АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные подходы и понятия в психологии творчества

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I. Формирование системы военной психологии в России.
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  10. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  11. VI.3. Наследственное право: основные институты
  12. VIII.1. Общие понятия обязательственного права

Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических механизмов и закономерностей творческого процесса, определении компонентов творческих способностей и изучении креативности (творческости) человека. Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов и др.), а его исследование связывается с закономерностями мышления (В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин). Однако, как отмечают авторы Н.Т.Алексеев, С.М.Бернштейн, А.Н.Лук. Я.А.Пономарев, для исследования креативности поиск ее связи с закономерностями мышления оказывается недостаточным. Так, согласно точке зрения С.Ариети, Г.Дэвис, X.Литтон, творческая, не стимулируемая извне поисковая и преобразующая активность, или креативность, базируется на особых творческих способностях, которые имеют свои задатки и могут проявляться в любых видах деятельности.

Опираясь на теоретические принципы и эмпирические исследования рассмотренных авторов, определим основные понятия психологии творчества.

Психология творчества — область знания, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве (Я.А. Пономарев). Определение, идущее от С. Л. Рубинштейна и наиболее распространенное в нашей отечественной литературе: «Творчество— деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью».

Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей (?).

 

Психологические аспекты творчества и его компоненты

 

Т В О Р Ч Е С Т В О
  Личностный аспект творчества Процессуальный аспект творчества
1. Творческие способности Инсайт
2. Мотивы творчества Вдохновение
3. Система ЗУН Стимуляция творчества – «мозговая атака»
4. Воображение Формирование замысла
5. Интуиция  
6. Умственная активность  
7. Потребность в самоактуализации  
8. Созидательные возможности (креативность)  

 

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3. Умственные способности (интеллектуальная одаренность).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)