|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Законы и принципы диалектики
Категории диалектики могут использоваться мышлением обыденным, конкретно-научным, философским и т.д. В составе теории диалектики отдельные категории включаются в такие ее компоненты, как закон, принцип, требование. В трудах Ф.Энгельса развернуто содержание трех широко известных основных законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Закон науки, отображая объективные, устойчивые, существенные, необходимые, повторяющиеся отношения, по своей логической форме есть суждение всеобщности и необходимости. Законы диалектики отличает всеобщность, а отдельные категории оказываются логическим средством формулировки законов; закон фиксирует закономерную связь, выраженную через соотношение категорий. За каждой категорией стоит определенная закономерность. Так формулировка "закон причинности" требует использования общедиалектических категорий "причина" и "следствие". За категориями качества и количества стоит закон перехода количественных изменений в качественные и обратно; за категориями необходимого и случайного - закономерность, выраженная формулой "случайность - форма проявления и дополнение необходимости". При характеристике диалектики используется понятие "требование". Четыре основных требования диалектики можно отметить; во-первых, это объективность и всесторонность рассмотрения; во-вторых, это рассмотрение предмета в развитии; в-третьих, требование учета конкретности истин. Нарушением требования объективности и всесторонности рассмотрения и, следовательно, антиподом диалектики выступают софистика и эклектика. За требованием диалектического метода стоят общедиалектические принципы. Понятие " принцип " или, говоря проще, исходная точка зрения составляет стержень любого мировоззрения. Философское мировоззрение может быть определено как система принципов, составляющих основу того или иного понятия природной и социальной реальности. На уровне принципов, в отличие от отдельно взятых категорий, происходит размежевание различных философских направлений, систем. В своей логической форме принцип сходен с законом, это тоже суждение всеобщности и необходимости: весь мир един (принцип единства мира); все в мире связано (принцип всеобщей связи); мир бесконечен (принцип неисчерпаемости материи); все в мире детерминировано (принцип детерминизма); все в мире развивается (принцип развития или историзма); все в мире противоречиво - быть непротиворечивым значит не существовать (принцип противоречивости). В наше время все более широкое признание получает также принцип системности, как одна из наиболее характерных черт стиля научного мышления ХХ века. Диалектика немыслима вне принципа противоречивости всего сущего или, в иной, более распространенной форме выражения, вне закона единства и борьбы противоположностей. Кратко диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей. Каждая пара категорий дает в соотношении своих сторон объективное диалектическое противоречие: движение и покой, тождество и различие, единое и многое, необходимое и случайное, действительное и возможное, сущность и ее проявления и т.д. Это противоположности, а в единстве между ними заложено противоречие. Противоположности или стороны противоречия одновременно находятся в отношениях взаимоисключения, взаимополагания и частичного тождества, взаимопроникновения. Проблема противоречия не расторжима с проблемой сущности движения, тех изменений, которые постоянно совершаются и в бытии и в мышлении. Противоречие как взаимодействие противоположностей трактуется в динамике в качестве сущности или внутреннего источника всякого изменения - от элементарного механического перемещения и до развития. Эта мысль и фигурирует обычно под названием закона единства и борьбы противоположностей. Ее можно передать и так: все в мире объективно противоречиво; каждое противоречие нестационарно, способ существования противоречия - движение, изменение; первый шаг в постижении сущности любых изменений - выявление противоречивости явлений и процессов. Вследствие происходящих в предмете изменений он никогда не бывает равным самому себе и выступает как внутренне противоречивый. Даже простое внешнее сопоставление двух вещей вскрывает единство тождества и различия: каждая вещь одновременно и тождественна с другой, и отлична от другой. Предмет есть единство устойчивости и изменчивости, положительного и отрицательного, отмирающего и нарождающегося и т.д. Каждый предмет, каждое явление есть единство противоположностей. Каждая из сторон единого целого существует лишь постольку, поскольку существует другая, противоположная ей сторона. 1 сторона - взаимополагание, взаимообусловленность, взаимопроникновение противоположных сторон, свойств, тенденций развития целого - существеннейшая черта всякого единства противоположностей. 2 сторона - их взаимное отрицание (борьба противоположностей). Итак, сущность диалектического противоречия - такое взаимоотношение и взаимосвязь между противоположностями, когда они взаимно утверждают и отрицают друг друга и борьба между ними служит двигательной силой, источником развития. Борьба противоположностей есть двигательная сила, источник развития: "Развитие есть "борьба" противоположностей".[270] Важная особенность диалектического развития: движение, развитие осуществляется как самодвижение, саморазвитие. Противоречия не есть нечто неподвижное, неизменное. Раз возникнув, они развиваются, проходят определенные стадии, ступени: 1) этап развития, развертывания противоречий; 2) этап разрешения этих противоречий - снятие данного единства, его исчезновение, что совпадает с коренным качественным изменением предмета. Всякой сущности соответствует множество изменчивых ее проявлений, каждое качество внутренне многообразно. Движение - это способ существования противоречия, а противоречие, в свою очередь, сущность или источник движения. Закон единства и борьбы противоположностей носит всеобщий характер, т.е. действует во всех сферах жизни: от наиболее элементарных процессов на уровне физической материи до сложнейших явлений общественной жизни и духовного мира человека. "Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение".[271] Итак, сущность закона единства и борьбы противоположностей: это закон, в силу которого всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрицания; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновением старого и возникновением нового. Идея развития является важнейшим философским принципом и часто диалектику определяют как учение о развитии, науку о законах развития. Предпосылки идеи развития вызревали как в философии, так и в естественных науках. Идеи изменчивости эволюции высказывались Бюффоном, Кантом, Ламарком, Тюрго, Кондорсе. Впервые эта идея реализуется в качестве основополагающего принципа в философии Гегеля. Далее идея историзма как всеобщий, фундаментальный, методологический ориентир подхода ко всему и вся все более утверждается в культуре. Принцип развития ориентирует нас на признание закономерности обновления, неизбежности неожиданного, уникального. Чтобы нарисовать картину развития вообще нужно использовать весь арсенал диалектических категорий, не сводя развитие только к процессу необратимых качественных изменений, имеющих определенную направленность. Развитие - это единство изменений качественных и количественных, обратимых и необратимых, системности и асистемности, закономерного и уникального, преемственности и поступательности и т.д. Такие законы диалектики как закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, отрицание отрицания характеризуют определенные стороны процесса развития. Процесс исчезновения, уничтожения старого и возникновения нового получает свое обоснование в законе перехода количественных изменений в качественные и обратно. Вне отношения и взаимодействия одной вещи с другими ничего о них знать невозможно. Вещь - совокупность тех или иных свойств, и познать вещь - значит установить, из каких свойств она состоит? Сами свойства вещи представляют собой проявление чего-то более существенного, что характеризует вещь. Это более существенное - есть качество вещи. Качество определяет вещь именно как эту, а не иную вещь; представляет собой нечто большее, чем простую совокупность даже существенных свойств, ибо оно выражает единство, целостность вещи, ее относительную устойчивость, тождественность с самой собой. Структурность вещи позволяет понять, почему изменение или даже утрата тех или иных свойств вещи не ведет непосредственно к изменению ее качества. Качество вещи тождественно с ее конечностью. Количество. Гегель говорил, что количество есть "снятое качество", т.е. анализ вещей как качества неизбежно приводит нас к категории количества. Количество есть выражение однородности вещей, их подобия, сходства, вследствие чего они могут подвергаться операции увеличения или уменьшения, разделения или объединения. Отличие количества от качества заключается в том, что можно изменить некоторое количество свойства без того, чтобы вещь претерпела какие-либо значительные перемены. Следовательно, количественная определенность не столь тесно связана с состоянием вещи, как качественная. Связь и взаимозависимость качества и количества называется мерой вещи. Категория меры - такое взаимоотношение между этими сторонами объекта, когда качество его основано на определенном количестве, а последнее есть количество определенного качества. На какой-то ступени количественные изменения достигают такого уровня, когда былая гармония качества и количества превращается в дисгармонию. И тогда старое качественное состояние уступает место новому, словом, происходит то обновление существующего, которое и составляет сущность диалектического развития. Новое качество порождает новые количественные изменения. Количественные изменения совершаются непрерывно и постепенно. Качественные изменения происходят в виде перерыва непрерывности, постепенности. Это значит, что развитие, будучи единством количественных и качественных изменений, есть вместе с тем единство непрерывности и прерывности. "... жизнь и развитие в природе включают в себя и медленную эволюцию, и быстрые скачки, перерывы постепенности".[272] Завершая какой-либо процесс, скачок означает момент качественного изменения предмета, перелом, критическую стадию в развитии. Это период наиболее интенсивного развития, когда старое, отжившее преобразуется, расчищая место для новых, более высоких ступеней процесса. Развитие можно представлять в виде "узловой линии мер" (Гегель). Типичные и наиболее общие формы скачков: 1) форма сравнительно быстрого и резкого превращения одного качества в другое; 2) форма постепенного качественного перехода, когда объект изменяется не сразу и не целиком, а отдельными своими сторонами, элементами, путем постепенного наполнения качественных изменений. Формы скачка находятся в зависимости не только от природы объекта, но и от условий, в которых он находится. Этот закон есть такая взаимосвязь и взаимодействие количественных и качественных сторон предмета, в силу которых мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы объектов и условий их развития в разнообразных формах. Закон отрицания отрицания. Существенную роль в процессе развития играет отрицание. Качественное превращение возможно лишь как отрицание старого состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание. "Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования".[273] Смысл диалектического развития - в таком способе отрицания, который обусловливает дальнейшее развитие. Развитие - это цепь диалектических отрицаний, каждое из которых не только отвергает предшествующие звенья, но и сохраняет положительное, содержащееся в них, все более т более концентрируя в высших звеньях богатство развития в целом. Отрицание: 1) есть условие и момент развития; 2) есть момент связи нового со старым. Предмет одновременно и отрицается, и сохраняется: а) без предшествующего развития не было бы основы для новых форм; б) все, что сохраняется от предшествующей ступени развития, переходит на следующую ступень в существенно преобразованном виде. Отношения исходной формы и первого отрицания - это отношения противоположностей, двух противоположных форм. Необходимость новой ступени отрицания обусловлена следующим: исходная форма и то, что ее отрицает, представляют собой противоположности, они содержат в себе абстрактную односторонность, которая должна быть преодолена, чтобы стало возможным дальнейшее развитие. Поскольку подвергается отрицанию то, что отрицало исходную форму, следовательно, двойное отрицание ведет к восстановлению некоторых сторон, черт этой исходной формы. "От утверждения к отрицанию - от отрицания к единству с утверждаемым, - без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом".[274] Тенденции отрицания: 1) спиралевидность; 2) тенденция поступательного, восходящего движения; 3) необратимость процесса отрицания отрицания. Итак, закон отрицания отрицания есть закон, действием которого обусловливается связь, преемственность между отрицающим и отрицаемым, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое "зряшное" отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное содержание предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, восходящий характер.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |