|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возможности танцевальной терапии и оценка ее эффективностиОчевидная польза групповых танцев состоит в происходящих под их воздействием расширении самосознания и улучшении физического самочувствия. Кроме того, танцы создают дополнительные возможности для взаимодействий между членами группы. Танцевальная терапия способствует возникновению положительных эмоций и тем самым дает участникам возможность более смело экспериментировать с новыми моделями поведения. В таком качестве танцевальная терапия может служить для членов группы средством исследования их отчужденности от других людей, образа тела, самооценки и сексуальности. В идеальном варианте анализ движений помогает трансформировать чувства в действия, а действия — в понимание. Танцевальная терапия является относительно новым направлением психотерапевтической деятельности, сформировавшимся на основе одного из древнейших видов искусства. В последнее время она вышла за пределы клиник и стала одним из методов частной терапевтической практики, а также формой работы в школах и других образовательных и лечебных учреждениях. Поскольку большинство психотерапевтов, пользующихся приемами танцевальной терапии, получили подготовку в рамках психоаналитической традиции, теоретическое наследие психоанализа оказывает на них сильное влияние, что проявляется, например, в частом употреблении ими такого понятия, как катарсис. Проведение танцевальной терапии лицами, не имеющими психотерапевтической подготовки, связано с риском, поскольку этот вид лечения может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения, особенно в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием, могут вызывать на удивление глубокие чувства. Новые подходы к танцевальной терапии не укладываются в рамки психоаналитической традиции. В настоящее время в этой области наблюдается значительное разнообразие форм работы, о чем свидетельствует большое количество описанных в этой главе методов. Современные психотерапевты и руководители психокоррекционных групп с их склонностью к эклектизму могут найти применение и танцевальной терапии. Цели танцевальной терапии включают развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Фундаментальное значение для танцевальной терапии имеют взаимоотношения спонтанных движений и психического состояния, а также убеждение в том, что характер движений отражает личностные особенности. Руководитель группы танцевальной терапии выступает в ней как партнер по танцам, распорядитель, или организатор, терапевтического процесса и катализатор развития личности участников через движения. Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую каждому участнику исследовать себя и других, а также отражает и развивает совершаемые участниками спонтанные движения. При проведении танцевальной терапии руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию, изменению положения тела в пространстве и усилению самоконтроля. Для диагностического анализа движений и помощи членам группы в расширении их двигательного репертуара часто используется разработанная Р.Лабаном система анализа формы усилий. Большинство подходов к танцевальной терапии находятся под влиянием психодинамической теории. В методе «эго-тело», который разработала Джери Сэлкин, специальные телодвижения используются для достижения и усиления самоидентичности. В предложенной Бернстейном танцевально-двигательной терапии ритуализированные действия и воображение участников используются как основа для исследования их скрытых чувств и преодоления кризиса развития личности. В психомоторном тренинге по Пессо отрицается значение танцевальной техники и подчеркивается важность выражения эмоций посредством спонтанных движений. В недавнем прошлом танцевальная терапия использовалась исключительно для работы с людьми, страдающими тяжелыми эмоциональными расстройствами. Сейчас она находит все более широкое применение в психокоррекционных группах, где здоровые взрослые люди с ее помощью улучшают физическое состояние, дают выход эмоциям, совершенствуют навыки межличностного взаимодействия, да наконец, просто получают удовольствие. Литература 1. Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б.Д.Карвасарского, Санкт-Петербург, 1998 2. К. Рудестам. Групповая психотерапия. С.-Петербург, 1998.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |