АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истина и заблуждение. Непосродственная цель познания в любой его форме - истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоре- чив

Читайте также:
  1. А) Первая благородная истина
  2. Абсолютная и относительная истина
  3. Билет № 37 Проблема истины в философии и в науке. Ложь, дезинформация и заблуждение в познании.
  4. Бытие как истина, благо, добродетель
  5. Вера и истина
  6. Вот почему Лао-цзы так настаивает на том, что истина не может быть высказана, что в тот момент, когда вы высказали ее, вы ее фальсифицировали. Она уже не является истиной.
  7. Дхарма – закон, истина, путь
  8. Жизнь есть Дукка. – Первая Благородная Истина
  9. Истина (1810 г.)
  10. Истина и достоверность
  11. Истина и ее критерии
  12. Истина и заблуждение

Непосродственная цель познания в любой его форме -
истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоре-
чив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не слу-
чайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углуб-
ления — заблуждение. Вопрос о том, что есть истина? и ка-
ковы способы избавления от заблуждений («идолов
разума», по Бэкону) всегда интересовало людей — и не
только в сфере науки. Категории истины и заблуждения -
ключевые в теории познания, выражающие две противопо-
ложные, но неразрывно связанные стороны, момента едино-
го процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою
специфику, которую мы и.рассмотрнм.

Заблуждение - знание, пс соответствующее своему
предмету, не совпадающее с тт.
Заблуждение, будучи не-
адекватной формой знания, главным своим источником
имеет ограниченность, неразвитость или ущербность обще-
ственно-исторической практики и самого познания. Заблуж-
дение по своей сути есть искаженное отражение действи-
тельности, возникающее как абсолютизация результатов по-
знания отдельных ее сторон. Например,, заблуждением в
целом является «теоретическая астрология», хотя отдель-
ные моменты истины, в ней имеются'. Так же как в научной
астрономии содержатся, заблуждения, но в целом эта систе-
ма истинного знания, подтвержденная наблюдениями.

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение исти-
ны, но они неизбежны, есть необходимый момент движе-
ния познания к ней, одна из возможных форм этого про-
цесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуж-
дения» как алхимия, происходило формирование химии
как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует,
например, различать заблуждения научные и ненаучные,
эмпирические и теоретические, религиозные и философские
и т. д. Так, среди последних существуют такие, как эмпи-
ризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, ре-
лятивизм и др.

Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренно-
го искажения истины в корыстных интересах — и связанной


с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.
Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка —
результат неправильных действий индивида в любой сфере
его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в жи-
тейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические — нару-
шение принципов и правил логики (формальной или диа-
лектической) и фактические, обусловленные незнанием
предмета, реального положения дел и т. п.

Развитие практики и самого познания показывают,
что те или иные заблуждения рано или поздно преодоле-
ваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о
«вечном двигателе»), либо превращаются в истинные
знания (превращение алхимии в· химию). Важнейшие
предпосылки преодоления заблуждений — изменение и
совершенствование породивших их социальных условии,
зрелость общественно-исторической практики, развитие
и углубление знания. А это требует конструктивно-кри-
тического, а не апологетического (защитительно-оправ-
дательного) подхода к действительности, реализации ме-
тода «проб и ошибок» (Поппер).

Истина - знание, соответствующее своему предмету,
совпадающее с ним.
Иначе говоря, это верное, правильное
отражение действительности — в живом созерцании или в
мышлении. Достижение истины — непосредственная цель
познания в любой его форме (научной, философской, об-
разно-художественной и др.). Каковы основные свойства,
признаки истины? Первый и исходный из них — объектив-
ность:
конечная обусловленность реальной действительно-
стью, практикой и независимость содержания истинного
знания от отдельных людей (как, например, утверждение о
том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть
свойство материальных объектов (например, «дом есть ис-
тина»), а характеристика знания о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному
содержанию, истина субъективна по своим внутренним иде-
альным содержанию и форме: истину познают люди, выра-
жающие ее в определенных субъективных формах (поняти-
ях, законах, теориях и т. п.). Например, всемирное тяготе-
ние изначально присуще материальному миру, по в качестве
истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть прогресс, а не некий одноразовый акт по-
стижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для
характеристики объективной истины как процесса применя-
ются категории абсолютного (выражающей устойчивое, не-
изменное в явлениях) и относительного (отражающей 'из-

447'


мепчивое, преходящее). Абсолютная и относительная ис-
тины —
это два необходимых момента одной и той же объ-
ективной истины, любого истинного знания. Они выражают
разные ступени, стороны познания человеком объективного
мира и различаются лишь по степени точности и полноте
его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не
отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон,
моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной
истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпываю-
щее знание о действительности и целом — гносеологический
идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание
все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент
знаний, который не может быть никогда опровергнут в бу-
дущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это
так называемые вечные истины, знания об отдельных сторо-
нах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объек-
тивной истине) выражает изменчивость каждого истинного
знания, его углубл ι те, уточнение по мере развития практики
и познания. При этом старые истины либо заменяются позы-
ми (например, классическая механика сменилась квантовой),
либо опровергаются и становятся заблуждениями (например,
«истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, фло-
гистоне π т. п.). Относительность истины заключается в ее
неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла-
дывается нз суммы относительных, но не путем механическо-
го соединения готовых истин, а в процессе творческого разви-
тия познания па основе практики.

Существует две крайние позиции в понимании отноше-
ния абсолютного и относительного моментов в истине. Дог-
матизм
преувеличивает значение устойчивого момента, ре-
лятивизм
— изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсо-
лютной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит,
что любое истинное знание (в науке, в философии, в искус-
стве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и при-
менении данными условиями места, времени и многими дру-
гими специфическими обстоятельствами, которые познание
должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирова-
ние определенности ситуации, распространение истинного
знания за пределы его действительной применимости неми-
нуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение.
Даже такая простая истина как 2+2=4 является таковой

' 448


только в десятичной системе исчисления. Положение о том,
что «сумма внутренних углов треугольника равна 2 с!» ис-
тинно лишь для Эвклидовой геометрии π становится за-
блуждением за ее пределами, например, в геометрии Лоба-
чевского-Римапа.

Таким образом, объективная, абсолютная, относитель-
ная и конкретная истина — зто не разные «сорта» истин, а
одно и то же истинное знание с этими своими характерными
признаками (свойствами).

Кроме названных, некотррые авторы (например, В. В. Иль-
ин) выделяют такие свойства истины, как непротиворечивость
(с точки зрения формальной лотки), простота, красота, эврн-
стичиость (способность знания к саморасширению), когерент-
ность (согласованность данного знания с фундаментальными
идеями), способность к самокритической рефлексии, антнконъ-
юнктурность, плюрализм знания и др.

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуж-
дения, и если молено, то каким именно образом, всегда ин-
тересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии
истины.
В истории философии и науки высказывались раз-
личные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критерием
истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Фейер-
бах такой критерий искал в чувственных данных («там, где
начинается чувственность, кончается всякий спор»). Но
оказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопрос
крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают:
видимое движение Солнца вокруг Земли, излом чайной
ложки в стакане с водой на ее границе с воздухом и т. п.

В качестве критерия истины выдвигались общезначимость
(то, что признается многими людьми); то, что является вы-
годным, полезным, приводит к успеху — прагматизм (от гре-
ческого pragma — дело, действие); то, что соответствует услов-
ному соглашению — конвенционализм (от латинского
conventio -договор, соглашение); то, во что люди сильно ве-
рят; то, что соответствует мнению авторитетов и т. д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии исти-
ны содержались отдельные рациональные идеи: важная роль
чувственности в постижении истины, требование ясности,
простоты и красоты при построении тех или иных форм зна-
ния и др. Однако указанные концепции не смогли з'Довлетво-
рителыю решить проблему критерия истины, ибо в его по-
исках не выходили, как правило, за пределы самого знания.

Диалектпко-материалпстическая философия соединила
всеобщность критерия истины с непосредственной действи-
тельностью путем введения в теорию познания обществен-


но-нсторической практики. Последняя чю всем своем объеме
и полноте, а также в целостном историческом развитии (в
единстве прошлого, настоящего и будущего) была представ-
лена решающим — в конечном итоге — критерием истины.
История познания подтвердила этот вывод.

Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-
то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сли-
чение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалек-
тический характер. Л это значит, что критерий практики
одновременно определен и неопределен, абсолютен и отно-
сителен.
Абсолютен в том смысле, что только развивающа-
яся практика во всей полноте ее содержания может оконча-
тельно доказать какие-либо теоретические или иные поло-
жения, В то же время данный критерий относителен, так
как сама практика развивается, совершенствуется, наполня-
ется новым содержанием и потому она не может в каждый
данный момент, тотчас и полностью доказглъ i'e или иные
выводы, полученные в процессе незнания.

Диалектичиость практики как критерия истины является
объективной основой возникновения и существования иных
критериев для проверки истинности знания в различных его
формах. В качестве таковых выступают так называемые
внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования
знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.).
Важное значение среди них имеют теоретические формы до-
казательства, логический критерий истины, опосредованно
выведенный из практики, производный от нее и потому'мо-
гущий быть вспомогательным критерием истины. Он допол-
няет критерий практики как решающий, а не отменяет или
заменяет его полностью. В конечном итоге практика и толь-
ко она может окончательно доказать истинность тех Пли
иных знаний.

Говоря о логическом критерии истины, нельзя ограничи-
вать его законами формальной логики. Кажется очевид-
ным, что диалектический метод в совокупности всех своих
элементов представляет собой своеобразную форму логиче-
ского критерия истины, которая в «снятом виде» содержит
в себе критерий формально-логический, а не отвергает его.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо
единство теории и практики, которое есть коренной прин-
цип философской гносеологии. Это такое их диалектиче-
ское взаимодействие, в котором все же практика выше, важ-
нее познания, и, как уже было показано ранее, исходный и
конечный пункт, основа этого процесса.

Κρον» изложенного решения проблемы соотношения за-


блуждепия и истины и критерия истины укажем еще неко-
торые иные варианты ее решения в современной филосо-
фии. Так, например, М. Хайдеггер не отвергал привычного,
традиционного понимания истины как согласованности вы-
сказывания (суждений и др.) с вещью, о которой делается
данное высказывание. Причём истина в ее полноте включа-
ет в себя пеистнпу (заблуждение) как свою противополож-
ность, т. е. несогласованность, несовпадение высказывания
с вещью. Сущность истины, по Хайдеггеру, открывается
как свобода человека, поскольку вне последнего не сущест-
вуют ни та, ни другая противоположность — каждая в своих
формах и видах — и именно человек «распоряжается» ими.
Непстнпу Хайдеггер трактует не только как сокрытость (в
отличие от открытости истины), но и как поиск: человек
всегда находится на пути блужданий. Поэтому заблужде-
ние — это не отдельная ошибка, а господство истории слож-
ных, запутанных способов блуждания. Диапазон заблужде-
ний, по его мнению, очень широк: от обычного проступка,
недосмотра или просчета до промахов в важных решениях.

К. Поппер на вопрос: что есть истина? отвечает просто и
убедительно: утверждение, суждение или мнение истинно,
если, н только если оно соответствует фактам. Однако при
этом надо точно оговорить условия для применения преди-
ката «истинно» к данному высказыванию и добиваться бо-
лее полного соответствия. Тем самым истина объективна и
есть важнейший стандарт, регулятив познавательного про-
цесса. Понятие истины — как образца, которого мы в ряде
случаев можем и не достигнуть — соотносится у Поппера с
понятием заблуждения. Последнее - следствие того, что по-
знание — дело рук человеческих, а потому погрешимо, под-
вержено ошибкам,— значит мы не застрахованы от заблуж-
дений в различных их формах '(ложь, ошибка и др.). Эф-
фективное средство их преодоления — критический метод.

Кроме того, Поппер считает, что, во-первых, не следует
смешивать истину с критерием истины, во-вторых, универ-
сальный критерий истинности, который уберег бы нас от
заблуждений, по его мнению, не существует. Однако из это-
го не следует, что выбор между различными концепциями,
теориями произволен н часто субъективен.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)