АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Основные задачи и функции
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  9. II.3. Закон как категория публичного права
  10. III. Проблема субстанции.
  11. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  12. IV. Формы контроля

 

Онтология (в переводе с греческого – учение о бытии). Фундаментальные вопросы онтологии:

- что значит существовать;

- что по истине существует;

- как соотносится бытие и существование;

- как соотносится бытие и небытие;

- вопросы, связанные с категориями пространства и времени, закономерности, материи, памяти связи.

Важнейшим вопросом онтологии был и остается вопрос о качественных или количественных характеристиках бытия. Вопрос по качеству: является ли бытие материальным, идеальным или каким-то еще. Вопрос по количеству: может ли в основе всего существующего содержаться одно бытийное начало, два бытийных начала, или множество несводимых друг к другу бытийных начал. В связи с этим выделяют монизм (одно бытийное начало), дуализм (два бытийных начала), плюрализм (множество бытийных начал).

Перейдем к основным категориям онтологии:

Бытие.

Древняя философская традиция, идущая из античности, различает бытие и существование. Если в греческой философии «существовать» значило просто иметься в наличии, «присутствовать», то бытие существующего всегда отвечало на вопрос «как?» данного существования, иными словами, бытие есть подлинное качество существующего.

Проникнуть в бытие какого-либо существования, значит, проникнуть в суть, механизм данного существования, показать, каким образом это нечто существует само по себе.

Однако философию волнуют вопросы, связанные не только с бытием некоторого конкретного сущего. Философия ставит также вопрос о бытии существования как такового. Именно здесь перед философией возникает вопрос: «Что значит существовать?» или «Как это существовать?».

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие – небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein – Вот-Бытие (Хайдеггер) – именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека - «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык – дом бытия».

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой – существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

Универсум (от латинского «summarerum» - все имеющееся, все существующее) – субъект существования. Это понятие по своему содержанию близко или тождественно содержанию понятия «мир». Правда, многие авторы утверждают, что существует множество миров. В таком случае универсум есть совокупность всех (разнообразных) миров. Так, например, античные атомисты говорили об универсуме как множестве возникающих, пребывающих и разрушающихся миров. Г. В. Лейбниц рассматривал универсум как множество всех возможных миров. Из этого множества реальным является только наш («наилучший из возможных миров») мир, а остальные - только возможны (поскольку их можно логически непротиворечиво помыслить). В некоторых отношениях понятие универсума сближается с понятием Абсолюта (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный), обозначающим основу мира, полноту бытия, творческое первоначало мира, слитность субъекта и объекта.

Существовать, значит, в самом общем виде взаимодействовать с чем-то иным, оказывать влияние на что-то другое. Понятие универсума близко по содержанию также содержанию понятий «природа» (в широчайшем смысле этого слова) и «Вселенная» (применяемого чаще всего в естествознании). Как правило, универсуму приписывается единство, целостность.

Если оперировать характеристиками «конечное» и «бесконечное», то можно ввести в рассмотрение три уровня бытия универсума. Первый из них - это уровень бытия конечного как такового. Второй уровень бытия универсума – это уровень бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным. Наконец, третий уровень – это уровень бытия бесконечного как такового. Эти уровни характеризуются качественно различающимися процессуальностью, темпоральностью и особенностями детерминации. Универсум представляет собой также единство космоса (порядка, организации, закономерности, соразмерности, гармонии) и хаоса (беспорядка, дезорганизации, отсутствия законов, дисгармонии).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)