АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия

Читайте также:
  1. II.2. Классическая греческая философия.
  2. II.8. Немецкая классическая философия.
  3. А. Натурфилософия.
  4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  5. Античная философия.
  6. Билет № 39 Социальная философия.
  7. Древнекитайская философия.
  8. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
  9. История науки и современная философия.
  10. Марксистская философия. Материалистическое понимание истории общества.
  11. Мировоззрение и философия.
  12. Неклассическая (современная) философия. Понимание бытия в ХХ веке.

Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократ сконцентрировался на проблематике человека.

Натуралисты пытались найти решение проблемы: "Что такое природа и последняя реальность вещей?" Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?" "Что есть сущность человека?"

По Сократу, человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. А под "душой" Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "Я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность.

Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей возвращению души. "Что это - повеление Бога - читаем мы в "Апологии Сократа", - я убежден, и не мог бы большей услуги оказать я своему городу, чем приняв эту обязанность, возложенную на меня Богом. Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства"[36].

Эти рассуждения означают, что на первом месте в деятельности Сократа стояла этика. Из тезисов Сократа следуют выводы, часто называемые "парадоксами":

1. Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок - это всегда невежество. Разъясним: поскольку для Сократа сама природа человека это его душа, т.е. разум, а добродетели суть то, что совершенствует природу человека, то очевидно, что добродетели становятся формой познания, назначение которых - совершенствовать душу и разум.

2. Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Что означает второй парадокс? Сократ хорошо видел, что человек по своей природе ищет всегда собственного блага и, когда делает зло, то делает это не ради зла, а потому, что хочет извлечь выгоду, т.е. благо. Сказать, что зло не осознано, означает, что человек склонен обманываться в ожидании добра для себя, что ведет к ошибке в расчете, и в конечном счете, он - жертва ошибки, т.е. невежества, незнания.

Теперь ясно, что познание, по Сократу, есть необходимое условие благого дела, доброго поступка, ибо, если не знаешь блага, то и не знаешь, как действовать во имя добра.

Сократ был убежден, что люди от природы добры. Его учение можно назвать этическим интеллектуализмом, т.к. он считал знание наиважнейшей частью нравственности. Более того, знание считал он самой нравственностью.

Сократ полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов: 1) метода выделения общего из ряда частных случаев; 2) метода выявления признаков, упущенных при общем анализе. Сам Сократ назвал свой метод преподавания майевтикой - "повивальным искусством". Объяснял он это следующим образом: подобно тому, как повивальная бабка, приглашенная к роженице, всего лишь помогала последней произвести на свет дитя, так и он не сообщал своим ученикам никакого знания ("Я знаю, что я ничего не знаю", - говорил Сократ, считая, что ничего не стоит его мудрость в сравнении с мудростью Бога), он помогал им сделать вполне ясными те мысли, которыми их головы "беременны"; мысли же рождаются не им, а самими учениками.

Действительно ли Сократ лишь помогал выяснить то, что знал ученик? Нет, конечно. Метод Сократа был вполне научным методом выявления знания, который впоследствии Аристотелем был назван индукцией и был приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству общения, искусству находить правильные определения общих понятий.

Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, т.к. Сократ ничего не писал, и ограничивался только беседами с учениками. Из всех учеников Сократа развил его учение Платон. Многие же так и не осознали, что с философией Сократа свершилось открытие логики[37].

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)