслители вносят свои коррективы в представления о первооснове сущего. В Новое время в Европе она трактовалась как субстанция, Гегелем понималась в качестве абсолютной идеи, А.Шопенгауэром – мировой воли. Вл.Соловьев создал философию всеединства, Н.Бердяев полагал первичной предвечную свободу, в XX столетии многие мыслители открыли для себя экзистенцию. Интегрирующая роль философии относится не только к миру в целом. Вторая задача философии заключена в создании мировоззренческой основы конкретного типа культуры. В этом смысле, философия возникает на той стадии развития общества, народа или цивилизации, когда они не только достигли пика своей зрелости, но и обнаружили серьезные проблемы стадии глубокого кризиса, требующего перехода на более высокую ступень социально-исторического бытия. Именно философия предстает как способ теоретического осмысления основ жизни общества, данного народа или конкретной цивилизации. Она вырабатывает свои представления о причинах кризиса (духовного, культурного, социального), путях и целях дальнейшего развития социума и истории. К примеру, философские учения Платона и Аристотеля были созданы в период глубокого кризиса античной полисной системы и афинской демократии. Немецкая классическая философия родилась в стране, которая прозябала «на задворках» Европы, не имея централизованного государства. Именно философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. Каждый народ имеет свою более или менее оригинальную философию, свое представление о мудрости и путях к ней. Можно сказать, что философия рационализирует, делая всеобщим достоянием, определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ или нацию, разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т.п.) - в одну культурную традицию, многообразие религиозного опыта - в один тип духовности. Например, интерес британской философии в основном сводился к проблематике теории познания, а истина трактовалась англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истинно то знание, которое приносит пользу. Следовательно, утилитаризм и практицизм британской философии, отражающий коренную особенность менталитета островного народа, и послужил тем рациональным принципом, который объединил данный народ и его культуру в единое целое. Иное дело - германская философия, имевшая тенденцию придавать знанию абсолютный характер и заключавшая его в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку. Третья важнейшая задача философии – выполнение интегрирующей роли в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Мировоззрение – это система убеждений, сознательных представлений о мире в целом и о себе, как части этого целого. Чем более последовательны, определенны, устойчивы, стройны убеждения человека, тем более яркой и значительной личностью он предстает в обществе. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слажены между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем ближе она к мудрости. Философия – это способ созидания, в первую очередь, самого человека в процессе его соотношения с самим собой и окружающим миром, в его полагании себя и мира. Человек является подлинным ядром всех философских проблем, потаенной сердцевиной всех философских вопросов, центром, стягивающим в целостность всякое философствование и всякую философскую систему. А все философские вопросы и проблемы при этом есть не более, чем модусы человеческого бытия, как источника философского вопрошания. В аспектах поставленной проблемы уместной представляется постановка вопроса о роли и месте философии в человеческой жизни, о том, кому, зачем, какая, каким образом нужна философия, и что она может дать человеку вне зависимости от того, является ли он философом «по диплому». Центральной проблемой при этом полагается идея необходимости и возможности возвращения философии к человеку, придания ей в этом ключе личностной значимости и функциональности, отыскания форм и средств такого возвращения. В этой связи необходим хотя бы набросок адекватного этой идее образа философии и указание места ее участия в человеческой жизни. Необходим такой подход к философии, при реализации которого станет возможным ее превращение в источник и инструмент человеческого самообразования, само-становления, само-развития, само-совершенствования. Приобщение к миру философии дает человеку возможности выхода на уровень духовного бытия; обрести и сохранить себя в своей подлинной самости; проектировать свою личность и строить ее по этому проекту. Если обобщить предметную область философии, можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, философия рассматривает человека как субъект познания. Во-вторых, философия рассматривает проблему понимания (герменевтика) как одну из центральных проблем теории познания – как проблему соотношения «я» с другими «я». В-третьих, философия направлена на то, чтобы освободить человеческий ум от скрытых в нем самом препятствий к адекватному восприятию мира. В-четвертых, философия призвана установить форму отношения субъекта ко всему многообразию объективных явлений; то конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия. В-пятых, философия решает вопрос о формах отражения человеком, как субъектом познания мира объектов, о способах установления правильности, истинности этого отражения и познания. В-шестых, философия призвана раскрыть существенную связь между человеческим существованием и фундаментальными характеристиками Вселенной. При этом, философское познание сложно и не прогрессивно. Ведь, едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. Достоверность, которая может быть приобретенавфилософии, не являетсянаучной, одинаковойдля всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущностьчеловека. "Там, где пробуждается человек, преждедругих наук выступаетфилософия" (K.Jaspers. Einfuhrunq in die Philosophiе, 1950)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |