АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 22. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси

Читайте также:
  1. I. Формирование глобального инновационного общества
  2. I. Формирование системы военной психологии в России.
  3. II съезд РСДРП. Принятие программы и устава. Возникновение большевизма.
  4. II.4. Философия древней Индии и Китая.
  5. II.6.1. Античная культура и христианство
  6. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  7. IV этап – формирование галактик
  8. VIII съезд Советов. Принятие новой Конституции СССР.
  9. VIII. Формирование и структура характера
  10. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  11. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  12. Агрессивность и принятие риска

У восточных славян государство сложилось в результате взаимодействия ряда факторов (предпосылок) – социально-экономических, политических, духовных.

Социально-экономические предпосылки. Развитие земледелия в степном и лесостепном районе Среднего Поднестровья приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но пашенная земля и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило, так как производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Кроме того, сохранялось подсечное земледелие, из-за своей трудоемкости требующее усилий всего родового коллектива.

Социально-политические предпосылки. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитров в спорах. Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все меньше зависела от вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

Духовные предпосылки. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян. По мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и регулирующего споры, возрастал его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения ими управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, он как бы наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени. А его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавая духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.



В древней Руси основным населением являлись свободные общинники – люди (в единственном числе – «людин», отсюда – «простолюдин»). Земледельческая община – вервь – составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила виру, владела землей, которую распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно стал восприниматься ими в качестве верховного собственника всей земли.

Однако в начале XII вв. появляется категория зависимых людей – закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды – купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом сохранял свое хозяйство. Появляются также рядовичи – люди, выполняющие в пользу феодала ряд каких-то работ. Русская правда упоминает также смердов, зависимых от князя. Скорее всего, это люди, работающие в княжеских селах. Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. (Термин крестьяне появился на Руси лишь в XIV в.), но за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а за убийство общинника – 40 гривен.

Таким образом, в это время на Руси зарождаются раннефеодальные отношения, чему способствовали следующие факторы: А- увеличение численности княжеско-дружинной верхушки; Б- сокращение традиционных источников ее существования ( дань, вира, военная добыча); Г – появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и увеличением численности «социальных изгоев»; Д – изменения в сознании и поведении дружинников, которые, с одной стороны, все более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, с другой – главной ценностью стали считать не движимое имущество (серебро, скот, рабов), а землю.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)