|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление психологии как науки
Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и невещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Представление о психике в этот период носило анимистический характер. Существовала версия о том, что душа человека перемещается в животное, впоследствии это оформилось в концепцию, согласно которой психика присуща всей материи. Это и было первым определением предмета психологии, которое было дано более двух тысяч лет тому назад греческим философом Платоном. Становление материализма и идеализма произошло в Древней Греции (VIII–I вв. до н.э.), где и сложилось два противоположных взгляда на психику -материалистический и идеалистический. Один из крупнейших философов древности Платон (428–348 гг. до н.э.) утверждал, что в основе всего лежат идеи - общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, невидимый для нас: человек может стараться постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны богу. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия, по Платону); между ними – как посредник – мировая душа. Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность; задача человека вернуть гармонию через познание. По Платону, человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Человеческая душа направляется разумом, при правильном управлении она возвышается и приближается к исходной гармонии. При ином исходе она может переселиться в тела животных и птиц. Душа бессмертна полагал Платон. По составу она трояка: он выделяет ум (находится в голове), эмоциональное начало (расположено в груди), вожделения (живут в печени). Иной взгляд на сущность души имел Демокрит (V–IV вв. до н.э.), который утверждал, что она состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа, так как атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту,– движущее начало, орган ощущения и мышления. Она материальна. Первый труд, специально посвященный душе, был написан Аристотелем (384–322 гг. до н.э.). В нем он систематизировал современные ему идеи и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в трактате «О душе». Душу он определил как сущность живого тела, т.е. то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлении душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Аристотель указал на то, что душа может быть разного рода – растительная, управляющая ростом, животная, правящая движением, и разумная, руководящая разумом. В целом душа как сущность живого тела смертна. Однако часть ее Аристотель считал бессмертной. Таким образом, мыслителями Древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? каковы ее функции и свойства? как она соотносится с телом? Психологические воззрения, сложившиеся в древности, оказали существенное влияние на дальнейшее становление психологической науки. Однако все, что утверждала психология души, недоказуемо, так как это невозможно объективно наблюдать и практически анализировать. Учение основывалось на вере и являлось формой житейского, а не научного отношения к миру. С началу XVII в., когда получили значительное развитие механика, некоторые области математики и естественных наук, перестают говорить о душе, объяснения подобного толка не удовлетворяют ученых и они начинают говорить так: человеческий мозг имеет особое свойство. Оно заключается в способности думать, чувствовать, желать. Эту способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Так, на смену психологии души приходит психология сознания. В этот период были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. Предметом психологии начинают считать изучение человеческого сознания. Метод этого этапа развития психологии сводится к следующему: человек должен заглядывать внутрь себя и наблюдать, что он чувствует, что переживает, какие у него возникают мысли – затем это описывать. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основана на наблюдении. Наблюдения начинают проводиться за тем, как протекают психические процессы. Например, показывают какие-нибудь изображения и выясняют, как их воспринимает человек, что в них замечает, какие представления, мысли и чувства они вызывают у него. Опираясь на такого рода исследования, психология сознания накопила большой материал о свойствах и закономерностях внутренней психической жизни человека. Однако собранный таким образом материал основан на наблюдении человека над самим собой, над собственным внутренним состоянием, чувствами, мыслями, желаниями. Такое специфическое наблюдение получило название метода интроспекции («заглядывание внутрь»). Интроспективный метод познания не мог обеспечить соблюдения главного требования к наблюдению – объективности. Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Французский мыслитель Рене Декарт (1595–1650) считал, что соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. это означало признание двух начал, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. По Декарту, тело обладает свойством протяженности, душа -- мышлением. Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики. Мышление как главное свойство души включает все, что происходит в сознании, по существу оно равно сознанию: ум – это и интеллект, и память, и чувства. Душа в системе Декарта интеллектуализирована; к ней относится все, что можно наблюдать, осознавать. В этом отчетливо проявляется новое понимание души как сознания, понимаемого, в свою очередь, в основном как мышление. Декарт впервые ввел понятие «рефлекс» как механизм связи ощущений с мышечными движениями и тем самым утвердил идеи детерминизма. Значительную роль в развитии психологии на данном этапе сыграл голландский философ Б. Спиноза (1632–1677), утверждающий зависимость души от тела. Английский философ Д. Локк (1632–1704) подчеркивал роль знаний, основанных на опыте. Таким образом XVII в. ознаменовал новый этап в развитии психологических учений и понимании предмета психологии. В общих чертах это определяется следующим: - душа понимается как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга; - источник знаний о душе – самонаблюдение за своим внутренним миром; чужая же душевная жизнь оказывается недоступной, хотя предполагается, что законы душевной жизни едины; - в основе душевной жизни лежат простые элементы; более сложные образования возникают как «сложение» более простых на основе принципа ассоциации. В рамках ассоцианизма в дальнейшем были проведены ценные исследования в области памяти, мышления. Само понятие «ассоциация» прочно вошло в психологию. Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Методологической предпосылкой этого явились теории, провозгласившие в отношении познания психики необходимость поворота от умозрения к описательному знанию. Принципиальную роль сыграли в этом отношении материалистические направления, которые связывали психические процессы с физиологическими разработками соответствующих методов исследования. В связи с чем существенной предпосылкой для оформления психологической науки имели работы физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в. Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина. В свете этого учения человек с его «духом» как бы терял свою исключительность, поэтому и изучение предполагало применение хорошо зарекомендовавших себя естественно-научных методов исследования. Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Так, Гельмгольцем была измерена скорость распространения возбуждения в нервном волокне, сформулирована резонансная теория слуховых ощущений, трехкомпонентная теория цветного зрения. Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением. Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвержены математической обработке Г. Фехнером. Этим трудом были заложены основы новой специальной области экспериментального психологического исследования. Результаты всех этих исследований в дальнейшем развил и систематизировал в своих «Основах физиологической психологии» В. Бунд. В 1879 г. им была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. Соответственно этот год считается годом рождения психологии как науки, психология начинает развиваться как экспериментальная наука. Эксперимент очень быстро внедряется в изучение центральных психологических проблем. Психологические экспериментальные лаборатории создаются во многих странах мира. Экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой. Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции. И тем не менее этот период в становлении психологической науки часто называют периодом открытого кризиса. Причин, приведших психологию к кризису, было несколько: отрыв ее от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным, невозможность объяснить ряд психологических проблем – в частности, связь психических явлений с физиологическими и др. Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными. Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность получили бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |