АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема человека

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Проблема субстанции.
  4. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  5. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  6. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  7. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  8. YI.3. Сознание и самосознание человека
  9. Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)
  10. Агрессивность человека
  11. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  12. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель

 

Человек эпохи Возрождения не отбрасывал ценностей христианства, но они у него отодвигались на второй план, а на первый выдвигались земные ценности. Уже Данте Алигьери (1265-1321) говорил о том, что у человека есть две цели, одна из них - это спасение души, вечное блаженство, а другая - это блаженство в земной жизни. Следовательно, эти ценности не противопоставлены, а сопоставлены у Данте.

В трактате итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407-1457) "Об истинном и ложном благе" излагается позиция, очень характерная для Возрождения. В диалоге участвуют три мыслителя: один излагает понимание истинного блага стоиками, утверждая, что это добродетель, а все остальное может быть дано судьбой и может быть отнято. Второй собеседник - эпикуреец, утверждающий, что истинным благом является наслаждение в этой земной жизни, но у Эпикура речь идет не о погоне за наслаждениями, а наслаждение - это средство достижения равновесия души и обеспечивает отсутствие страданий. Третий собеседник - представитель христианской морали, он не отвергает наслаждение, и высшая цель христианской морали, согласно Лоренцо Валла, - это блаженство в загробной жизни, и земное блаженство - ступень к нему.

Эти три голоса - голоса друзей, а не врагов, поэтому не случайно отличает гуманистов диалогичность мышления, которое соединяет в себе как будто противоположные вещи по отношению к одному культурному пространству.

Философия Возрождения обретает характер аксиологического антропологизма, поскольку человек выдвигался на первый план, признавалось первенство человека даже по отношению к ангелам, утверждалось богоподобие человека: человек - сотворец, сотрудник Бога. Развивая эту идею, гуманисты приводили аргументы того, почему человек стоит так высоко, они утверждали высокую ценность его достоинства. Вся аргументация ценности человека основывалась, в первую очередь, на его эстетическом отношении к миру, на его способности видеть и создавать красоту. Человек сам рассматривался как творец, сотрудник Бога. Итальянский гуманист Пико делла Мирандола (1463-1494) утверждал, что человек - скульптор самого себя и творец своей судьбы; что человек создан богом, как субъект эстетической оценки, чтобы было кому оценить труд творца.

В целом, эстетическое отношение к миру, художественная доминанта была характерна для культуры Ренессанса. Гуманист Манетти считал, что достоинство человека - в деяниях его рук и ума, ибо бог, когда создавал мир, нарочно не завершил творение, и задача человека, как сотворца, довести природу и мир до совершенства.

Таким образом, человек понимается как субъект преобразования окружающей действительности, а творчество и свобода составляют его сущность. Это одна из первых в истории философии попыток так понять и интерпретировать суть человека.

Гуманистическая философия широкого распространения не получила, поскольку была далека от реальной действительности XV века, а в XVI веке особенно возросла потребность в альтернативном мировоззрении. Так как стал проявляться раннекапиталистический уклад, и вся экономическая жизнь с ее погоней за наживой, деньгами, золотом и великие географические открытия - все это формировало новый жизненный мир и, следовательно, потребность новых ориентаций.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)