|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общество как система. Основные подсистемы общества. Социальная структура
Специфика социально-философского рассмотрения общества как целостной системы. Предмет социальной философии – феномен социальности как таковой. Важным вопросом социальной философии является вопрос о соотношении природного и социального бытия (природы и общества). Каким образом социальное вытекает из природного? Каким образом взаимодействуют общество и природа? Как соотносятся природное и социальное в человеке? Что есть по сути общественная жизнь? Какое место занимает общественная жизнь в жизни отдельного человека, в чем смысл общественной жизни? Концепция натурализма: Ф. Ницше, О. Шпенглер, З.Фрейд. Натурализм стремился редуцировать (сводить) общественную жизнь к природному биологическому существованию. В рамках натурализма все феномены социальной жизни и культуры объяснялись из биологических природных обоснований, инстинктов. Общественное бытие как самостоятельный уровень реальности: социологизаторство. К. Маркс, Э. Дюркгейм, К. Манхейм. Социальный человек у Маркса рассматривается как совокупность всех общественных отношений. Сегодня социальная философия руководствуется принципом антропоцентризма и самого человека, его ценностей, целей и смысла. Прямой задачей любой социальнофилософской концепции является понимание общества с позиции антропоцентризма, т.е. общество рассматривается как самодостаточная система взаимодействующих личностей, обладающая универсальными законами самоорганизации и конкретными формами их проявления. Имеет место взаимовлияние: как индивидуальное бытие определяет общественное бытие, так и наоборот, общественное бытие определяет индивидуальное бытие. Несмотря на то, что общественное бытие является самостоятельным бытием, все-таки общество состоит из людей. Цивилизационный подход и формационный подход. Цивилизационный подход рассматривает термин «цивилизация» в самом широком смысле как всю совокупность социальных отношений и преобразовательных возможностей человека на определенном этапе всемирно- исторического процесса. В соответствии с этим подходом выделяются 3 исторически типа цивилизаций: 1) земледельческий (аграрно-ремесленный) 2) индустриальный (техногенный) 3) информационный (постиндустриальный) Цивилизационные отношения определяет оппозиция «человек- природа». В основе цивилизации лежат определенные преобразовательные особенности человека. Культурные отношения определяет оппозиция «личность – общество». Неолитическая революция (10000 лет назад) – первая систематическая форма преобразования природы – земледелие. Индустриализация – вторая половина восемнадцатого века. Основной предмет преобразования – энергия и вещество; в постиндустриальном обществе предметом преобразования становится информация. Формационный подход К. Маркса предлагает во всемирно-историческом процессе выделять общественно-экономические формации в соответствии с определенным способом производства, уровнем общественных отношений: первобытнообщинная формация (присвоение с использованием индивидуальных орудий труда); рабовладельческая формация (способ производства – труд рабов как основной фактор производства); феодализм (основной способ производства – земля, ее обработка); социалистическая; коммунистическая (вся собственность является общей) Сходство формационного подхода и цивилизационного подхода состоит в том, что они видят в основе общественного развития ту или иную форму общественной практики, в основе которой лежит производство материальных благ, цивилизационный и формационный подходы определяют движущие силы развития общества. В противоположность цивилизационному и формационному подходам существует модель культурно-исторических организмов, когда определяющим фактором развития общественной жизни признается та или иная «душа культуры» (Шпенглер) как совокупность символических норм, определяющих все устройство общественной жизни, в т.ч. и характер общественной практики. К сторонникам концепции культурно-исторических типов можно отнести Данилевского, Ницше, Карлейля. Общество есть формирующееся исторически в процессе совместной трудовой деятельности устойчивая общность людей, объединенных общими целями, потребностями и ценностями. Труд, трудовая деятельность – целесообразная деятельность человека, направленная на созидание или способствующая созиданию материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества в целом. Труд является источником появления и развития общества. Общество есть целостная система, поэтому рассмотреть с точки зрения социальной философии различные сферы жизни общества, значит, рассмотреть части в составе целого и указать на тесную взаимосвязь и взаимодополнительность данных частей в структуре системного целого общественной жизни. Сферы жизни общества выделяются не произвольно, но объективно. Объективным критерием выделения самостоятельной сферы жизни общества является специфический тип общественного воспроизводства, порождающий соответствующие качественно различные элементы общественного бытия или продукты общественной жизни. 1. Материальная производственная сфера. В основе – материальное производство: материальное производство индивидуальной человеческой жизни (рождение детей и организация условий сохранения жизни и здоровья людей); деятельность по производству орудий труда; деятельность по производству предметов личного и общественного потребления; воспроизводство существующих и формирование новых производственных отношений. Если основой общественного производства является трудовая деятельность в самом широком смысле, то непосредственной основой материального производства, выступает трудовая деятельность, понимаемая как «практика». Деятельность включает три уровня освоения человеческой действительности: 1 - теоретико – познавательное освоение; 2 - духовно – практическое; 3 - деятельно – практическое. Основной чертой практики является целенаправленное осознанное преобразование материальных систем (чувственно – предметного мира), включая научный эксперимент и социальную практику. Социальную практику рассматривают как осознанное целенаправленное преобразование существующих социальных структур и отношений. 2. Социальное производство. Социальное производство включает в себя: воспроизводство существующей социальной структуры общества и социальных институтов; формирование новых уровней и элементов социальной структуры; устранение старых, отживших элементов и уровней социальной структуры. Главной целью социального производства является воспроизводство личности в ее конкретно – историческом соотношении с обществом. Оппозиция личность – общество определяет социальное устройство общества. Под индивидом понимается биопсихическая единица биологического вида homo sapiens. Под личностью понимается человек в контексте его социальных ролей, связей и отношений. Личность – человек в его общественном измерении. Личность – одна из граней человека. Т.о. человек – целостность, которую можно рассматривать под разными углами биологии, психологии, социальных ролей. Функции социального производства: обеспечение функционирования и развития социальной структуры общества и социальных институтов; социализация индивидуума (инкультурация); оптимизация отношений «личность – общество». 3. Духовное производство. Духовное производство состоит из: производства и трансляции фундаментальных знаний и ценностей культуры; производства форм общественного сознания (миф, религия, художественно-эстетическое, научно-теоретическое); формирования индивидуального сознания и мировоззрения человека. Главным результатом духовного производства является человек в мире культуры. 4. Политическое производство. Политическое производство: производство элементов и уровней политической сферы жизни общества (производство государственной власти, политической власти, политических организаций и политической деятельности); производство человека как гражданина в системе его прав и обязанностей. Поскольку политическая сфера жизни общества связана с феноменами государственной власти и управления людьми, то идеальной целью политического производства является оптимизация управления людьми и распределение властных полномочий в обществе. Оптимизация управления – расширение гражданских прав при сокращении гражданских обязанностей до необходимого минимума. Т.о. методологически оправданно рассматривать развитие общества не через развитие «ключевой» сферы общественной жизни, а через выделение универсальных социальных регуляторов. Универсальный социальный регулятор является продуктом сложного взаимодействия всех сфер общественной жизни в конкретных исторических условиях. В самом широком смысле социальная регуляция затрагивает процессы производства, обмена и потребления продуктов общественной жизни. Т.о. универсальный социальный регулятор оказывает решающее влияние на все сферы жизни общества или на все типы общественного производства. Универсальные социальные регуляторы: традиция (обуславливает традиционный тип деятельности людей во всех сферах жизни общества), насилие, рынок или рыночный обмен, нравственно–правовой разум.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |