|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОАНАЛИЗ
Важнейшим направлением, возникшим в период кризиса, стал психоанализ [12]. Его возникновение связано с именем австрийского психолога и психиатра З. Фрейда. Первоначально его идеи использовались в психиатрической практике как метод лечения неврозов, и лишь впоследствии он оформляется в одно из ведущих философских направлений XX в. Основная идея психоанализа основывается на том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным. Согласно Фрейду, к бессознательному относятся разнообразные влечения и переживания человека, в которых он не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и продолжают побуждать его к тем или иным действиям и поступкам, проявляясь в искаженном виде (сновидения, творчество, фантазии и т.д.). По З. Фрейду, в структуре психики существуют три основных компонента: ОНО (id), Я(Ego) и супер-Я (Super-Ego). Id является той стороной, где властвуют вытесненные бессознательные инстинкты. Я (Ego) – с одной стороны следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Super-Ego (сверх-Я) – это совокупность моральных устоев общества, выполняет роль «цензора». Таким образом, Ego находится в конфликте, так как требования id и Super-Ego несовместимы. Поэтому Ego (Я) постоянно прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. Однако мотивы переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности. Подавленные желания, по Фрейду, становятся источником конфликта. Они часто являются причиной разных психических заболеваний. Основное место в концепции З. Фрейда занимает Эротическое влечение, связанное со специфической Энергией, называемой либидо. Она, собственно, движет и направляет всю жизнь человека. Его учение, несмотря на большую противоречивость и неоднозначность толкований выдвинутых им положений, сыграло значительную роль в становлении психологической науки. В психоанализе впервые был поставлен вопрос о динамике отношений между бессознательным и сознанием. В итоге изменилось понимание сущности предмета психологии: сознание стало рассматриваться как часть живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни. Благодаря Фрейду изменилось понимание роли сексуальности в жизни человека. Разработанные психоанализом специальные методы изучения человека в настоящее время широко используются в современных психоаналитических исследованиях. Основные идеи Фрейда о соотношении сознательного и бессознательного получили дальнейшее развитие в исследованиях его учеников А. Адлера, К. Юнга и др. Так, в «индивидуальной психологии» А. Адлера ставится вопрос о бессознательном стремлении человека к совершенству. Стремление это, по его определению, неизбежно связано с переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать. Компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения. Основа теории Юнга – наличие коллективного бессознательного, существующего в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием. Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека, то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества, и именно это бессознательное является тем, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования. Центральное место у ученого занимает индивидуация – процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душа, по Юнгу, представляет некоторую нефизическую реальность, которая перемещается в связи с внутренним конфликтом. Она полна противоположностей (сознательное и бессознательное, экстравертированное и интравертированное и пр.). Человек в силу ряда причин развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой. В процессе индивидуальной жизни человек должен «открыть себя» и принять. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |