|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Активность личности, психоаналитические теории личности
Первая попытка ответить на вопрос – что же является источником активности личности была сделана австрийским психологом З. Фрейдом [4, с. 6-30, 35-57; 14, с. 418-438; 15, с. 346-381, 425-439]. По Фрейду, лишь незначительная часть личности находится под контролем сознания. Огромная роль в ее регуляции придается бессознательному. Личность постоянно стремится к удовлетворению сильных мотивов и потребностей, среди которых особо решающую роль играют половые и агрессивные. В ее поведении есть маскировка, символическое представление побудительных, бессознательных сил. Отличительной стороной теории личности, по Фрейду, является направленность на мотивы, а не на внешнее поведение. Мотив есть «результат» функционирования внутренних психических процессов. Базовая психодиагностическая система формируется в детстве и предопределяет стиль поведения личности в дальнейшем. З. Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую активность человека: либидо и агрессию. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются из сознания, но в реальности остаются в душевной жизни человека в виде символов - в сновидениях, мифах, образах искусства и т.д., побуждая активность к совершению тех или иных действий и поступков. Пытаясь объяснить разнообразие человеческого поведения, ученый выдвигает в качестве кардинальных два принципа поведения: гомеостаз – тенденция к сохранению относительно стабильного внутреннего состояния, равновесия (управляющий принцип) и гедонизм -- удовольствие и счастье есть главные цели в жизни (конечная цель). Человек есть замкнутая энергетическая система. Понятие «Энергия» – неотъемлемый атрибут концепции. Особенностью личностной концепции Фрейда является то, что она в основном объясняет прошлое, а не предсказывает будущее. Как уже ранее говорилось, структура личности, по З. Фрейду, включает в себя три компонента: ид, эго, супер-эго. Ид – есть система, связанная с биологическими, врожденными побуждениями (в первую очередь сексуальными и агрессивными) и функционирующая по принципу удовольствия. Эго – система, управляемая принципом реальности, но обслуживающая ид. Ее регулирующий принцип включает в себя и ориентацию во времени и произвольные психические процессы. Эго есть индивидуальные выученные механизмы поведения. Супер-эго – требования социума, функционирующие по принципу социального подкрепления (награды за морально приемлемое и наказания за неприемлемое). Основные типы поведения, которые Фрейд считал обоснованным проявлением бессознательных мотивов и, следовательно, предметом исследования: свободные ассоциации, болевые проблемы (которые человек отказывается обсуждать), стиль жизни, шутки и «ошибки», невротические симптомы. Психологические явления, проявляющиеся в указанных типах поведения, ставшие предметом изучения: тревожность, фрустрация, конфликт, агрессия, защитные механизмы, когнитивный стиль. Для осуществления разнообразных функций форм активной деятельности Фрейд выделил целую систему специальных механизмов (сублимация, проекция, вытеснение, регрессия и т.п.). Организм рассматривается как сложная активная система. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако, если это ему не удается, конфликт между ид и супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование нарушается, что приводит к неврозам, разрушению личности. В этой конструкции личности, созданной ученым, подчеркивается сложность человеческого поведения. Однако все эти компоненты, порождающие активные формы поведения подчинены в основном биологическим закономерностям, в котором бессознательному принадлежит решающая роль. С биологизаторских позиций объяснялись все мотивы человеческой деятельности. Врожденные биологические инстинкты – основа развития личности. Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм), которые выступили против чрезмерной биологизаторской концепции З. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение [4, с. 6-30, 35-57]. Так, один из представителей этой школы – К. Юнг – известен как создатель Типологии личности. В основу ее классификации автор положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно он делит людей на экстравертов и интровертов. Типы по Юнгу определяются не обстоятельствами жизни человека. Они врожденные. Таким образом, ядро фрейдизма остается и у К. Юнга. Другой представитель - А. Адлер – основатель индивидуальной психологии, выступил против биологизаторской теории Фрейда. Ученый подчеркивал, что основное в человеке не его природные инстинкты, а общественное чувство. Это чувство - врожденное, но оно должно быть социально развито. Он выступает против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологическими потребностями. Аналогичные точки зрения высказывали и другие представители данного направления. В целом следует отметить, что неофрейдисты, так же как и Фрейд, стремились выявить внутренние структуры активности личности, пытались социологизировать учение З. Фрейда. Если у Фрейда в центре внимания положение о бессознательном, то у неофрейдистов основой становится «Я». Процессы «вытеснения», характерные для фрейдизма, заменяются процессами «защитных» механизмов. Центр тяжести переносится с неосознаваемых влечений на анализ примитивных переживаний (страх, тревога). Разновидностью неофрейдизма является теория фрустрации (препятствие). Представители этого направления (Миллер и др.) считают, что движущей силой, вызывающей активность личности, является наличие фрустрации, которая всегда существует, потому что внешний мир враждебен человеку. Человек, по их мнению, рождается спокойным, но вот он вступает в жизнь, и тут начинают появляться препятствия, на которые человек все время реагирует. Реакции могут быть разные. Прежде всего, борьба с фрустрацией выступает в виде агрессии, негативизма, гнева, а иногда и в виде депрессии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |