|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сознание как форма моделирования действительности“Содержание психических образований, будучи в основном подобием действительности, как бы замещает, репрезентирует (представляет) эту действительность. Поэтому психика и сознание могут рассматриваться как своеобразная модель этой действительности, т.е. такой объект, который, отображая, имитируя или замещая другой (мысленно или материально) дает нам информацию об этом другом объекте (“прототипе”). Понимание психики и сознания как моделей не противоречит их пониманию как форм отражения. Понятие модели в данном случае лишь с новой стороны выражает материалистическое положение, что психика и сознание не сама действительность, а лишь подобие последней... Модельный подход к психическому явлению есть анализ его с точки зрения его гомоизоморфизма в отношении действительности, а также общности некоторых функций психической жизни с функциями искусственных моделей. Так, художественное произведение есть модель объекта, она подобна последнему. Степень этого подобия мы называем степенью жизненной правды этого произведения. Но художественное произведение - это не полное воспроизведение “натуры”, пусть это будет и монумент в человеческий рост. То, что в жизни длится годами, на сцене театра проходит в течении пары часов; что совершается в жизни многих и многих людей, в художественной литературе происходит с немногими персонажами. Искусство есть “сгусток” жизни, концентрированная модель важных событий или черт людей”. (Турганов В.П. Философия сознания. С.174.) “Наглядность (модельные) представления являются специфической формой научного мышления. Такие модели не просто формируются при ведущей роли мышления, но сами становятся формой выражения мысли человека, этим и определяются эвристические функции модельных представлений. Все это показывает, что научное познание не исключает полностью чувственно-наглядных образов. Любое мышление (в том числе художественное) осуществляется в виде абстракции - понятий и суждений. При этом формой выражения мысли по преимуществу является язык, речь. В некоторых случаях мысли могут быть выражены и с помощью наглядных образов, как бы заменяющих языковые средства. Следовательно, наглядные образы используются не только в искусстве, но и науке. Модельные представления и выражают в наибольшей степени связь мышления с наглядностью”. (Коршунова А.М. Теория отражения и творчества. М., 1971. С.133.) 1. Что дает для понимания сути психики и сознания рассмотрение их как средств построения моделей действительности? 2. В каком смысле содержание сознания гомоморфно и изоморфно действительности? 3. Является ли наглядность обязательным признаком модельного отображения прототипа? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |