|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 33. Реформация и Контрреформация
Изменившийся западноевропейский мир неизбежно пересматривал свое отношение к церкви. Если Возрождение – это обновление церкви, которое сопровождалось крушением многих религиозных установок и догматов, и в то же время всплеском религиозных чувств и эмоций. То в XVI в. Римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, вызванный появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами научной мысли. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковников, жадность многих пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций (отпущение за определенную плату грехов). В ходе Реформации в XVI в. Возникло третье направление христианства – протестантизм. Родиной Реформации стала Германия, где возникло лютерантство – христианское вероучение, названное по имени его основателя. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной, церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского университета, богослов Мартин Лютер. 31 октября 1547 г. Он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и папой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег буллу (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Священное писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохранять только два церковных таинства – крещение и причащение; чистилища не существует, необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д. Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин, француз-эмигрант в Женеве. Он обосновал основной догмат кальвинизма – учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально. Избранных ждет спасение, остальные обречены на вечные муки. Поэтому человек не должен пассивно ждать свершения судьбы, но постоянно трудиться, ибо труд – это божий дар, а лень – один из величайших пороков. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатства, свидетельствовала о нарождающейся капиталистической системе. Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Англия еще до революции пережила свою реформацию, которая привела к образованию самостоятельной англиканской церкви. Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод короля Генриха VIII c Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 г., что не получило одобрения у Ватикана. Через три года Анна Болейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая англиканская церковь с ее идеей «Один бог, один король, одна вера, одно исповедание» осталась. Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, целеустремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «Контрреформация». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправляющейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лойолой (1491-1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В католической церкви не было единства; наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545=2563 гг.) победила консервативная линия развития церкви; католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате, активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества – от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной мере практически все европейские государства.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |