|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАРАСУКСКАЯ КУЛЬТУРАКАРАСУКСКАЯ КУЛЬТУРА – археол. культура кон. бронз. века (кон. 2 – нач. 1 тыс. до н.э.) широко распространенная в Минусинских степях. В это время здесь складывается яркое явление скотоводческой культуры, формируется мощный очаг бронз. металлургии и металлообработки. Влияние Минусинского бронз. очага исключительно велико и оно ощущалось на огромной терр. и во мн. культурах древности этого времени в Сибири, Центральной и Ср. Азии, отчасти Вост. Европы. Характерно, что в карасукской культуре своеобразно сочетается локальная специфика с такими особенностями материальной культуры, к-рые служат осн. фоном для характеристики культур позднего бронз. века на большей части степей и лесостепей Евразии. Первые сведения о карасукских памятниках встречаются в работах исследователей 18 в. Первые раскопки карасукских погребений произвел И.П. Кузнецов-Красноярский. Значит. роль в изучении карасукских памятников сыграли иссл. С.А. Теплоухова, к-рый выделил их в самост. культуру и дал ей характеристику. В наст. вр. сложилось определ. представление о характере развития карасукской эпохи в истории бронз. века Минусинской котловины. Общепринято считать, что К.к. неоднородна и прошла путь эволюционного развития. В рамках культуры выделяются два хронологических этапа: ранний – «классический» карасукский (13-11 вв) и поздний - каменноложский (10-9 вв.). В раннем периоде развития К.к. погребальные памятники широко распространены по всей терр. Минусинской котловины. Могильники представлены двумя гр. памятников: 1) небольшие кладбища - от десяти до неск. десятков оград курганов; 2) большие комплексы по несколько сот каменных оград-курганов, что указывает на длительный период функционирования кладбища. Классические карасукские ограды кв. формы, сложены из тонких плит песчаника, вкопанных вертикально ребром в землю. Изредка встречаются круглые по форме ограды. Внутри оград курганов расположена одна могила, но встречаются ограды с двумя захоронениями. Большинство оград одиночные, с одной-двумя пристройками. В нек-рых случаях курганы образуют целые системы последовательно пристроенных друг к другу оград (более 10 пристроек). Дет. ограды традиционно пристраивались к курганам со взрослыми погребениями. Карасукские могилы представляют собой кам. ящики из вертикальных тонких плит песчаника, к-рые помещали на глуб. до 1 м. Могилы сверху перекрывались одной-двумя кам. плитами. Погребения в могилах одиночные. Большинство карасукских могил в древности разграблены. Это отличительная черта данной археол. культуры. Внимание грабителей привлекали многочисл. бронз. изделия в захоронениях. Разграбление могил происходило значит. позже их времени стр-ва. В классических карасукских комплексах погребальный обряд устоявшийся и однообразный. Умершего укладывали вдоль С.-З. стенки кам. ящика в вытянутом положении на спине или левом боку со слегка согнутыми в коленях ногами. Погребальный обряд требовал определ. местоположения вещественного инвентаря в захоронении. Один - два глиняных сосуда помещали слева у головы умершего, в ноги укладывали четыре куска жертвенного мяса домашних животных: баранину, говядину и иногда конину. Осн. источник по характеристике К.к. - керамика. Керамика своеобразна и оригинальна: круглодонные сосуды с широким горлом; сосуды сферической формы; бомбовидные сосуды. Разнообразна орнаментация посуды. Сосуды декорируются ромбами, сложными треугольными фестонами, зигзагами, заштрихованными треугольниками. Мн. резных прочерченных линий. Для карасукской эпохи характерно широкое распространение в Центральной Азии и Юж. Сибири бронз. ножей и кинжалов как случайных находок. Подобные изделия в могилах К.к. встречаются редко. Ножи этого времени разнообразны и среди них выделяется неск. гр.: коленчатые, дугообразнообушковые, вогнутообушковые и прямые. У нек-рых ножей на ручке навершие в виде кольца, грибовидной шляпки или кольца с тремя кнопками. Своеобразную гр. составляют т.н. коленчатые ножи. Бронз. кинжалы изв. по случайным находкам и считаются карасукскими по сходству орнамента и формы наверший с ножами этого времени. Бронз. орудия труда в могилах представлены различными категориями изделий. Изготавливались иглы, шилья и проколки. К.к. отличают оригинальные и разнообразные виды украшений. Они составляют наиб. серию находок в погребениях: лапчатые привески, многоярусные бляшки, обоймы, пуговицы, бусы, пронизки, браслеты, височные кольца. Украшения использовались для одежды, головных уборов, обуви. Самобытные украшения карасукского времени - миниатюрные “лапчатые” бронз. подвески. Это небольшие литые пластинки с 3-4 лапками на концах и волнистыми краями. Ими украшали жен. прически, использовали в ожерельях и нагрудниках, пришивали на обувь. Найдены ожерелья из сверленых клыков животных. К отд. категории украшений относятся усл. называемые зеркала из бронзы: плоские неорнаментированные диски, диаметром 4-12 см., с петелькой с тыльной стороны. В докарасукское время бронз. зеркала неизв. в археол. культурах Минусинской котловины. В кач-ве нагрудных украшений использовались бронз. фигурные бляхи разнообразных форм. Были распространены разнообразные браслеты, к-рые носили на запястье и предплечье. В жен. погребениях на пальцах рук умерших иногда находят бронз. перстни. Характерным украшением одежды являются бронз. бляшки и пуговицы. Осн. источники по истории изучения классического этапа К.к. – погребальные памятники. Поселения этого времени неизв. Один из сложных вопросов в изучении К.к. - проблема реконструкции социальных отношений в об-ве. Могильники являются родовыми кладбищами, где все погребенные находились в определ. родственных отношениях. Каждая большая ограда с пристройками представляла собой захоронение одной семьи. В этот период происходит переход от родовой общины к терр. Поздний (каменноложский) период в развитии К.к. в Минусинской котловине иногда именуется лугавской культурой. В науч. лит-ре встречаются также такие назв. памятников этого времени: как каменноложские, бейские, атипичные, карасук-тагарские, федоровского типа. Грязнов М.П. считал, что характерные черты погребального обряда и инвентаря каменноложской гр. комплексов сближаются с раннетагарскими, и отнес данные памятники к позднему этапу карасукской культуры. Каменноложские могильники по своим размерам значит. меньше классических карасукских памятников. Ограды курганов прямоугольной формы, но встречаются круглые курганы. Отсутствуют системы пристроенных друг к другу оград, как на раннем этапе культуры. Появляется новый элемент в архитектурном оформлении курганов. Ограды с внеш. стороны иногда подпирали вертикально вкопанными плитами-контрфорсами, поставленными перпендикулярно к стенкам оград. Впервые появляется традиция использовать в системе оформления оград вертикальные угловые камни-стелы. Подобные угловые стелы в курганах широко распространены уже тагарскую эпоху. Каждый каменноложский курган имеет внутри ограды одну могилу. Выделяется неск. видов конструкций могил. Встречаются кам. ящики, грунтовые ямы. Погребальный обряд на каменноложском этапе культуры продолжает традиции раннего карасукского. Новым для погребений этого времени стали сопроводительные захоронения собак. Осн. категория погребального инвентаря каменноложских захоронений – массовая серия керамических сосудов. Становиться меньше чисто карасукских форм. Появляются новые типы сосудов: яйцевидной и параболоидной формы с круглым или плоским дном. Каменноложские сосуды изготовлены небрежно, имеют прямые венчики и толстые стенки. Посуда в большинстве случаев орнаментирована, что значит. отличает её от чисто карасукской. Неорнаментированные сосуды встречаются единицами. Сложные орнаменты не свойственны каменноложской посуде. Характерны орнаментальные композиции: сочетание узких желобков с сильно наклоненными оттисками четырехгранной палочки, иногда с гребенчатой нарезкой. Эти оттиски образуют “сетку” или вертикальные зигзаги и “елочку”. Яркой категорией погребального инвентаря продолжают оставаться многочисл. формы различных украшений одежды. Новым явлением в погребальном инвентаре каменноложского этапа стало появление такой загадочной категории бронз. изделий как “предметы неизв. назначения” (сокр. – “ПНН”). Это массивные литые пластины из бронзы, широкой прямоугольной формы с отходящими от пластины двумя симметричными дугами. Такие изделия изв. в карасукскую эпоху на терр. Иньского Китая. О назначении подобных предметов высказывались самые разные точки зрения. Их считали моделями упряжного ярма; конскими налобниками; украшениями или накладками на лук и седло; пряжками; ритуальными принадлежностями шамана. Для каменноложского этапа К.к. изв. не менее 10 поселений. Наиб. яркий такой памятник - поселение Торгожак. Его нас. занималось скот-вом и земледелием, охотничьим промыслом; жило полуоседло. Предметы конской упряжи убедительно свидетельствуют об употреблении лошади для верховой езды. Жилища на поселении представляли собой кр. наземные постройки каркасно-столбового типа. В основании всех жилищ зафиксирован небольшой котлован, стены к-рого часто укреплены дер. тыном. Пол жилищ обмазывался глиной. Внутри жилищ прослежены опорные столбы и стойки перегородок. Для всей карасукской эпохи характерна активная роль скот-ва в жизни об-ва. Скот-во было специализированным с преобладанием овц-ва. Разводили кр. рог. скот, занимались коневодством. Исследователи расходятся во мнении о характере скотоводческой экономики карасукских племён. Одни считают, что в это время у карасукцев существовало полукочевое яйлажное скот-во, др. говорят об оседлом, пастушеском скот-ве. Наличие земледелия в экономике К.к. подтверждается находками обломков кам. зернотерок и бронз. серпов. Значит. роль в об-ве играло высокоразвитая бронзолитейная металлургия. Отмечается высокая техника изготовления изделий из бронзы. Увеличивается разнообразие видов и форм бронз. орудий труда, оружия и украшений. Существуют различные точки зрения по вопросу о происхождении К.к. и месте каменноложского этапа в развитии всей эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Весь спектр представлений о генезисе этой культуры сводится к двум осн. гипотезам. Часть исследователей рассматривают карасукскую культуру как результат автохтонного развития предшествующего андроновского нас. и связывают её происхождение с местными корнями в истории бронз. века Юж. Сибири (Теплоухов С.А., Грязнов М.П). Др. исследователи считают, что карасукская культура явление пришлое на терр. Минусинской котловины, и она появилась здесь в готовом виде, вполне сформировавшейся и сложившейся вне пределов котловины (Киселев С.В., Членова Н.Л., Новгородова Э.А). Вопрос о происхождении карасукской культуры сложен и полностью не решен в наст. вр. Дискуссия по проблеме генезиса этой культуры до сих пор продолжается. При всех различных взглядах на проблему генезиса К.к., несомненно, присутствие в ней андроновского пласта культуры. Это сходство отмечают все исследователи эпохи. Исследователи, занимавшиеся проблемами антропологической характеристики нас. в эпоху существования К.к., отмечают европеоидный облик карасукцев (Дебец Г.Ф., Алексеев В.П., Гохман И.И).
7.ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА, одна из самобытных культур скифо-сиб. мира кон. бронз. – нач. раннего желез. века (8 – 3-2 вв. до н.э). Охватывает терр. Хакас.-Минус. края, С-В часть Кемеровской обл. Сев. памятники Т.к. находятся на р. Чулым южнее г. Ачинска и в р-не красноярской лесостепи. На этой терр. Т. к. представлена десятками тыс. курганов, многочисл. поселениями, петроглифами, древними горными выработками. Впервые памятники Т.к. привлекли внимание участников науч. экспедиций 18 в. В январе 1722 по инициативе Д.Г. Мессершмидта в окрестностях Абаканского острога были проведены раскопки тагарского кургана – именно с этого началась сиб. археология. Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин и П.С. Паллас включали курганы Т.к. в свои классификации древних могил Минусинской котловины. В 19 – нач. 20 вв. раскопки отд. курганов Т.к. проводили М.А. Кастрен, В.В. Радлов, Д.А. Клеменц, А.В. Адрианов, И.Т. Савенков и др. Но науч. обосн. выделение Т.к. было сделано С.А. Теплоуховым в 1920-е, к-рый назвал ее минусинской курганной культурой. Позже в 1929 г. С.В. Киселев предложил иное назв. – тагарская культура (по курганам на о. Тагарском на Енисее у г. Минусинска и оз. Тагарском), и к-рое прочно закрепилось в литературе. В 1930-90-е памятники Т. к. исследовались мн. археологами. Наиб. вклад в изучение этой культуры внесли С.В. Киселев, М.П. Грязнов, Г.А.Максименков, А.И. Мартынов, Н.Л. Членова, М.Н. Пшеницына, Э.Б. Вадецкая М.А. Дэвлет, Л.Р. Кызласов, Я.И. Сунчугашев, Г.Н.Курочкин, Н.А. Боковенко, Кузьмин, М.Л. Подольский, Е.Д. Паульс, Д.Г. Савинов, А.В. Субботин. К кон. 20 в. по Т.к. накоплен обширный фактический материал – раскопано св. одной тыс. курганов, неск. десятков поселений, изучены сотни тагарских петроглифов. В фондах Минусинского краеведч. музея им. Н.М. Мартьянова, Хак. краеведч. музея (Абакан) и Краевого краеведч. музея (г. Красноярск) хранятся св. 9 тыс. случайных находок тагарских предметов из бронзы, найденных на терр. Хак.-Минусинского края. На основе иссл. в первую очередь курганных комплексов их эволюции во времени и пространстве было предложено три периодизации Т.к. Первая выполнена С.А. Теплоуховым (1929), выделившим 4 последовательных этапа в ее развитии и уточнена М.П. Грязновым (1950), к-рый в 1968 предложил, ставшие ныне хрестоматийными наименования этих этапов – баиновский (7 в.), подгорновский (6-5 вв.), сарагашенский (4-3 вв.) и тесинский (2-1 вв.). Вторая разработана С.В. Киселевым (1949). Он подразделяет Т.к. на три стадии – 1-я – 7-6 вв., 2-я –5-4 вв., 3-я – 3-1 вв. Третья периодизация предложена А.В. Субботиным (2002) – ранний этап (кон. 8-6 вв.), развитый этап (5 - 3 вв.), поздний этап (кон. 3 – 1 вв.). Следует отметить, что время финала Т.к. ряд исследователей (С.В. Киселев, Л.Р. Кызласов) определяют рубежом 3-2 вв., вынося более поздние памятники тесинского, по М.П. Грязнову и М.Н. Пшеницыной, этапа Т.к. за рамки собств. Т.к. и определяя период времени 2 в. – сер. 1 в. как самост. - тагаро-таштыкский переходный этап. Хоз-во тагарцев было комплексным. Оно включало такие отрасли как скот-во, земледелие, охота, металлургия меди и железа. Скот-во, вероятно, существовало в двух формах: отгонное (яйлажное) и придомное. Среди домашних животных по кол-ву особей первое место занимал мелкий рог. скот (овца, коза) второе кр. рог. скот (корова) и третье – лошадь, к-рая широко использовалась для верховой езды. Земледелие у тагарских племен было мотыжное. Наиб. успешно оно развивалось на правобережье Енисея в подтаежной зоне, где не требовалось искусств. орошения полей. Сеяли просо и, возможно, ячмень. О значит. роли земледелия свидетельствует большое кол-во находок бронз. серпов и кам. зернотерок. Для обработки почвы использовались костяные и кам. мотыги. Во второй пол. тагарской эпохи появляются ручные жернова круглой формы. С тагарским временем С.В. Киселев, а вслед за ним и Л.Р. Кызласов связывают нач. орошаемого земледелия. В Минусинской котловине высокого развития достигает в Т.к. металлургия меди. По кол-ву и разнообразию предметов из бронзы Т.к. лидирует среди всех культур палеометалла Хак.-Минусинского края. По данным Н. Л. Членовой, на нач. 1990-х изв. было не менее 8000 изделий из бронзы: более 2500 ножей, более 500 кельтов, чеканов и не меньшее кол-во кинжалов, более 100 котлов, сотни наконечников стрел и др. предметов. На терр. Минусинской котловины изв. многочисл. медные рудники, медеплавильни и целые металлургические комплексы (напр., у п. Цветногорск). Уровень развития металлургия меди и изготовление предметов из меди свидетельствую о наличие у тагарцев специалистов-ремесленников. Изделия из железа в Т.к. стали применяться не ранее 3 в. и по масштабам использования они значит. уступали предметам из бронзы. Местные металлурги занимались также добычей и обработкой золота и олова. Свинец применялся при литье котлов. Одним из традиционных занятий муж. нас. Т.к. была индивидуальная и облавная охота. Важной отраслью домашнего хоз-ва было произ-во керамической посуды, к-рая изготавливалась методом ручной лепки. Преобладали сосуды баночной формы, плоскодонные. Керамика использовалась для хранения воды, мол. и мясной и растительной пищи. В Т.к. была хорошо развита и деревообработка. В местах своего пост. проживания люди строили наземные срубовые жилища. Из дерева делали чаши, тарелки, ложки и др. домашнюю утварь. Значит. место у тагарцев занимало изготовление шерстяных тканей, выделка кожи и меха, к-рые шли для пошива одежды и других бытовых вещей. Комплексная многоотраслевая хоз. деятельность тагарцев сделала их экономику достаточно стабильной и обеспечило значит. рост нас., по мнению С.А. Субботина, в 5-6 раз по сравнению с предшествующим карасукским временем. Вместе с тем сохраняется высокая смертность, особенно в дет. возрасте. Ср. возраст смерти тагарцев по данным В.П. Алексеева составляет 34-42 года, по подсчетам А.Г. Козинцева 33-37 лет, а ср. продолжительность жизни составляла 26,5 лет. Представление о мировоззрении тагарцев дают археол. источники – могильники, памятники изобразительного творчества. Тагарский курган представляет собой вид культово-погребального памятника, в к-ром отражено миропонимание тагарцев. Наземная земляная насыпь в виде усеченной пирамиды или полусферы, являлась символом «мировой горы», связующей землю, людей с «верхним миром» – бесконечным космосом, находящимся за пределами человеческого бытия. Небо в виде купола покрывало кв. землю. В верх. мире жили различные боги и духи. Кв. кам. ограда, ориентированная по странам света, вероятно, символизировала кв. землю и четыре стороны света, что подчеркивалось и четырьмя угловыми стелами, установленными вертикально. Это была модель «среднего мира», где проходила реальная человеческая жизнь. В «ниж. мире» под землей размещалась погребальная камера и тела умерших людей. Особое место среди курганов как культовых сооружений занимают элитные курганы типа Тигей, Узун-Оба, Б. Салбык и др. В них хоронили людей, занимавших при жизни исключительное положение в об-ве, от к-рых по мнению современников во мн. зависело благополучие коллектива. Такие курганы были, возможно, местом совершения значимых для всего об-ва религ. обрядов. Мировозренческие основы, религ.-мифологические сюжеты содержит и изобразительное творчество тагарцев – знаменитый скифо-сиб. звериный стиль. Для людей Т.к. был характерен взгляд на природу как на движущийся и циклично изменяющийся мир, окружающий чел., в к-ром происходят различные превращения, борьба добрых и злых сил. Одно из центральных мест в мировоззрении тагарцев занимает образ солнца как источника жизни на земле. В Т.к. было неск. солнечных символов: бронз. и позолоченные солярные диски и, вероятно, оленные бляхи. Летящий олень символизировал идею света, возрождения жизни, ее повторения. Единство мира символизировало Дерево Жизни. Оно изображалось в образе антропоморфного существа или в образе животного (напр., оленя с древовидными рогами). Социальная структура тагарского об-ва определяется исследователями как родо-плем. Общие контуры ее в 1940-50-е были намечены С.В. Киселевым и М.П. Грязновым. Они выделили для эпохи развитого тагара следующие гр. нас.: 1) рядовые погребения; 2) захоронения воинов с оружием; 3) курганы родовой и плем. знати; 4) погребение вождя кр. племени или союза племен (курган Б. Салбык). М.П. Грязнов считал, что на Енисее уже с 7 в. установился воен.-демокр. строй родового об-ва и тагарские племена переживали его последнюю фазу. Ряд исследователей (Л.Р. Кызласов, Н.Л. Членова, А.И.Мартынов) в своих работах высказывают мысль о том, что у тагарцев в 4-3 вв. до н.э. было раннекл. гос-во и существовало патриархальное рабство. По мнению А.И. Мартынова для тагарцев типична родовая орг-ция, род состоял из гр. семей, связанных происхождением по отцовской линии, а 6-7 родовых коллективов объединялись в племя. Несомненно, в 5-3 вв. тагарское об-во развивалось в направлении усложнения социальной структуры, выделялись более сильные в экон. и воен. отношении родоплем. объединения. Но сложилось ли у тагарцев раннее гос-во или существовала конфедерация родственных племен на терр. Хакас.-Минус. края однозначно сказать невозможно.
9.Таштыкская культура. В III в. до н.э. – IV в н.э. скифское время в евразийских степях сменяется гунно-сарматским. Сарматы на западе, хунны на востоке стали господствовать в Великой степи. Для этого периода характерны полная победа железа над бронзой и камнем в материальной культуре, дальнейшее развитие кочевничества и небывалый размах миграционных процессов. В конце 3 – нач. 2 в. до н.э. на юге Сибири произошли значительные изменения в размещении древних племен и хоз-ве населения. Ранее жившее в Минусинской котловине население (тагарцы) было подчинено и частично вытеснено на запад другим пришедшим сюда населением. К концу 3 в до н.э. окончательно оформился племенной союз хуннов во главе с шаньюем Мо Дэ – шаньюем. (Тенрикутом). Впервые гунны упоминаются в кит. летописях в 318 г. до н.э. Государство хуннов обладало двумя важнейшими признаками государства – своей суверенной территорией, охраняемой пограничными караулами, и уентральным и местным аппаратом управления. Также письменной делопроизводство, законы. Язык хуннов (тюрки, монголы или неизв?.). Подчинение хуннам. Приход новых племен из Тувы и Западной Монголии. В частности гяньгуней. Это отразилось в появлении в тесинском этапе памятников разнообразных по конструктивным особенностям надмогильных и внутримогильных сооружений, обрядности, составу и облику инвентаря. Но тагарское население в этот период оставалось доминирующим в числе. Собственно гунны в массе своей не переселялись на территроию ХМК. Наместники. Вэй Люй во главе динлинов (конец 2 в.), начало 1 в. Ли Лин. Позже восстания. Разгром хуннов племенами динлинов, сяньби, усунями. Переселение их в Восточную Европу. В гунно-сарматское время помимо изменений в этническом составе происходят изменения в общественно-политическом устройстве. Проявляется военно-территориальный принцип – на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Это способствовало ликвидации остатков родового строя, становлению классов. Рабство у хуннов и таштыкцев. Население ок. 150 тыс. чел. Хозяйство было комплексным, основу его составляли скотоводство и земледелие. Преобладали КРС и овцы. Для таштыкцев конь начинает иметь большее значение, чем в предшествующие эпохи. В захоронениях обнаружены предметы конского снаряжения, повозки, амулеты и статуэтки коней. Совершенствуется упряжь: появляются седло и стремя. Главным сюжетом писаниц – всадник. Лошадь используется для верховой езды и в качестве тягловой силы. Домашние олени. Имеются сведения о существовании птицеводства и свиноводства (возможно китайцы). О существовании земледелия говорят находки мелкого зерна, типа проса. На поселениях найдено много обломков зернотерок и мотыг. Мотыги примитивны сделаны из кости и камня. У населения подтаежных районов была широко распространена охота. В хозяйстве происходит выделение ремесла. В особую отрасль выделяется черная металлургия. Железные орудия труда почти вытесняют бронзовые. возникают специализированные поселения кузнецов, ювелиров. О военном деле таштыкцев можно судить по писаницам и погребениям. Легко вооруженная пехота со щитами и легкая кавалерия не имели защитных доспехов и действовали с помощью лека и стрел. Существовали тяжеловооруженная пехота и панцирная конница. Таштыкские воины владели разнообразными приемами ведения боя в зависимости от наличия боевых средств, форм организации и построения воинских порядков: рассыпной строй, охват вражеского строя с флангов, ближний бой в плотно сомкнутом строю и т.д. В таштыкское время получили дальнейшее развитие процессы классообразования. При гуннах строятся городки и дворцовые сооружения. В частности, на левом берегу р. Абакан у пос. Чапаево, в 8 км. От г. Абакана в 1940-х гг. были обнаружены остатки монументального сооружения. Дворец, площадью более 1500 кв.м., с глинобитными стенами и четырехскатной крышей, покрытой черепицей. Надпись «Сыну Неба тысячу осеней и десять тысяч лет вечной радости без горя». (надпись относится с нач. 1 в. н.э.). Погребальная обрядность. Прежде всего это грунтовые могилы, склепы и поминальники. Грунтовые кладбища протяженностью до 300-500 м. грунтовые ямы глуб до 1,5 до 2,5 м. сруб. На дно ставился деревянный сруб высотой 30-50 см. Сверху он плотно закрывался бревнами, уложенными поперек. На поверхности над могилой делали небольшой земляной холмик, облицованный плитками. Захоронения проимущественно в теплое время, с весны по осень. Погребения, мумифицирования, трупосожжение. Погребальные маски. Все известные мне маски делались в формах, снимавшихся или прямо с лица покойника, или с его изображения, лепленного от руки. На наличие последних указывают маски со схематически трактованными частями лица, например, носом в виде полуконуса без ноздрей. Возможно, что такой сложный способ вызывался и частичными поломками первоначальных форм —тогда приходилось на «слепке»-матрице восстанавливать недостающие части. По внешнему виду я разделяю маски из таштыкских склепов на четыре типа: I — маска лица; II — маска передней половины головы (с ушами); III — маска передней половины головы с шеей и IV — маска-бюст. Таштыкские маски являются бесспорным памятником искусства, несмотря на механичность снятия слепка. Все они несут на себе признаки обработки опытными художниками, которые превращали их то путем отделки рта, то благодаря дополнительной моделировке носа или глаз в живой образ. И в этом отношении таштыкские художники превзошли многих из своих западных товарищей., В эллинистическом Египте, например, в то же время создавались погребальные маски, очень близкие к таштыкским, но они уступали им в подлинной портретности. Это объясняется, очевидно, той высокой школой, которую прошли таштыкские художники, участвуя в развитии скифо-сибирского, хунно-сарматского искусства. Помимо историко-культурного и художественного, таштыкские маски имеют выдающееся значение как источник, позволяющий судить об изменениях физического типа населения среднего Енисея в изучаемое время. Таштыкское изобразительное искусство было многогранным. Графические рисунки людей, зверей и коней демонстрируют особую художественную манеру и больший реализм, чем в тагарском искусстве. Речь идет о рисунках на бересте, дереве, камнях. Наибольший интерес представляют 7 деревянных планок (плашек), найденных М. П. Грязновым в склепе 1 под горой Тепсей. На них рукой разных художников изображены варианты в целом одного, видимо, популярного у таштыкцев исторического повествования, переданного тремя сюжетами: охота, батальные сцены, угон военной добычи. Контуры фигур вырезались тонкой линией острием ножа, а затем, по мнению М. П. Грязнова, раскрашивались красками. По сюжету и стилю изображения воинов и коней тепсейские рисунки имеют аналогии среди многих петроглифов Минусинской котловины и свидетельствуют о распространенности этого вида искусства в таштыкском обществе. В то же время тщательное изображение оружия воинов, одежды, деталей причесок делает их наглядной иллюстрацией внешнего вида людей того же общества. Большое мастерство достигнуто в лепке портретных масок, а также в художественной резьбе по дереву и кости. Помимо многочисленных резных деревянных изделий в склепах найдены фигурки, а чаще обломки фигурок животных и людей. Они разного размера. Встречены деревянные статуэтки стоящего или отдыхающего барана с подогнутыми ногами. Они облицованы листовым золотом. В большом числе найдены фрагменты статуэток коней, окрашенных в красный цвет и стоящих на трех ногах с поднятой четвертой. Небольшие фигурки, дл. до 30 см, изготовлены из одного куска дерева. Статуи коней и оленей большего размера, дл. 65 см и выс. около 45 см, изготовлялись по частям: туловище цельное, а ноги вырезаны из отдельных кусков дерева и вставлены в него. Фигурки людей тоже вырезаны целиком из дерева или скомбинированы из дерева и кости. Они представлены фрагментами. В частности, от одной комбинированной фигурки сохранились две костяные руки, сжатые в кулак (Уйбат I, склеп 8), а от другой — деревянная голова мужчины, без бороды, с большими усами и уложенной на голове косой (Уйбат II, к. 1). Внешний вид фигурок коней, их размеры, стиль выполнения весьма близко напоминают статуэтки коней, фигурирующих в китайской погребальной церемонии ханьского времени. Обращают на себя внимание также фрагменты небольших зонтов, найденные на Уйбатском и Сырском Чаа-Тасах. Они рассматриваются как церемониальные, подражающие китайским, носимые перед таштыкской знатью. Втулки зонтов сходны с использовавшимися для легких ханьских повозок, бронзовые и деревянные модели которых найдены в могилах в Китае. В таштыкских склепах иногда остатки зонтов найдены вместе с фрагментами фигурок коней и людей. У последних руки со сжатыми кулаками, как у фигурок возниц, удерживающих поводья, сидящих в китайских моделях. Все вместе взятое позволяет предполагать, что найденные в склепах разрозненными остатки зонтов, фигурок людей и коней составляли ранее единые модели повозок, клавшихся погребенным, по типу китайских. Из других художественных изделий укажем костяные булавки с навершиями в виде стилизованных изображений пары животных, а также единичные ювелирные изделия, но в целом техника художественного литья из бронзы значительно упрощается, что отражено в серии плоских стереотипных бляшек-амулетов, которые в литературе называют по-разному: парные головки коня, коньки, двуглавые коньки, пластинки с изображением лошадиных голов, пластинчатые амулеты. 26 СКИФО-СИБИРСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, особая манера исполнения изображений животных широко представленная в культурах позднего бронз. и раннего жел. века евразийских степей, включая и терр. Хак.-Минусинского края. Появление здесь С.-с.з.с. связано с памятниками каменоложского этапа карасукской культуры (10 – 8 вв. до н.э.), его расцвет с тагарской культурой (8-7 – 3 вв. до н.э.). Этот стиль представлен изображениями на скалах (петроглифы), и находками в погребениях. Объектом для изображения являются три гр. животных: копытные (кабан, лось, олень, горный баран, лошадь), хищники (кошачьи, волки) и птицы. Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канонических поз животных. В кач-ве образцов определяющих его специфику исследователи приводят изображения свернувшегося кошачьего хищника, оленя с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами, копытных животных стоящих на кончиках копыт («на цыпочках»). Общепризнанным среди исследователей является, во-первых, утверждение о сакральном значении этих образов, поскольку подавляющая часть изв. нам археол. вещей выполненных в скифском зверином стиле найдены в погребениях и связаны с погребальными и поминальными культами, во-вторых образы скифо-сиб. иск-ва (олень, горный баран, сцены борьбы и др.) несли в себе идеи, понятные всему об-ву, они одновр. лаконичны и многозначны. Наиб. выразительными образцами С.-с.з.с. в памятниках тагарской культуры являются изображения следующих животных: фигурок баранов (на колоколовидных навершиях, «штандартах – факельницах», на рукоятках ножей и обушках чеканов), оленные бляхи, скульптурки оленей, помещенные на обушках чеканов и ножей, иногда на зеркалах. Образ свернувшегося кошачьего хищника в памятниках тагарской культуры встречается редко. Наиб. споры среди ученых (археологов, историков, искусствоведов) вызывает вопрос о смысловом значении скифо-сиб. изобразительного канона. Высказаны различные точки зрения, порой противоположные. В свернувшемся кошачьем хищнике видели и спящее животное, и отражение некой идеальной формы и именно этим объясняли подобную его каноническую позу. В олене с подогнутыми ногами предполагали лежащего, приготовленного к жертве. Трактуется образ оленя и как воплощение определ. представлений людей тагарской культуры об окружающем мире – о происхождении людей и всей вселенной, идея культа солнечного божества – олень – зол. рога - источника света и жизни на земле. Весьма вероятно, что в осн. канонических образах С.-с.з.с., через удачно найденные художественные приемы, передано двоякое состояние животных – с одной стороны движение, экспрессия, а с др. гармония и уравновешенность. Именно так в изобразительных традициях С.-с.з.с. было передано, как считает Е.Д. Паульс, осознанное людьми единство противоположных нач. – жизни и смерти и одновр. преодоление смерти. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |