|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Человек, индивид, личность. Понятие "человек", являющееся наиболее общим, используется для обозначения особой, исторически развивающейся общности как человеческий род
Понятие "человек", являющееся наиболее общим, используется для обозначения особой, исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. Данное понятие фиксирует всеобщие, присущие всем качества и свойства. Содержание понятия "человек" отделяет человека как род от всех других живых существ. Но человечества как такового не существует. Реально действуют конкретные люди. Для обозначения отдельного, единичного, конкретного человека употребляется понятие "индивид". Этот термин используется и для обозначения единичного представителя какого-то социального целого (исторически определенного общества или группы). Индивид - единичный ("один из") представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Понятие "индивид" фиксирует различия людей. Во-первых, это различия биолого-физического свойства; во-вторых, различия между общественными группами, представителями которых они являются. В–третьих, различия в полноте выражения типичных признаков какой-либо общности в разных ее представителях. Понятие "индивид" подчеркивает исходную зависимость каждого отдельного от тех конкретных внешних условий, в границах которых осуществлялось его Формирование и становление (от семейно-бытовых, исторических условий, от объективного социального положения, от характера включения в общественное производство, от интересов, установок, мировоззрения, характерных для социальной группы и т.д.). Именно в этом смысле раскрывается содержание положения, говорящего о том, что человек - продукт общественных отношений. Общество не просто окружает индивида на манер стен комнаты, в которой он находится в данный момент; общество живет внутри индивида, составляет его суть. В этом смысл известного положения К.Маркса, что сущность человека – ансамбль общественных отношений. Среда и время, в которых родился человек и сформировался; уровень культуры, которого достиг его народ и который человек усвоил; способ жизнедеятельности, отличающий социальную группу, представителем коей он является, накладывают зримую печать на индивидуальный характер человека. Но говоря о том, что индивид есть продукт общественных отношений, не следует эту связь понимать как тотально абсолютную. Человек в цельности своей несводим к социально-групповому первоначальному положению. Независимость поведения человека от первоначально обусловивших его факторов, способность человека быть ответственным за свой облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью – все это отражается понятиями индивидуальность и личность. В понятии личности отражаются конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития. Индивид – отправной момент для формирования личности, которая есть итог развития индивида. Человек не только продукт общественный отношений, но и их субъект. В понятии личности раскрываются социально значимые качества, которые выработали в себе люди. Понятие личности подчёркивает сознательно-волевое начало человека. Широкую популярность имеет концепция личности как Функциональная (ролевая) характеристика человека. Это в определённой мере обусловлено историей слова. Первоначально слово личность (persona) обозначало маску, которую надевал актёр античного театра. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность царя, личность отца, личность жреца и т.д.). С таким пониманием личности связана и метафора У.Шекспира о том, что весь мир - театр, а люди в нем актеры. Конечно, все люди исполняют социальные роли (Функции), но личность - это человек, который не играет роль, он принимает социальную роль отца, художника, исследователя как своё предназначение в жизни, выбирая социальную роль свободно, человек не играет, а живет этой ролью. Это, во-первых. А, во-вторых, понятие социальной роли фиксирует лишь внешнее поведение человека как личности, оставляя вне внимания внутренний мир человека, глубинные черты сути человека, что для личности имеет первостепенное значение. Выделяют, прежде всего, Физическую личность или физическое я. Это тело, или Физическая организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Это же относится к произведениям ручного или интеллектуального труда человека - украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г.Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним…»". Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремлённость к определённым духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам. Духовность не только "держит" личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о Физических потребностях. Социальная личность формируется в процессе деятельности, общения, формирование личности есть процесс социализации индивида. Личность в преднамеренных поведенческих актах. Это вызывает необходимость развития таких качеств, как: способность самооценки, развитое самосознание, которое образует стержневой узел личности. Выделение Физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, например, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Каждая черта может принимать системообразующий характер и во многом определять сущность личности на данном этапе её развития. Личность тесно связана с обществом, эта связь двухсторонняя. Каждая личность несёт на себе отпечаток коллектива, в котором она формировалась, но и коллектив несет на себе печать составляющих его членов. Личность не растворяется в обществе, сохраняя себя как неповторимую и самостоятельную индивидуальность, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого. Взаимоотношения человека и общества изменяются в ходе истории, что приводило к изменению конкретного содержания личности. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всём историческом пути развития человечества. Первый тип - "деятели" - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и так далее. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. В работе они находят высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях всегда была острой. Ещё евангелист Лука приводил слова Христа: "Жатвы много, а делателей мало". Второй тип – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, (на Олимпийских играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощающего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Не даром великие пророки и мудрецы: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, но эти "маяки" человечества всегда будутвечно живыми для современников и потомков. Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как "трещины мира" (Г.Гейне) проходят через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. "Спешите делать добро" - этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX века Ф.П.Гааза символизирует стержень таких личностей. В основных культурах и цивилизациях земли сложились определённые типы личности, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с Японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определённая целостность, которая сходным образом действует в различных ситуациях, сохраняя свой основной "стержень". Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир) и, наконец, утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время. Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких "кругов обязанностей" - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой "кодекс" поведения. Личность здесь не автономна и самоценна, и реализуется лишь в связи с какой-то общностью. В рамках трёх мировых религий (христианство, ислам, буддизм) можно так же выделить и разные типы личности и пути её совершенствования. Конечно, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно, что большинство людей сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Важно понять одно - выбор личностного пути и поле его деятельности - результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность не мыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля, истинная природа человека "есть свобода, свободная духовность".
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |