АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г. Механизмы творчества с точки зрения D. Winnicott

Читайте также:
  1. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  2. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  3. Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
  4. Анатомо-физиологические механизмы
  5. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
  6. Антропометрические точки на голове
  7. Антропометрические точки на черепе
  8. Б. Механизмы творчества с точки зрения М. Кlein
  9. Билет № 1 Понятие мировоззрения, его основные сферы, уровни и типы.
  10. Биологическая точка зрения.
  11. Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц
  12. Бихевиористская точка зрения.

Большой вклад в развитие представлений о психологии творчества с психоаналитических позиций внес также Д. Винникотт (1980,1988). Его идеи о «первичной материнской заботе», «игровой арене», «транзитных объ­ектах» и «транзитных феноменах» представляют особый ин­терес для арт-терапевтов, применяющих их для разработки тех представлений, которые характеризуют роль арт-терапевта как посредника в динамической коммуникации паци­ента с продуктами своего творчества и гаранта «безопасного психотерапевтического пространства», необходимого паци­енту для психотерапии, творчества и личностного «роста». Поясним кратко содержание этих важных понятий.

Вклад Д. Винникотт связан, в частности, с тем, что он смог разработать теоретический подход к описанию тех форм пси­хического опыта, которые формируются на стыке внутрен­ней и внешней реальности. Эти формы психического опыта имеют принципиальное значение для развития креативнос­ти, различных игровых форм деятельности, включая и изоб­разительное искусство. Их можно определить как результат «встречи» и взаимодействия мышления и чувств, сознания и бессознательного, первичных и вторичных психических процессов. Интерес к этим формам психического опыта за­кономерно проявился у Д. Винникотт, начавшего свою дея­тельность в качестве педиатра и получившего вскоре психо­аналитическую подготовку. Он пытался разобраться, какую роль имеют отношения матери и ребенка, а также особенно­сти внешней среды, окружающей последнего, для его пси­хического развития.

Одно из важных понятий, которые Д. Винникотт сформу­лировал в результате своего изучения ранних отношений матери и ребенка, это понятие о «первичной материнской за­боте». В течение первых месяцев жизни ребенка у матери формируется способность идентифицировать себя с беспо­мощным младенцем благодаря актуализации следов своего собственного детского опыта. Мать также является, по его мне­нию первой «средой» в жизни ребенка. Лишь мать, достаточно хорошо справляющаяся со своими функ­циями заботы о новорожденном, способна обеспечить его нор­мальное психическое развитие.

По мере того как ребенок раз­вивается, роль матери постепенно изменяется, и ее способ­ность к идентификации с потребностями ребенка постепенно редуцируется. При этом начинает формироваться так назы­ваемое «игровое пространство». Этим понятием он обозначает те формы промежуточного психического опыта, которые формируются у ребенка по мере его отделения от ма­тери, когда он не достигает еще достаточно четкого ощущения объективной реальности: она смешивается с иллюзор­ными феноменами, отражающими первичные психические процессы. При этом большая роль принадлежит «транзит­ным феноменам» и «транзитным объектам», то есть объек­там, к которым у ребенка имеется особо сильная привязан­ность, из-за того что они, по-видимому, напоминают ему о матери (некоторые игрушки, край одеяла, бутылочка и др.). «Транзитные объекты», по убеждению автора, явля­ются основой для развития символического мышления. Дос­тигая определенной степени контроля над этими объектами, ребенок развивает в себе способность свободно манипулиро­вать ими. Отношения ребенка с этими объектами аффектив­но насыщены. Используя их, он получает определенное удо­вольствие.

В связи со своими представлениями о «транзитных объек­тах» и «транзитных феноменах» как основе для формирова­ния символического мышления и разнообразных форм игро­вой и творческой деятельности, Д. Винникотт усовершенст­вовал игровую технику М.Кляйн, используя ее для своей психоаналитической работы с детьми. Он также попытался применить эти понятия для теоретического обоснования при­роды изобразительного творчества и искусства в целом, а так­же для характеристики психотерапевтических отношений.

Он проводит четкую грань между фантазиями и игрой. Пер­вые рассматриваются им как чисто иллюзорный способ удов­летворения потребностей, не предполагающий какого-либо взаимодействия с объективной реальностью. Игра же протека­ет в пространстве между внутренней и внешней реальностью, а потому ведет к развитию способности взаимодействовать с ними обеими. Игра есть «деятельная» форма психической активности, позволяющая контролировать объекты. Кроме того, она неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков и в значительной мере может рассматриваться как основа для построения психотерапевтических отношений. Д. Винникотт пишет, что «психотерапия протекает в месте со­единения двух областей игры. Одна из них является областью для игры психотерапевта, другая — для пациента. Психоте­рапию поэтому можно определить как совместную игру двух людей» Д.Винникотт (1988, с. 44).

По мнению Д. Винникотт, игровая деятельность является основой для накопления культурного опыта и развития навы­ков творческой деятельности. Ее можно рассматривать и как свойство жизненного процесса, в широком смысле слова.Онполагает, что атмосфера игры присутствуеттам, где удается достичь состояния «бесформенности», прикотором отсутст­вует четкое сознание цели деятельности.

Таким образом, благодаря работам Д.Винникотт удалось приблизиться к ответу на те вопросы, на которые был неспо­собен ответить классический психоанализ: что такое культур­ный опыт, каковы основы для его формирования, в чем за­ключается природа творческой, в том числе изобразительной, деятельности и некоторые другие.

Хотя он не пользовался в своей психоаналити­ческой практике с детьми теми приемами, которые можно было бы назвать собственно арт-терапевтическими, его ра­боты стали настольными книгами для многих арт-терапевтов и послужили удачным теоретическим обоснованием ме­ханизмов психологической работы. Так, например, арт-терапевтами было взято на вооружение представление об изобразительной деятельности как игре.

С этой точки зрения представления исследователя находят дополнение в представ­лениях Ж. Пиаже (1951) о различных видах игровой деятельности, которые он связывает с разными стадиями психического развития ребенка («сенсомоторные», «симво­лические игры» и «игры с правилами»). Все эти виды игро­вой деятельности проявляются в арт-терапевтической работе следующим образом.

«Сенсомоторные игры» так или иначе используются в изобразительной работе за счет того, что она связана с освоением возможностей того или иного изобрази­тельного материала, формированием исходных навыков об­ращения с ними. Наиболее существенным этот вид игровой деятельности может быть на начальных этапах арт-терапев­тической работы, когда пациент испытывает неловкость и страх перед использованием изобразительных материалов. Он также может быть основным видом деятельности при ра­боте с некоторыми группами пациентов, например пациен­тами с умственной отсталостью.

«Символические игры» являются обязательным элемен­том любого творчества, поскольку язык искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объем и другие его изобразительные элементы облада­ют глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую мо­жет и не осознаваться. Арт-терапия апеллирует к символи­ческой функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процес­са, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту— судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.

Третий вид игровой деятельности — «социальные игры» или «игры с правилами» — наиболее значим при осуществле­нии групповых форм психологической работы, которые предполагают использование определенных норм группового поведения, в том числе в процессе совместной творческой деятельности участников группы.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)