|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинарское занятие на тему: Философия Нового времени1. Общая характеристика социально - исторических и культурных условий формирования философии Нового времени. 2. Основные направления в теории познания Нового времени. 3. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания. 4. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль “картезианского сомнения” в познании. 5. Метафизика Спинозы и Лейбница. 6. Французский материализм XVIII века. Литература для самостоятельного чтения: Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2-х т. М., 1972. Т.2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т.3. СПб., 1994. Гоббс Т. Основы философии. Часть первая// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. Декарт Р. Рассуждение о методе// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. История философии в кратком изложении / Пер. с греч. М., 1994. С. 345-454. Краткий очерк истории философии. М., 1969. Гл. VI. 7 3 01, 3-6,. Гл. VIII, 73 02. Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т.1. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме// Соч. В 4-х т. Т. 2. М., 1983. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1995. Соколов В.В. Западно-европейская философия XV-XVII вв. М., 1984. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2-х т. М., 1957. Т.1. Юм Д. Исследование о человеческом познании// Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1996. Юм Д. Сокращенное изложение трактата о человеческой природе// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1996. Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч. 1. М., 1997. Темы рефератов: 1. “Теория идолов” Ф. Бекона. 2. “Монадология” Г. Лейбница. 3. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо. 4. Философский пантеизм Б. Спинозы. “Этика”. 5. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма. 6. Вольтер в истории французской и мировой культуры. 7. Э.Б. Кондильяк, П.А. Гольбах и другие просветители. 8. Механика и натурфилософия И. Ньютона. Вопросы и упражнения: 1. Объясните пантеизм Нового времени. Как относилась к нему схоластика и почему? Приведите примеры пантеистических учений. 2. Сравните авторитет науки и авторитет церкви. Есть ли отличия? Приведите учения философов, следующих этим авторитетам. 3. Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось? 4. Кому принадлежит известное изречение: “Знание - сила”? С какой философской ориентацией оно связано? 5. Что такое теория “двойственной истины”, кем и когда она выдвинута? Какие философы следовали ей и почему? 6. В чем существо разработки индуктивного метода познания, принадлежащей Бэкону? 7. В чем сущность метода “картезианского сомнения”? Какую позицию в вопросах гносеологии занимал его автор? 8. В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона. 9. Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода “Универсальная математика”? Опишите этот метод. 10. Расскройте понятие “субстанция”. Какие учения о субстанции (или субстанциях) Вам известны и в чем они состоят? 11. Объясните, почему концепция Декарта называется дуализмом? Сопоставьте ее с монизмом других учений, известных Вам. 12. Каковы свойства механической картины мира? Какие учения построены на ней? Сопоставьте ее с вещественной картиной мира (по содержанию, по времени возникновения и пр.). 13. В чем состояла метафизика Декарта? Было ли в ней место Богу? 14. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: “Свобода есть осознанная необходимость”? С чем он связан, какую научную основу имеет и традиции какой этической школы продолжает? 15. Объясните сущность пантеизма Спинозы. Сопоставьте с пантеизмом известных Вам учений. 16. Что означает выражение “natura naturans”? Кому оно принадлежало? Свидетельствовало ли оно об атеизме автора? Практические задания: 1. По произведению Р. Декарта “Начала философии”. (“Мир философии”. Ч.1. С. 25-26.) а) Какое направление в философии отражает позиция Декарта - эмпиризм или рационализм? б) Было ли в гносеологии Декарта место религии? Как называется такая позиция в философии? в) Как Вы сформулируете взгляд Декарта на социальное развитие и место в нем философии? 2. По произведению Ф. Бэкона “Новый Органон” (“Мир философии”. Ч.1. С. 485-491) а) У кого из философов произведения получили схожее название (“Органон”) и почему? Почему, на Ваш взгляд, Бэкон назвал свою работу “Новый Органон”? б) Какое направление в философии отражает позиция Бэкона - эмпиризм или рационализм? Приведите подтверждения этому. 3. По произведению Г. Лейбница “Два отрывка о свободе” (“Мир философии”. Ч.2. С. 180-182) а) Что же, по Лейбницу, основное в природе - свобода или необходимость? Чем подтверждается Ваш вывод? б) Можно ли отнести Лейбница к механицистам во взглядах на материю? Почему? в) Каково его отношение к религии? Как оно называется? Почему?
Глава V.
Немецкая классическая философия развивалась от трансцендентального идеализма Канта к диалектическому идеализму Гегеля и антропологическому материализму Фейербаха. Главная заслуга немецкой классической философии в том, что она попыталась выразить деятельное отношение человека к миру, попыталась понять человека как субъекта (носителя) деятельности. Это новый мировоззренческий тип философии, отличный от всех предшествующих. Почему появилось деятельностное мировоззрение? База этого - промышленный переворот второй половины XVIII века в Англии, а затем в других европейских странах. Промышленный переворот ознаменовал радикальные изменения в роли человека, поскольку в индустриальном обществе результаты человеческой деятельности зависят не от стихийных, природных факторов, а от усилий человека, его ума, рук. Человек становится хозяином своего будущего, своей судьбы, то есть его относительная самостоятельность в мире радикально повысилась. А раз так, то человек по-иному действует, организует и ощущает мир. Фихте отмечал, что мир по отношению к человеку есть лишь сфера нашего действия, а помимо действия - самого мира нет. Такое ощущение было осознано и превратилось в мировоззрение немецкой классической философии, где сформировалось понимание человека как субъекта деятельности, меняющего и даже создающего мир, выступающего его творцом. Второй фактор, способствовавший переходу к новому мировоззрению, это изменение места человека в социуме. Если в XVIII веке у Гоббса есть идея перехода от естественного состояния общества к гражданскому, то теперь появляется представление, что социум пластичен и человек может его преобразить. Все мыслители этого типа мировоззрения: Кант, Фихте, ранний Шеллинг и Гегель свою философию рассматривали как философию свободы и свою задачу видели в том, чтобы объяснить, как возможна человеческая свобода, свободное человеческое действие, основанное на сознательном выборе. Усмотрев в человеческой деятельности причину изменения мира, немецкие философы сделали вывод, что мир способен изменяться и поэтому в ней разрабатывается диалектика как способ видения мира, а у Гегеля диалектика становится не только учением о всеобщей связи, а диалектикой развивающегося мира.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |