|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общее понятие о сознании
Проблема происхождения и сущности сознания, возможностей проникновения в его тайну была одной из сокровенных и волнующих на протяжении всей истории философской мысли. В рамках религиозной философии сознание воспринималось как часть божественного разума, дарованная человеку Богом. Идеалистически ориентированные философы постулировали первичность сознания по отношению к материальному бытию; сознание, полагали они, не может быть объяснено ничем, но само, в свою очередь, признано объяснить все. Агностики вообще утверждали принципиальную невозможность познания сущности сознания. Материалистическая философия стремится объяснить сознание, исходя из принципа единства сознания и объективной реальности, исповедуя два кардинальных положения: сознание - функция определенного вида материи - мозга и сознание есть отражение внешнего мира. Сознание - высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Данные экспериментов, полученные различными науками психофизиологией, физиологией высшей нервной деятельности свидетельствуют, что сознание неотделимо от мозга. Доказательством этого положения может служить и наблюдение за развитием ребенка: его сознание формируется в связи с развитием его мозга. Те или иные нарушения структуры мозга приводят к разрушению сознания. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Но сущность сознания раскрывается в свете теории отражения. Отражение есть свойство всей материи, оно, пройдя ряд стадий своего развития, достигает такой формы как сознание, которое отличается тем от других форм отражения, что является идеальным. Для материалистической философии, которая исходит из принципа материальности мира, труднейшим вопросом был вопрос о происхождении сознания из материи. Решение этого вопроса было делом истории развития материалистического взгляда на мир. Уже Спиноза учил о том, что сознание является атрибутом (неотъемлемой, необходимой характеристикой) бытия. Ф.Энгельс, разделяя в целом позицию Спинозы, что сознание атрибут, а не модус материи (случайное свойство, которое может принадлежать, а может и не принадлежать отдельным ее формам), однако подчеркивал необходимость учитывать диалектическую идею развития. А это означало признание того, что сознание есть следствие развертывания, реализации имеющихся в самой материи возможностей. Ответ на вопрос о характере этих возможностей, об основании в материи сознания сформулировал В.И.Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме": "Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством, отражения". Отражение - всеобщее свойство материи, оно выступает связующим звеном между материей ощущающей и материей неощущающей. Материалистическая философия исходит из признания единства мира, существенной чертой которого является взаимодействие. Все явления, процессы материального мира находятся в постоянном взаимодействии. Каждый из взаимодействующих объектов, воздействуя на другой, оставляет в нем свой отпечаток, "след". Изменения, происходящие в объекте, фиксируют качества воздействующего объекта. Отражение как всеобщее свойство материи, определяется как способность материальных явлений, процессов, предметов и т.п., воспроизводить в своих свойствах особенности иных материальных явлений, предметов, процессов. Таким образом, всякое взаимодействие содержит в себе момент отражения, хотя, конечно, воздействие не сводится к отражению. Формы и виды отражения находятся в зависимости от видов материи, поэтому следует иметь в виду качественное своеобразие процессов взаимодействия и, стало быть, форм отражения от своеобразия видов материи. Не следует отождествлять понятие отражения как всеобщего свойства материи, характеризующего способность материальных объектов воспроизводить в процессе взаимодействия особенности взаимодействующего объекта, с понятием отражения в специфическом, гносеологическом смысле, когда речь идет о возможности получения адекватных идеальных образов реальной действительности. Эта последняя способность есть результат развития форм отражения. В силу этого следует рассмотреть развитие конкретных форм и видов отражения, их последовательное усложнение и совершенствование.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |