АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постпозитивизм

Читайте также:
  1. Неопозитивизм, постпозитивизм.
  2. Основные идеи и принципы постпозитивизма как парадигмы социально-гуманитарного познания
  3. Позитивизм и постпозитивизм как направления западной ф-ии.
  4. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
  5. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
  6. Постпозитивизм (III этап) – 50-е гг. XX вв. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
  7. Постпозитивизм в истории методологической мысли
  8. Постпозитивизм. Основные идеи аналитической философии и философии структурализма.
  9. Современная философия XX в.: Неклассический рационализм (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

Постпозитивизм - этап в развитии философии. Начался с выхода книги Куна “Структура научной революций”. Хар-ная черта - многообразие методологических концепций и их взаимная критика. Общие черты постпоз-ма:

1) отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки.

2) изменяет направление методологических изысканий (гл проблема - понимание развития научного знания). Попытки разобраться в этом вопросе формируют представление о структуре научного знания

3) характерен отказ от жёстких разграничений: не противопоставляют факты и теорию, открытия и обоснования, эмпирического знание (надёжно обоснованное) и теоретического (ненадёжное и необоснованное). Эти явления взаимопроникновенны. Для установления фактов необходима определенная теория, то есть факты зависят от теории.

Логические позитивисты отделяли процесс появления нового знания от его обоснования.

Постпозитивисты: открытие и обоснование нового знания - единый процесс: возникновение и развитие новой теории является и её обоснованием.

4) если позитивисты считали метафизику бессмысленной и хотели устранить её от науки, то постпозитивисты признавали осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знанияя; стремились опереться на историю науки.

Главный объект внимания - развитие знания.

 

Томас Кун в 1962 году выпустил 1-е издание книги "Структура научных революций".

Он подходил к анализу науки с исторической точки зрения, и идея у него была следующая: развитие научного знания не есть кумулятивный, линейный процесс; он считал, что существует несколько этапов развития научного знания, в каждом из которых свой уровень развития научной теории и свой способ организации научной деятельности. Объяснение смены этих процессов идет с использованием понятия " парадигма " - принятая многими учеными теория, достаточно беспрецедентная чтобы поглотить альтернативы и открытая, дабы устанавливать в ней проблематики и с ними работать.

Так вот, развитие идет по такому пути:

1) до парадигмы, в научном знании нет единства, много разных школ;

2) появилась парадигма; это нормальная наука по Куну, ученые доверяют парадигме и коли что-то не получилось, ищут причину в недостаче данных и оборудования либо слегка дополняют парадигму для конкретных случаев;

3) но вот головоломок много и они сомневаются в парадигме; за этим следует кризис и революция - вновь пункты 1 затем 2. Из того что парадигмы принципиально отличаются, следует что трудно говорить о прогрессе, хотя Кун и отмечал что он необходим.

 

Пауль Фейерабенд - современник Куна, но взгляды его отличаются. Он был антинаучником и видел в прогрессе зло - вытеснение из культуры и общества светлого и высокого и загрязнение окружающей среды. Такая позиция позволяла ему более свободно критиковать ее слабости. Он следует за идеями Куна, отстаивая полное отсутствие прогресса в силу полной отличности парадигм и научных миров что им соответствуют. Он усматривал 2 принципа развития науки, сходных с первыми двуми куновскими стадиями (у Куна по факту 3я стадия перетекает в 1ю без принципиальных изменений):

1я - "пролиферация (размножение) гипотез",

2я - "упорство теории". Он правда не дает объяснений переходов меж этими состояниями, в отличии от Куна. Далее он поставил вопрос о социально-культурном значении науки как явления (просто для справки).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)