|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Андроновская культураВ истории Южной Сибири особо важное место занимает андроновская культура. Самые южные ее памятники обнаружены в предгорьях Алтая, а самые северные – в районе Приобья, на границе леса и степи. Основная область распространения АК простирается к западу от Алтая и Енисея, охватывая Казахстан и степное Южное Приуралье. Нач. её изучения было положено в 1914 г., когда у д. Андроново б. Ачинского у. в Юж. Сибири был раскопан первый могильник этой эпохи. Впервые андроновские памятники были выделены в самост. археол. культуру С.А. Теплоуховым при изучении древностей Минусинской котловины. В наст. вр. принято рассматривать андроновские памятники на этой обширной терр. в рамках андроновской культ.-ист. общности как совокупности целого ряда родственных андроновских культур, генетически связанных и сменяющих друг друга во времени, и развивающихся в рамках конкретной терр. Все памятники андроновской культ.-ист. общности объединяют следующие археол. значимые признаки: особенности погребального обряда и погребальных сооружений; декор погребальной посуды, в орнаментации к-рой особое место занимают геом. узоры, меандры и солярные символы; тип хоз-ва (придомное пастушеское скот-во, преобладание в стаде кр. рог. скота, позднее возрастает роль лошади и овцы). С андроновской традицией исследователи связывают окончательное установление в азиат. части евразийских степей пастушеского типа хоз-ва и складывание предпосылок к переходу древнего скотоводческого нас. к номадизму (кочевничеству). Повсеместно в этот период отмечается культ. сходство носителей андроновских традиций на различных и достаточно удаленных друг от друга терр., где встречаются памятники этой общности. Прогресс в материальной культуре ярко отражен успехами в металлургическом производстве. Руда добывалась на Алтае и в Северном Казахстане. Руду дробили каменными молотами, а затем переплавляли в примитивных печах. Литейщики употребляли глиняные и каменные формы, нередко комбинированные, которые позволяли одновременно изготавливать наконечники копий и др. предметы. Земледельческие и скотоводческие андр племена жили более или менее оседло, в долговременных постоянных поселках поблизости от своих пашен и выгонов для скота. Поселения немногочисл. и бедны остатками материальной культуры. На них почти отсутствуют остатки жилищ, в осн., встречается керамика. Внутри жилищ, имевших углубленное в землю основание, помещались нары, очаги и специальные хозяйственные ямы для запасов. Прочному оседлому образу жизни соответствовало обилие глиняной посуды – плоскодонных сосудов баночной формы и горшковидных с выпуклыми стенками. В отд. случаях обнаружена посуда, изготовленная из бересты и дерева. Роль охоты в жизни андроновских племен на Енисее незначит. Развитие скотоводства, а в связи с этим получение добавочного продукта привели к серьезным социальным изменениям, о чем свидетельствуют парные захоронения, ставшие у андроновцев правилом: мужчину и женщину в страну предков сопровождает женщина. Главенство в семье окончательно переходит к мужчине. В религии андр-в первостепенное значение по-прежнему имеет культ стихий и предков. Андроновские могильники на Енисее – это обширные кладбища, состоящие из неск. десятков кам. оград, расположенных по берегам больших рек и озер. В могильниках фиксируются два вида курганов: кам. ограды с невысокими земляными насыпями и ограды без насыпей. Каждый могильник состоял из оград, сооруженных для одной, реже двух могил, в к-рых похоронены взрослые люди. Выс. земляной насыпи, диаметр ограды и др. размеры курганов достаточно стандартны. По форме андроновские ограды: круглые и четырехугольные. Вед. формой являются круглые ограды. Ср. размеры оград курганов - 5-10 м. в диаметре, первонач. выс. до 1 м. Иногда в могильниках между оградами расположены небольшие дет. оградки. Изв. отд. дет. кладбища. Андроновские могильники демонстрируют выделение отд. чл. об-ва, что отражено в грандиозности нек-рых курганных сооружений. Подобные курганы выделяется среди др. памятников своими значит. размерами. Их ограды имели диаметры более 30 м., выс. земляных насыпей до 2 м. Внутри курганов сооружены обширные могилы в виде кам. ящика и цисты. Погребальный обряд развитый. Большинство умерших похоронено по обряду трупоположения на боку, с согнутыми в коленях ногами и сложенными перед лицом руками. В могилах иногда встречается обряд трупосожжения, хотя и достаточно редко. Ориентировка погребенных устойчива, головой в зап. направлении, преим. на Ю.-З. Ок. головы умершего ставили один-два глиняных сосуда с жидкой пищей. Отсутствовала традиция помещать мясную пищу в могилы. В захоронениях редко встречаются кости животных. Украшения представлены бусами, серьгами и височными кольцами из бронзы, редко из серебра и золота. В погребальных комплексах андроновцев Минусинской котловины отсутствует обычай помещения в могилы оружия. Изв. всего неск. кам. и костяных наконечников стрел, застрявших в телах умерших. Орудия труда представлены единичными экземплярами: костяными игольниками, обломками бронз. шила, иглами из бронзы. В Юж. Сибири не встречаются богатые по инвентарю захоронения, как это изв., в др. областях распространения андроновских памятников. Антропологические данные погребальных комплексов в Минусинской котловине убедительно свидетельствуют о европеоидности андроновского нас. в данном регионе Юж. Сибири. Исследователи выделяют андроновцев в особый антропологический тип, получивший назв. андроновского. Несомненен пришлый и однородный характер андроновского нас. на Енисее. Носители др. антропологических типов среди андроновцев в Минусинской котловине не зафиксированы, что говорит о сохранении этнич. замкнутости андроновского нас. во время их пребывания на Енисее. Вопрос о происхождении андроновской культуры является одним из осн. и важных. Нет оснований, выводить истоки развития этой культ.-ист. общности из Минусинской котловины. Андроновские племена пришли сюда со сложившейся культурой и Минусинские степи стали крайней вост. терр. её распространения. Сложной проблемой остается вопрос взаимосвязи андроновских и окуневских племен. Андроновские памятники отсутствуют южнее центральной части Минусинской котловины. Вероятно, экспансии андроновцев на Ю. котловины помешали окуневские племена. Сложение андроновской общности является итогом мощных интеграционных процессов, охвативших огромные пространства степной и лесостепной зоны Евразии в нач. 2 тыс. до н.э. Как место сложения андроновской традиции исследователи рассматривают степные пространства Юж. Урала и Сев. Казахстана, откуда впоследствии андроновцы распространились в др. регионы. На совр. этапе иссл. андроновской культуры совершенно очевидно, что терр. долины ср. течения р. Енисей составляет самую вост. окраину расселения андроновских племен, причем памятники этой культуры встречаются только в сев. пол. Минусинской котловины. Не вызывает сомнений пришлый характер носителей андроновской культ. традиции в Юж. Сибири, появившихся на этой терр. из урало-казахстанских степей. Андроновская культура в Юж. Сибири яркий, но не долгий эпизод в ист. развитии скотоводческого нас. этого региона.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |