|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Движение
Под движением в материалистической философии понимается всякое изменение, это и механическое перемещение тел в пространстве, и изменение состояний, превращение элементарных частиц, обмен веществ в живом организме, обмен деятельностью людей в ходе их индивидуальной и общественной жизни. Движение есть атрибутивное качество материи, оно так же носотворимо и неуничтожимо. Существование любого материального объекта возможно лишь благодаря взаимодействию составляющих его элементов, а также взаимодействию объекта с окружающим его миром. Внутренние и внешние взаимодействия и определяют бытие любого конкретного материального предмета. Тем самым становится понятным, что движение - это способ существования материи: обладать бытием, т.е. быть - означает быть (находится) в движении. Движение и материя неразрывны, нет материи без движения, как и движения вообще. Движение есть самодвижение материи, т.е. движение не привносится в материю извне, оно внутренне присуще материи. Движение противоречиво, оно представляет собою единство изменчивости и устойчивости. В потоке непрекращающегося изменения всегда присутствуют моменты устойчивости, стабильности, которые сохраняют на какое-то время качество, определенность предмета. Моменты устойчивости есть проявление противоположности движению - покоя. Покой всегда относителен, имеет временные границы, в рамках которых предмет остается самим собой, а движение абсолютно, поскольку оно - неотъемлемое качество материи. Покой - это характеристика движения, его момент, сохранение предметом своей определенности в процессе изменения. Абсолютный покой - переход в небытие, существовать - значит находиться в движении. Понимание диалектики покоя и движения позволяет говорить о двух типах движения. Первый тип движения - это изменения, которые не приводят к смене качества предмета. Простой пример: дом, стол, стул сохраняются как таковые в течение определенного срока, т.е. не теряют своего качества дома, стола, стула. Но это не означает, что этим предметам не присуще движение, любая вещь есть процесс, т.е. внутри вещи происходят невидимые глазу изменения. Второй тип движения - это такое движение, которое приводит к изменению качества предмета, когда происходит его преобразование, т.е. одна форма бытия переходит в другую. Процессы, приводящие к преобразованию качества, к появлению новых качественных состояний характеризуются как развитие. Современная наука, выделяя различные структурные формы материи, выделяет и различные формы движения. Идея о формах движения материи впервые была сформулирована Ф.Энгельсом. Он исходил из следующих посылок: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи; 2) между формами движения материи существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших; 3) высшие формы движения своеобразны и не могут быть сведены к низшим. Ф.Энгельс выделял пять форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Сегодня такая упрощенная схема уже не соответствует современному состоянию науки. Но дело заключается в главных достижениях концепции Энгельса. Это, прежде всего, выделение социальной формы движения, которая включает в себя не только всю совокупность изменений, происходящих в истории человечества от социальных революций до изменения норм поведения, но и взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания. К.Маркс говорил, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой, а Энгельс определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи, подчеркивая тем самым, что социальное движение не может осуществляться без идеального плана человеческой деятельности. Кроме того, в методологическом плане важна мысль Энгельса о том, что невозможно редуцировать высшие формы движения к низшим. То есть, например, невозможно объяснить изменения в обществе, исходя только из законов биологического движения, не учитывая того нового в социальном, чего нет в биологическом. Редукция сложных форм движения к простейшим называется механицизмом. Например, когда пытаются вывести нравственные нормы, нравственные качества человека из законов биологии, это проявление механицизма.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |