|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Откровение и разум“Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью... Цель эта не поддается постижению разумом;...Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение... Итак, для того чтобы люди достигли спасения и с большим успехом и с большей уверенностью, необходимо было, чтобы относящиеся к Богу истины Богом же и были преподаны в откровении... ... Священное учение есть наука... Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение... Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен Богом через посредство активного интеллекта, как то будет показано ниже, необходимо, чтобы в божественно уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом состоит понятие “идеи”... Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т.е. постольку, поскольку продукт должен следовать определенной форме. В самом деле, мастер продуцирует материи определенную форму в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый им образец или же такой, который зачат в недрах его ума... Эту определенность формы должно возвести как к своему первоначалу к божественной премудрости, замыслившей миропорядок, состоящий в различенности вещей. И поэтому должно сказать, что в божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называем идеями или образцовыми формами в уме Бога...” Фома Аквинский (1225/26-1274) - средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. (Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М., 1969. С. 824, 826, 827, 836, 838-839.) 1. Какие качества Бога выдвигает на первое место Фома Аквинский? Сопоставьте его модель Бога с моделью Бога Августина Блаженного. 2. Как идея Благости Бога связана у Фомы Аквинского с задачей познания? В чем особенность познания истин, относящихся к Богу? 3. Как объясняет Фома необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением? 4. Проследите, как с переориентацией богопоклонения на богопознание изменяется сам стиль теологических трактатов. Сопоставьте страстную проповедь Августина Блаженного и доказывающую теологию Фомы Аквинского.
Глава III.
1. О хронологии Ренессанса
Концепция поворота истории возникла именно в ренессансный период, в определении Ф.Петрарки, который первым заговорил о светлой античности, о темном невежестве средних веков. Заботой Петрарки было, прежде всего, очищение латинского языка, возрождение древнего красноречия, а также знакомство с классической литературой. Но затем это узкое понимание Возрождения распространилось на живопись и другие виды искусства. Итак, начиная с XIV (XIII?) века и вплоть до конца XVI века деятели культуры по всей Европе были убеждены, что они переживают «Новый век», «Модерный век» (Джорджо Вазари). Чувство свершающейся «метаморфозы» было интеллектуальным и эмоциональным по содержанию, и почти религиозным по характеру. 1) Под Западным Ренессансом многие исследователи понимают самые разнообразные периоды европейского развития (предшествуют: каролингский IX в., протогуманизм X-XI вв., предренессанс или готика XI-XIIвв.). 2) Отмечается возрождение античности, которая осознается привлекательной для новых идеалов, нового чувства природы, нового человека. 3) Новый образ жизни и новое мировоззрение, с одной стороны, были антиподом всей тысячелетней средневековой культуре, т.е. возникает светская культура, светское мировоззрение, светское искусство, светская наука, светская религия. С другой стороны, средневековье проявляет себя максимально, т.к. понятие «возрождение» имеет прямо библейское происхождение. В Новом Завете разговор идет о возрождении, о новом человеке, новом духовном развитии! В экономическом плане городское мелкое хозяйство давало много возможностей для всестороннего, гармонического развития человека, его самореализации. Возникали, чем-то напоминающие античные полисы, города-государства в Италии, однако это не было простым подражанием античности, т.к. города-государства в условиях натурального хозяйства, феодального строя, монархий – эти новые центры формировались в рамках христианской цивилизации. Ренессанс, как эпоха простого товарно-денежного хозяйства, стал периодом восходящей социально-политической роли города. И именно здесь появляется социально-историческая почва для крупного, сильного и независимого человека, который будучи не связан ни с чем другим, утверждал себя стихийно, свободно, художественно (автор, мастер собственного продукта). Формируется новый тип мировоззрения:
В эту эпоху реализуется принцип: художник должен творить так, как Бог творил мир. На первом плане – труд художника, в котором сокрыт критерий красоты. Художник эмансипируется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее, а не сакральное произведение искусства. Городской характер культуры и связанный с ним индивидуализм отразились на всех слоях культуры. Специфика возрожденческого индивидуализма выявляется в следующем: 1) стихийное самоутверждение человека; 2) мыслящего и действующего художественно; 3) понимающего окружающую его природную и историческую среду не субстанционально, но созерцательно, как предмет наслаждения и подражания. В творчестве деятелей Возрождения рождаются живописные краски и телесная выпуклость изображения; неподвижное созерцание и бесконечность; классическое равновесие и романтический энтузиазм. Прозрение будущего исходит из позитивного, данного, фактического, несомненного и ограничивает им свое исследование, которое не может быть проверено в опыте. * Пример: Рукописи и рисунки Леонардо да Винчи содержат все механические открытия XIX века. «Тайная вечеря» – рационализм и механицизм доведены до точки предела. Размеренность, вычислено, абсолютно гармонично. Геометрическая правильность: 1) созерцательный ∆ – совершенное добро в Иоанне, совершенное зло – в Иуде, различие добра и зла, справедливость – в Петре; 2) деятельный ∆: Андрей, Иаков Младший, Варфоломей; 3) (по левой стороне от центра) созерцательный ∆: любовь Филиппа, вера Иакова Старшего, разум Фомы; 4) деятельный ∆: разработка такого механизма могла состояться не раньше Декарта и просветителей. Таким образом, эпоха Возрождения – не только новое открытие человека на основе эстетического приятия наследия античности и средневековья, но и эпоха, во многих чертах и прозрениях подготовившая основные характеристики не только философской науки Нового времени, но даже ХХ века.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |