|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теперь перейдем к рассмотрению материализмаМатериализм (от лат. materialis - вещественный) – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза); французский материализм 18 в. – (П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Точное определение материализма впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Те, которые утверждают, что дух существовал прежде природы... составляют идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считают природу, примыкают к различным школам материализма». В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме – диалектическому материализму. Их краткая характеристика: 1. Наивному материализму свойственно признание первоматерии как свойства и состояния вещей, сохраняющегося во всех их превращениях. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. На этой основе возникли первые теории о происхождении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества. 2. Механистическому материализму свойственно механическое толкование материи: идея атомистического строения материи, которая мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. 3. Метафизический материализм царил в 16-17 вв. Ему характерно обращение к разуму. Метафизическая позиция определяет отношение человека ко всему сущему и прежде всего к себе самому и тому, что мы называем обществом, цивилизацией, культурой и т.п. (др. словами: сознание есть правящее начало всего сущего). Метафизический материализм обвинялся в приверженности к умозрительной конструкции, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту, не учитывал реальных свойств предмета. Все это свело его на нет. 4. Возникновению диалектического материализма способствовало утверждение капитализма и развитие производства. Его основные идеи: а) предметом философии являются наиболее универсальные всеобщие законы мира; б) философия – духовно-практический способ освоения действительности, т.е. материалисты хотят реально изменить мир (появляется термин "практика" – родовая деятельность по Марксу). К. Маркс подверг критике прежний материализм (за его созерцательность) и идеализм за сведение практики к чисто теоретической деятельности. Сопоставляя теоретическую (умозрительную) деятельность и практику, он отдавал предпочтение практике, предметно-чувственной деятельности человека по изменению систем. Особое внимание он обратил при этом на общественно-историческую деятельность по революционному преобразованию общества, в процессе которой человек меняет не только социальную реальность, но и самого себя. Впервые в истории философии К. Маркс ввел практику в теорию познания. Практика становилась исходным пунктом, движущей силой, критерием истины и целью познания. Материя, согласно диалектическому материализму – единственная основа мира, сознание – свойство материи, движение и развитие мира – результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Представители диалектического материализма, подчеркивая генетическую связь между материей и сознанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |