|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Онтологический статус сознания“Сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любая другая сфера реальности. Однако главные вопросы, на которые нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания? Ответы на первый вопрос колеблются в диапазоне между социальной и нейрофизиологической “материей”. Эти колебания отражаются и в языке описания сознательных явлений. По-особому проблема онтологического статуса сознания выступает в философии. Ведь вопрос об отношении сознания к бытию, как известно, был и остается основным вопросом философии. В центре философского размышления стоит проблема места человека в мире, отношения человека к миру и мира к человеку, проблема предельных оснований человеческого познания и действия. Сознание - одна из тех особенностей человека, которые как раз и определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус... Философия подходит к изучению сознания под специфическим углом зрения: прежде всего с точки зрения его онтологического статуса, его места в структуре бытия - как природного, так и социального... Не менее значима проблема бытия в структуре сознания. Такая постановка вопроса обостряет проблему онтологического статуса сознания. Под онтологией сознания следует понимать нечто работающее, участное в бытии,... существенное для жизни, а не нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью... Выделение в сознании бытийного слоя влечет за собой необходимость расширения языка описания сознательных явлений. Он должен включать в свой состав и язык описания человеческой деятельности и действий... Другими словами, мы наблюдаем сейчас (особенно отчетливо в психологии) не только расширение онтологии сознания, но и расширение онтологии действия, онтологии образа, для которых недостаточен традиционный язык описания, использовавшийся в рефлекторных, стимульно-реактивных, поведенческих и даже в социологических схемах описания человека и социума”. (Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. N11. С.4, 5, 8.) 1. Что такое субъективная реальность? Чем она отличается от объективной реальности? 2. В какой субстратной форме существует субъективная реальность? 3. Как проблема субъективной реальности соотносится с проблемой бытия? Каково место бытия в структуре сознания? 4. Какие изменения рассмотрение проблемы бытия вносит в язык философии? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |