|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Постпозитивизм (III этап) – 50-е гг. XX вв. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. ФейерабендВ конце XX в. в науке произошли существенные изменения. Отклонение от строгих норм научной рациональности становилось все более допустимым и приемлемым. Нарушение принятых и устоявшихся стандартов стало расцениваться как непременное условие и показатель динамики научного знания. Познание перестало отождествляться только с наукой, а знание – только с результатом сугубо научной деятельности. С другой стороны, многие паранаучные теории допускали в свои сферы основополагающие идеи и принципы естествознания и демонстрировали свойственную науке четкость, системность и строгость. В объектное поле научных изысканий стали попадать явления исключительные, наука обернулась к формам познавательной деятельности, которое ранее квалифицировались как "пограничные", не признанные в сферах официальной науки. Возник даже новый термин: "анормальное" знание. Оно указывало на факт наличия знания, которое не соответствовало принятой парадигме, а потому всегда отторгалось. Науку необходимо рассматривать вместе с социокультурными факторами. Наука изучается на разных уровнях: 1. Наука рассматривается как целостный феномен культуры (каким образом наука взаимодействует с другими секторами культуры – религией, обыденным сознанием, искусством, какое место занимает наука в системе духовной культуры, каким образом наука влияет на социокультурные события). 2. Основания, возможности и границы научного знания (воспроизводимость явлений, опыта, идеализирующая абстракция – наука оперирует теоретическими или идеальными объектами, напр., идеальный газ, конструктивизм – домысливание природы). 3. Изучение общих закономерностей развития научного знания (какие существовали исторические типы научной рациональности, существуют ли общие объективные закономерности развития научного знания, проблема преемственности научного знания, проблема движущих сил истории науки). Существует два методологических подхода к проблемам истории науки: - эксернализм; - интернализм (возник раньше). Интернализм (позитивизм, неопозитивизм) – попытка рассмотреть науку как историю научных идей и теорий. Эксернализм – попытка рассмотреть философию науки как историю деятельности научных сообществ в конкретной социокультурной среде. Окружающая среда определяет рождение новых научных и философских идей, учет внешних факторов, отказ от внутренней логики науки, наука как самостоятельный социальный институт или самостоятельная движущая сила общества. 4. Проблема этики науки (запрет на плагиат). В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного познания, то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста, развития знания. В связи с этим представители постпозитивизма вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |