|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БИЛЕТ 20 ПСИХОАНАЛИЗ И ФИЛОСОФИЯ НЕОФРЕЙДЕНИЗМАОснователь психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) разработал психоанализ в конце XIX- нач XX веков, с одной стороны, как метод лечения психических заболеваний, а с другой – как теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и в развитии всей культуры. Большое влияние на идеи З.Ф. оказала философия жизни. Возникновение психоанализа обусловлено неудовлетворенностью натуралистического и механического объяснения человека, его поведения и деятельности. Как стало ясно в конце XIX в. Жизнь невозможно объяснить механическими законами, а жизнь человека свести к рациональному поведению. Второе основание возникновения фрейденизма состоит в том, что до Фрейда предметом психологии было главным образом сознательное поведение личности. Фрейд же в своём анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека. В результате своих исследований Фрейд пришёл к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. При это его сознание – это лишь «прихожая», «вершина айсберга», а всё остальное занимает бессознательное и предсознание. И именно бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные влечения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности. В формировании концепции Фрейда различают два этапа. Первый – конец XIX в. – 1920г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка. Например, на такие, как политика, общественная деятельность. В основе культуры лежит не рациональная, а иррациональная, биологическая деятельность человека. Поэтому когда Фрейд утверждает, что европейская культура создана невротиками – это не курьез, не описка или обмолвка, а его теоретический вывод. Второй этап творчества мыслителя начинается после 1920г. и связан с формулировкой динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно, Я, и Сверх - Я. Здесь Оно – бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека. Я – сознательное начало, выступающее посредником между Оно и Сверх-Я. Последнее является миром культуры, общественным надзирателем. Слой Я – призван согласовать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой Сверх-Я, которое является также и совестью. Таким образом, сознательное Я испытывает давление с двух сторон – Оно и Сверх-Я, находится в тисках между ними и обусловливает постоянную внутреннюю противоречивость личности. Поэтому оказывается, что «несчастное Я» вовсе не является господином в своём собственном доме, а вынуждено подчиняться внешней социокультурной реальности, сдерживая влечения своего Оно. Раскрыв неразрывную связь сознательных и бессознательных процессов в психике человека и отдав первенство последним, Фрейд не только утвердил иррационализм как основной принцип поведения личности, но и показал ее экзистенциальную противоречивость. Оказалось, что само человеческое существование – это постоянная и непримиримая борьба между «принципом удовольствия» и «принципом реальности», между влечениями и культурой. Другой вид вечного противоречия бытия личности состоит в том, что она является полем битвы между «влечением к жизни» (Эросом) и «влечением к смерти» (Тантосом). И от этого единства и борьбы противоположностей человеку также никуда не деться. Фрейд указывает на то, что различия между бессознательным и предсознательный представлениями заключаются главным образом в вербализованности. В то же время степень осознанности ощущений не зависит от вербализации. "Я" предстает исходящим из системы восприятия как из своего центра и в первую очередь охватывает предсознательное, которое соприкасается со следами воспоминаний. Области же психики, не совпадающие с "Я", обозначаются как "Оно". При этом "Я" и "Оно" не разделены четкой границей. Вытесненное является частью "Оно" и отграничено только от "Я", обладая возможностью соединиться с "Я" с помощью "Оно." "Я" есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве системы "сознание — восприятие" часть "Оно", своего рода продолжение дифференциации поверхностного слоя. "Я" стремится заменить принцип удовольствия, действующий в "Оно", принципом реальности и согласовать влечения "Оно" с требованиями внешнего мира. "Я" олицетворяет разум и рассудительность, "Оно" содержит страсти. Помимо системы восприятия, формирование "Я" связывается с телесностью как источником внешних и внутренних восприятий. Однако в "Я" также существует дифференциация, связанная с наличием инстанции "Я-идеала" ("Сверх-Я"). Возникновение "Я-идеала" соотносится с идентификацией с отцом (или матерью) в самый ранний период развития личности. Основными факторами, определяющими формирование "Я-идеала", Фрейд считает Эдипов комплекс и изначальную бисексуальность индивида. В общих чертах данный процесс описывается следующим образом: в результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, в "Я" отлагается осадок, противостоящий остальному содержанию "Я" в качестве "Я-идеала" ("Сверх-Я"). "Сверх-Я" предъявляет к индивиду требование "быть как отец", но в то же время накладывает ограничение на реализуемость данной установки. "Сверх-Я" предстает как результат продолжительной детской беспомощности человека и наличия Эдипова комплекса. Формируя "Сверх-Я", "Я" нейтрализует Эдипов комплекс и одновременно подчиняется "Оно". "Я" выступает преимущественно как представитель внешнего мира, "Сверх-Я" по отношению к нему представляет внутренний мир ("Оно"). Конфликты между "Я" и "Я-идеалом" в конечном счете отражают противоречия между реальным и психическим, внешним и внутренним мирами. Фрейд утверждает, что "Я-идеал" соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. Фрейд полагает, что замещая "страстное влечение к отцу", "Я-идеал" становится основой религий. Интериоризованные в ходе социализации императивы сохраняются в "Сверх-Я" и осуществляют в качестве совести моральную цензуру: несоответствие между требованиями совести и действиями "Я" ощущается как чувство вины. "Сверх-Я" выступает также как базис "социальных чувств", основанных на идентификации с другими людьми на основе одинакового "Я-идеала". Из основных принципов концепции Фрейда прямо вытекает и его социально-философская теория. Поскольку каждый индивид потенциально является «врагом культуры» (которая сдерживает его страсти), но вместе с тем без культуры человечеству не обойтись, то в общественной жизни необходимо принуждение людей к соблюдению культурных норм и к «культурно работе». А в этом деле не обойтись также и без «господства меньшинства под большинством», «вождей» под «массами». Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Сохранив фрейдистскую ориентацию на признание психики в качестве энергетической системы, подпитываемой потенциалом соматических влечений, а также принимая версию о биполярности последних, обусловливающую наличие амбивалентных психических структур, Ю. постулировал модель психики как закрытой (а не открытой) сферы, фундированной реализацией принципа компенсации, количество энергии в которой — постоянно. АРХЕТИП (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. Ю. трактовал архетипы по разному: то в рамках представлений оккультизма, гностицизма и сочинений "отцов церкви"; то в качестве некоего коррелята инстинктов; то как "результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга"; то в русле гипотезы о роли рецессивных генов.) По Ю., коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, т.е. наследуемыми факторами. Динамика архетипов (например, образов героя, демона, матери-земли и т.п.), согласно Ю., лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Ю. допускал существование не только "коллективного", но также "группового" и даже "расового" бессознательного. Фромм Эрих (1900—1980) — немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. Человек как биологический вид, по Ф., является представителем приматов, возникающим в тот момент, когда детерминация поведения инстинктами достигает минимума, а развитие мозга — максимума. В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |