|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные течения в философии: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм
Основными типами философского мировоззрения являются материализм, идеализм, рационализм и иррационализм. Идеализм (от греч. – идея) – учение признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин был введен немецким философом Лейбницем в начале 18 в. Образцом и родоначальником для его философии стал греческий философ Платон. Распространение получает в конце 18 в. после постановки в рамках французского материализма так называемого "основного вопроса философии" как вопроса о соотношении бытия и сознания. При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: идеализм объективный и субъективный. Субъективный идеализм отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью. С точки зрения субъективного идеализма объективный мир, независимый от человека не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Отсюда: существовать, быть – значит быть воспринимаемым органами чувств человека. Субъективные идеалисты (Беркли, Юм, Мах) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайней формой субъективного идеализма – солипсизм (от лат. – один сам существую) – предполагает, что реально лишь мое сознание, существование же всего, что меня окружает, - проблематично. Объективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.). Представители (Платон и неоплатоники, философы средник веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. В концептуальной форме позицию идеализма впервые выразил Платон, в частности, в философской концепции мира идей, эйдосов как идеальных образцов вещественно-чувственных предметов. Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма, так как принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма. В средневековой философии объективный идеализм представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители – Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель начинал свою философскую деятельность как последователь кантовской философии и идей Фихте. В результате ему удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассматривая отдельные этапы последней как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т.е. сфера логики. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |