|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Арт-психология в клинической психологии и психиатрииРабота с психиатрическими пациентами требует соблюдения определенных правил при оформлении арт-терапевтического кабинета. У психических больных зачастую отсутствуют характерное для здоровых лиц ощущение «внутреннего» и «внешнего пространства». Их Я отличается особой хрупкостью и попытки вторгнуться в него могут быть очень болезненными для них. Хрупкое Я психически больного человека отражается и в нередко обостренном восприятии границ «личного пространства», которое имеет для него не только отвлеченно-метафорическое, но и вполне конкретное физическое содержание. Арт-психология в области медицины. Наряду с психиатрией, арт-психология используется во многих областях медицины: в соматических стационарах и лечебно-реабилитационных центрах (беременность), с онкологическими больными и заболеваниями СПИДа. Работают с пожилыми пациентами с соматической или психической патологией (гериатрия). Арт-психология в области творчества и медитации. Представители арт-терапевтического направления всегда стремились побудить человека к спонтанной изобразительной работе. Данная практика основывалась, главным образом, на психодинамических представлениях. В соответствии с этими представлениями исцеляющий эффект изобразительной работы связывался с тем. Что ослабление сознательного контроля над изобразительной работой ведет к проявлению материала бессознательного. В последнее время подобная практика получила новый стимул благодаря развитию трансперсонального подхода, стремящегося использовать различные приемы для изменения состояния сознания человека. К таким техникам относятся: -техника медитативного рисунка -техника направленной визуализации в сочетании с изобразительной деятельностью -техника «игра с песочницей» -техника рисование в круге (рисуночная мандала). Все техники данной группы так или иначе связаны с методом «активного воображения» К.Юнга. Этот метод был им предложен в качестве универсального приема для работы с бессознательным, хотя он может быть реализован во множестве самых разнообразных форм (включая движение и танец, художественные описания, изобразительную работу и многие другие). Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой. Основная задача при проведении техники направленной визуализации заключается в том, чтобы оживить латентные, неосознаваемые стороны личности, а затем в той или иной мере осмыслить их как источник скрытых потребностей, потенций и силы. Техника направленной визуализации включает в себя следующие этапы: -релаксацию., которая может быть различной глубины, в зависимости от условий и задач работы, состава группы или особенностей клиента. -рассказывание истории. Психолог читает определенную историю, в большинстве случаев описывающую какое-либо путешествие. Он останавливается на деталях и отдельных образах, оставляя в тоже время достаточно «свободного пространства» для того, чтобы слушатель мог их дополнить материалом своего воображения. -этап рисования. На этом этапе рисуются те образы и картинки, которые возникли у человека. Техника «игра с песочницей». Как и метод направленной визуализации, данная техника нередко рассматривается как частное следствие метода «активного воображения» К.Юнга, поскольку она предоставляет человеку большие возможности для исследования и выражения различных содержаний бессознательного. Отличие техники «игра с песочницей» от метода направленной визуализации заключается в том, что она коренится в «символических играх» с детства. Разработка условий и оснований использования этой техники принадлежит нескольким авторам: H.wells, M. Lowenfeld, D.Kalff (1980). Эту технику они назвали «мир», обратив внимание на то, что дети нередко называют этим словом предлагаемый им поднос с песком и игрушками. Это указывало на то, что они воспринимают этот поднос в качестве всеобъемлющего символического пространства, имеющего для них универсальный смысл. Техника медитативного рисунка. Эти техники разнообразны, так же как и формы медитации. Одни из этих техник предполагают состояние концентрированной медитации, другие – рецептивной, третьи –комбинированной медитации. В некоторых случаях медитация может иметь и динамический характер. Из множества техник медитативного рисунка методики работы с цветом занимают важное место. Можно например, упомянуть технику монотипии, которая при определенных условиях может изменять состояние человека и вызывать поток ассоциаций, отражающих его бессознательные процессы. Весьма близким к монотипии является метод работы с цветом, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ШКОЛЫ Рудольфа Штайнера. Для проведения медитации на цвете рекомендуется пользоваться влажной бумагой и акварельными красками и мягкими кистями. Следует выбрать какой-либо цвет, наложить его на влажную поверхность листа и наблюдать за распространением цветового пятна. Затем надо выбрать другой цвет и создать второе пятно. Изменяющаяся форма пятна и комбинация цветов вызывают различные чувства и ассоциации. В воображении могут появляться яркие образы, которые могут стать материалом для дальнейшей работы. Другой вариант техники медитативного рисунка связан с фокусировкой внимания на ощущениях собственного тела. При фокусировке возникают образы, тесно связанные с этими ощущениями. Они являются основным материалом для рисунка. Разновидностью этой техники является фокусировка внимания на различных предметах с последующей передачей основных ощущений в виде изобразительных образов; например, может использоваться фокусировка на звуке, слове (мантра), на музыке, на предмете (камень, огонь), на другом человеке. Техника рисования в круге (рисуночная мандала). В своей работе «Мандала символизм» (1973) К.Юнг описал и систематизировал многообразие различных вариантов циркулярных образов, которые могут проявляться в фантазийной жизни человека и его творчестве в процессе индивидуации. Он, в частности, выделяет девять основных категорий мандал: 1)циркулярные, сферические и яйцевидные формы; 2) круги, образованные цветком или колесом; 3) символы, напоминающие солнце и звезду или включающие в себя крест с четырмя, восемью или двенадцатью лучами. 4)круги, сферы или крестообразные фигуры, изображенные во вращении (свастики); 5)циркулярные образы, являющиеся изображением змеи, кусающий свой хвост, или змеи, свернувшейся в виде спирали.6)круги в сочетании с крестом и квадратом, 7)образы, изображающие план замка, города или внутреннего двора какого-либо сооружения, 8)изображение глаза, 9)образы, представляющие собой различные сочетания круга с другими фигурами, имеющими три или пять..граней или элементов (триадические или пентадические фигуры).
4.2. Танце - двигательная и телесно - ориентированная психология и ее возможности в процессе развития творчества личности. Танцевальная психологическая терапия - это использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Может выделяться в качестве одного из направлений арт-терапии, составного элемента активной музыкотерапии (Менегетти) или как одна из форм терапии физической активностью (Славсон, Шиффер). Развитие современной танцевальной терапии связано с именем М.Чейз. История и развитие танцевальной терапии. Подобно тому как психодрама является результатом адаптации сценических приемов к целям психотерапии, танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца. Еще на заре истории танец стал способом выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты для предков человека служили средством общения задолго до того, как появилась человеческая речь в ее современном виде. На протяжении тысячелетий в самых разных культурах ритуальные танцы сопровождали торжества, устраиваемые по случаю военных побед, и были частью погребальных обрядов. С помощью танца пытались лечить больных. Танцы всегда были действенным средством самораскрытия и выражения чувств. При совершении религиозных ритуалов танцоры стремились отрешиться от себя и слиться с космосом. В танцах-имитациях участники отождествляли себя со свирепыми лесными хищниками или ведьмами и духами. Практически в каждой культуре есть свои народные танцы, которые, с одной стороны, можно рассматривать просто как способ времяпрепровождения, отвлечения от проблем повседневности, а с другой — как отражение своеобразия характеров и обычаев простых людей. В западной культуре один из путей эволюции танца привел к тому, что из способа общения и самовыражения танец превратился в вид искусства, предназначенный для поучения и увеселения публики. В XIX веке формализация танца достигла своих вершин в классическом балете. В Северной Америке одной из тех, кто вдохнул новую жизнь в танец, была темпераментная Айседора Дункан. Она отвергла формализм традиционного балета и заменила создаваемые им романтические иллюзии на реалистичные образы. Айседора Дункан считается основоположницей современных творческих подходов к танцевальному искусству. Для нее танец был способом выразить естественные реакции человека, его сокровенные переживания, всю глубину его души. Так возник современный танец, в котором подчеркивается индивидуальность танцовщиков, а классические формы движений отходят на второй план. В наше время танец дает возможность выразить весь спектр человеческих чувств, мыслей и отношений. Когда танец исполняется на сцене, чувства выражаются посредством определенной последовательности специально разработанных движений, подобно тому как в драматическом спектакле актер совершает действия, которые предписывает ему сценарий. Однако, когда танец используют в терапевтических целях, чувства свободно трансформируются в импровизированные движения, а принадлежность танца к определенному стилю, которая делает его театральным представлением, уже не столь важна. Важно только содержание того, что передается посредством движений. Соответственно, стилистического стандарта в танцевальной психотерапии нет, для нее годятся все формы танца — от самых примитивных, вроде тех, что исполняются в первобытных племенах, до народных танцев, а также вальса, польки и рок-н-ролла — любой из них может служить для выражения чувств. В истории развития танцевальной терапии можно выделить четыре ключевых события. Первое было связано с необходимостью физической и психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей Второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации госпитализированных инвалидов, многие из которых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное лечебное воздействие. На ранних этапах развития танцевальной терапии ведущую роль в ней, по всей видимости, играл госпиталь св. Елизаветы в Вашингтоне. За новаторскую работу в этом госпитале одна из его сотрудниц, Мэриэн Чэйс, была названа «первой леди» танцевальной терапии. Будучи сама танцовщицей и учительницей танцев, она во время занятий полностью концентрировалась на своих учениках, и каждый из них сообщал, что испытывал чувство облегчения и душевной гармонии после занятий. Это вызывало понятный интерес у местных психиатров. Вторым событием, стимулировавшим интерес к танцевальной терапии, стало открытие транквилизаторов в 50-х годах. Когда такие лекарства стали доступными, появилась возможность перевести многих пациентов психиатрических больниц из закрытых палат в открытые и даже выписать их и применять к ним новые программы, предусматривающие более активное лечение. Третьим фактором, способствовавшим росту популярности танцевальной терапии, явилось зародившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов к работе с психокоррекционными группами и к развитию личности их участников. Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела, названным кинезиологией. Одним из последних прорывов в этом направлении стала попытка обучения интуитивному мышлению путем развития функций правого полушария мозга. В развитие танцевальной терапии внесла свой вклад и психоаналитическая теория. Вильгельм Райх, Карл Юнг и в меньшей степени Гарри Стэк Салливан оказали на эту область свое особое, хотя и косвенное, влияние. В.Райх попытался декодировать язык тела и описал, как внутреннее напряжение сохраняется и проявляет себя на физическом уровне. Важную роль в развитии танцевальной терапии сыграл интерес В.Райха к роли тела в эмоциональном развитии личности, а также работа его последователей, например Александра Лоуэна, по изучению и разработке способов ослабления стресса с помощью физических упражнений. В настоящее время в группах танцевальной терапии основные усилия направляются на снижение мышечного напряжения и увеличение подвижности. К.Юнг утверждал, что психотерапевтическим эффектом обладают артистические переживания — то, что он назвал «активным воображением». Юнг считал, что такие переживания (а они могут быть вызваны и танцем) пробуждают бессознательное и делают его содержание доступным для анализа и катарсического высвобождения. Развитию танцевальной терапии во многом способствовало понимание К.Юнгом того значения, которое творческое самовыражение в символической форме может иметь для психотерапии. Когда танцевальная терапия применяется с целью адаптировать беспокойных или, наоборот, заторможенных больных к жизни в обществе, в ней находит применение предложенная Салливаном теория социализации и человеческого взаимодействия. В таких случаях танцевальную терапию можно рассматривать как средство побуждения пациента к невербальным взаимодействиям с терапевтом и другими пациентами. Основные понятия и основные цели Танцевальная терапия в группах подразумевает решение по меньшей мере пяти задач. 1). Одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех из них, чьи моторные функции и без того в относительном порядке. В начале первого занятия в группе танцевальной терапии руководитель наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны их двигательного репертуара, а затем определяет, что надо исправить и какие движения подойдут для этого лучше всего. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией. При наличии выраженной двигательной дисфункции, например в группах детей с психическими расстройствами или аутизмом, может потребоваться более активная помощь для овладения основными навыками, необходимыми при ходьбе, беге, выполнении наклонов, прыжков. 2). Вторая задача танцевальной терапии состоит в усилении чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Пациенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание у участников адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». 3).В-третьих, танцевальная терапия используется для развития социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего и притом приятного опыта. В группах, состоящих из людей, имеющих психологические проблемы, может потребоваться обучение элементарным навыкам общения. Неспособность адекватно выражать свои эмоции обычно ярче всего проявляется у психотических пациентов. Танцевальные движения в данном случае представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. В группах, состоящих из практически здоровых людей, танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении. 4).Четвертая задача танцевальной терапии состоит в том, чтобы помочь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие катарсиса распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой терапевтический смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку. 5). Пятая задача танцевальной терапии описывается как создание «магического кольца». Занятия в группе танцевальной терапии подразумевают совместную работу участников, игры, исследования и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс— «магическое кольцо». Взаимосвязь между движениями и разумом. Основные концепции танцевальной терапии отражают тесную связь, которая существует между телом, а более точно — движениями, с одной стороны, и разумом — с другой. Смысл основной посылки танцевальной терапии состоит в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности. Наши физические контакты в младенчестве, свобода передвижения, которую мы ощутили, когда начали ходить, влияние наших друзей, проделанная нами работа, пережитые нами стрессы — все это накладывает свой отпечаток на нашу манеру двигаться. Можно издали определить человека по характерным для него движениям. Часто мы узнаем знакомого, даже не слыша его голоса и не видя его лица, а просто заметив специфический жест или позу. При проведении танцевальной терапии руководитель особенно интересуется, сколько, как и где мы движемся. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление и понимание спонтанного движения. Вот что писал о танцевальной терапии Шильдер: «Между последовательностью мышечных усилий (лежащих в основе любых выразительных движений) и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике. Специфическая последовательность мышечных усилий может кардинально изменить внутреннее состояние человека, его установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая ей соответствует». Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. Главную установку танцевальной терапии можно сформулировать так: «Движения отражают черты личности». При любых эмоциональных сдвигах меняется наше самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений. Техники и подходы и роль терапевта. На занятиях в группах танцевальной терапии терапевт выступает как партнер по танцам для членов группы и, кроме того, действует как своего рода распорядитель, а также оказывает участникам помощь в развитии через движение. Важной функцией терапевта является создание спокойной и безопасной обстановки, в которой участники могли бы свободно контактировать друг с другом, изучать себя и свои отношения с окружающими и приходить к их пониманию. Руководитель группы должен быть внимателен к невербальному общению участников и проявлять эмпатию в отношениях с ними, чтобы сделать эти отношения более эффективными в терапевтическом смысле. То, что касается эмпатии и взаимного принятия, заимствовано из теории психотерапевтических изменений, которая была разработана Карлом Роджерсом. В танцевальной терапии эмпатия выражается не только на вербальном, как это происходит в большинстве других видов психотерапии, но и на физическом уровне. Эмпатию можно демонстрировать, следуя за движениями партнера по танцу. Мэриэн Чэйс описывает этот терапевтический процесс так: Танцуя с пациентом, терапевт как бы говорит ему: «Я разделяю ваши чувства, мне тоже знакомы ненависть, печаль и одиночество, я понимаю все те состояния души, которые отделяют вас от других. Я могу испытывать то же самое, и все это не вызывает у меня неприязни к вам. Танцуя с вами, я принимаю вас, и мы, хотя бы на это время, понимаем друг друга». Терапевт отражает спонтанные движения пациента и развивает их. Каждый раз, когда движение пациента выражает его внутренний конфликт, терапевт своим ответным движением дает ему понять, что он понимает и принимает пациента, и тем самым предоставляет ему возможность внести изменения в свой стиль поведения. Когда группа разминается, терапевт старается вступить в контакт с участниками, как бы вызвать их на «разговор», отражая их движения. Ясно, что, для того чтобы свободно следовать в танце за каждым из членов своей группы, терапевт должен сам иметь богатый пластический репертуар. Ввиду наличия тесных связей между движениями и чувствами руководителю группы должен быть доступен широкий спектр собственных эмоций, который сможет ему распознавать чувства пациентов, не заражаясь при этом их страхом и отчаянием. Большинству людей, просто нервных или с легкими признаками невротизма, спонтанные движения помогают вспомнить их детские переживания и дают возможность выразить себя в игре. Но пациентам, имеющим серьезные нарушения психики и только начинающим входить в контакт с ревностью, их собственные спонтанные реакции могут показаться слишком пугающими, и для них лучше подойдут более структурированные упражнения (Элен Лефко). Некоторые специальные упражнения танцевальной терапии включают свободные раскачивания, для выполнения других необходимы собранность и контроль над телом, в третьих — чередование расслабленности и собранности связывается с дыхательным циклом, при выполнении четвертых требуется определенным образом перемещаться по помещению. Первые несколько минут сеанса танцевальной терапии обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Один из вариантов начала занятия предусматривает выполнение спонтанных движений в свободной форме под попурри из разных мелодий. Уэтеред в своей методике «групповых движений» применяет упражнения, включающие встряхивания, растяжки, раскачивания, хлопки. Например, члены группы начинают потряхивать кистями рук, затем эти движения распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Постепенно потряхивание переходит в раскачивание или растягивание. Эти упражнения должны выполняться до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует. Затем начинается разработка общегрупповой темы аналогично тому, как это происходит в психодраме. Например, может разрабатываться тема «встреч и расставаний», имеющая очевидный терапевтический потенциал и применимость к реальной жизни. На уровне движений «встречаться» и «расставаться» могут отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или же, наоборот, чтобы «приласкать друг друга». Взаимодействию между членами группы могут способствовать «встречи» ладоней одного с локтями другого. Рука одного может то «встречать» руку другого, то «расставаться» с ней. На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность, руководитель либо определяет характер движений участников, либо сам их повторяет. К этим танцам можно добавить звуковое сопровождение. Возможности терапевта в группе танцевальной терапии не ограничены работой со спонтанными или структурированными движениями участников. С целью стимулировать осознание членами группы собственного тела терапевт может предлагать им разные игры или будить их воображение, которое бывает довольно бедным у тех, кто был лишен возможности играть в детстве. Например, можно предложить пациентам представить себе, что они недавно родились или только начинают приобретать двигательные навыки. Некоторые руководители групп танцевальной терапии предлагают участникам вообразить, будто они рождаются заново. В танцах могут проигрываться самые разные темы, а пространство и предметы могут приобретать символическое значение. Например, если кому-то хочется показать, как он плачем зовет свою мать, он может сделать это, то протягивая руки, то снова прижимая их к груди. Разрядить беспокойство или дать выход чувствам можно, просто размахивая кулаками или лягаясь, как это делается в группах телесной психотерапии. Анализ движений В танцевальной терапии главным средством психотерапевтического воздействия являются движения. В число задач терапевта входит совершенствование того, что он обнаруживает в естественном репертуаре движений своих клиентов. Большой популярностью пользуется система описания, анализа и диагностики движений, разработанная архитектором и танцовщиком Рудольфом Лабаном. Она известна как «система усилий» или «форма усилий» и основана на применении специальных символов, предназначенных для описания динамических и пространственных аспектов движений, выявления потребностей пациентов и оказания терапевту помощи в выборе движений, которые в наибольшей степени соответствуют целям лечения. В «системе усилий» по Р. Лабану динамика движений описывается четырьмя параметрами, обозначаемыми как «пространство», «сила» («вес»), «время» и «течение» («энергия»). Каждый параметр имеет два полюса: пространство может быть прямым и многофокусным; сила — мощной и легкой; время — быстрым и плавным; течение (энергия) — свободным и ограниченным. Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении действий. Например, усилие давления является плавным, мощным и прямым, а усилие удара является быстрым, мощным и прямым. Выполняемый с помощью системы Р.Лабана анализ движений в группе танцевальной терапии дает терапевту возможность помочь участникам в исследовании и расширении их двигательного репертуара. Престон составил целый каталог способов, какими терапевт может способствовать приобретению членами группы опыта всевозможных усилий (как их понимает Лабан) и обогащению «словаря танцевальных движений участников». Движения совершенствуются проработкой всех четырех параметров каждого усилия. Таким образом, можно практиковаться в выполнении основных видов движений, а именно: поворотов, перемещений и прыжков — и получить понятие о потенциальных возможностях каждого из них. Позднее усилия могут быть рассмотрены ближе, с учетом чувств и отношений, которые стоят за ними. Танцевальная терапия, в основе которой лежит «система усилий» Р. Лабана, находится пока начальной стадии развития, но в последние годы ее популярность возросла. Из числа других приложений теории Лабана можно отметить исследования поведения больных шизофренией и детей с аутизмом. Психодинамические подходы Большинство терапевтов, работающих с группами танцевальной терапии, рассматривают действия их участников с позиций психоаналитической теории. Считается, что усилия, затрачиваемые на совершение действий, способствуют осознанию стоящих за этими действиями эмоций. Примером попытки объединить систему анализа усилий с психоанализом может служить так называемый метод «эго-тело», который разработала Джери Сэлкин. Четыре параметра, то есть пространство, сила, время и течение, применяются в нем для описания специфических движений, направленных на достижение определенной цели, которая состоит в усилении самоидентичности клиентов посредством переживания ими нормальной последовательности событий, происходящих в первые годы жизни человека. При этом членов психокоррекционной группы побуждают к совершению таких движений, которые выражают их осознанные и неосознанные мысли и чувства. По мере того как участники экспериментируют со все более смелыми формами двигательного выражения своего физического и эмоционального состояния, у них рождаются новые чувства, которые способствуют развитию их личности. Терапевт, применяющий метод «эго-тело», должен знать, как двигательный паттерн соотносится с эмоциями. Например, человек с эмоциональными расстройствами часто принимает неестественные позы. Тревожный субъект может раскачиваться от постоянного нервного напряжения, заламывать руки, строить напряженные гримасы. Руководитель группы должен наладить с ним контакт и сначала повторять его движения, а затем своими движениями изменять характер движений пациента. При наличии у клиента серьезных психических нарушений цель работы может состоять в формировании у него более четкого образа своего тела и в определении границы между ним и окружающими и между его фантазиями и реальностью. Большинство людей не утрируют свои движения и не слишком их сдерживают. Однако статичность поз или другие особенности движений могут указывать на склонность к самоизоляции, на страхи и идиосинкразии. Группа старается помочь каждому участнику пережить эмоциональные изменения, осуществляемые посредством изменения в позах и движениях. Методика Д.Сэлкин используется при работе с детьми всех возрастов, умственно отсталыми пациентами, пациентами с эмоциональными расстройствами, а также со «здоровыми» взрослыми и профессиональными танцорами. Так как каждая группа имеет свой уровень функционирования, Д.Сэлкин классифицирует клиентов по возрасту и умению танцевать. Другой психодинамический подход к танцевально-двигательной терапии демонстрирует Бернстейн, который рассматривает психотерапию как средство коррекции незавершенного процесса развития. Он целенаправленно создает в группе обстановку для выполнения той функции, которая в примитивных культурах принадлежит ритуалам инициации. В современном обществе, как считают Бернстейн, нет разработанных ритуалов, которыми можно отмечать переход личности на следующую стадию ее развития. А у многих индейских племен Северной Америки есть, например, ритуал, в котором подросток, чтобы впредь считаться взрослым, отправляется на охоту, где он должен самостоятельно убить своего первого оленя. Напротив, в современном обществе существует тенденция ограждать молодых людей от кризисов и конфронтации с окружающим миром, вследствие чего важным моментам в развитии личности не уделяется должного внимания. Танцевально-двигательная терапия может быть направлена на создание критической ситуации и последующее разрешение кризиса, чтобы те, кто прежде был не в состоянии справляться с травмирующими воздействиями, получили необходимый опыт переживания кризисных состояний в щадящих условиях. Определенные кризисные моменты процесса развития проигрываются заново и тщательно прорабатываются. При таком подходе руководитель группы выполняет функции и хореографа, и помощника, который удерживает развитие кризисной ситуации в соответствующих терапевтическим задачам пределах. Руководитель должен уметь придать конфронтации такой характер, чтобы она, с одной стороны, способствовала развитию личности, а с другой — не вызывала у участника тревоги, с которой он не в состоянии справиться. По ходу этого процесса участники приобретают умение действовать уже без поддержки со стороны группы и развивают у себя способность справляться с проблемами, возникающими в межличностных отношениях. Занятие можно начать с импровизированных движений под музыку, сначала медленных и плавных, а затем доходящих до прыжков, выпадов, толчков, приводящих группу к катарсической разрядке. Когда члены группы вступают во взаимодействие и начинают двигаться друг с другом, это побуждает их к выражению скрытых чувств и фантазий в своеобразной пантомиме. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |