АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское

Читайте также:
  1. CASE-технология создания информационных систем
  2. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  3. I. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию.
  4. I. Основная форма: помешательство.
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  6. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  7. I. Философия жизни.
  8. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  9. I.1.4. Философия в первом приближении
  10. I.1.5. Философия как теория и
  11. I.1.6. Философия и наука
  12. I.1.8. Философия и ценности.

Врачебная ошибка – незлоумышленное заблуждение врача в его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.

У юристов нет термина врачебная ошибка, есть врачебная халатность (из принципа врачебное преступление наказуемо, ошибка - нет).

Медицинские ошибки:

· Деонтологические 70% (нарушение принципов, нарушение врачебной практики)

· Диагностические (неверный анамнез, обследования, лабораторные исследования, спешка…)

· Лечебные (неверный клинический диагноз)

Виды ответственности:

· Дисциплинарная

· Административная

· Материальная

· Гражданско-правовая

· Уголовная (смерть по неосторожности, заражение ВИЧ-инфекцией, неоказание помощи, умышленное причинение вреда здоровья)

Причины ошибок:

· объективные (по неведению)

· субъективные (ложные умозаключения) 60%

 

Оглавление

 

1. Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 2

2. Специфика философских проблем. Философская рефлексия. Особенности языка философии. 4

3. Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии. 6

4. Основные функции философии. Соотношение философии и науки, философии и обыденного знания. 7

5. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. 10

6. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рациионализм, иррационализм. 14

7. Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. 17

8. Категория материи. Современные представления о системной организации материи. 20

9. Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие. 21

10. Темпоральность универсума: время, вечность, мгновенность. Основные концепции времени и пространства. 23

11. Универсум как единство космоса и хаоса. Концепция детерминизма. Понятие системы. Категория закона. 25

12. Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального. 28

13. Познание и практика. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм. 31

14. Чувственное познание, его формы. Рациональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании. 34

15. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. 37

16. Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания. 40

17. Формы научного знания. Общие закономерности развития науки. 43

18. Особенности социального познания. Роль социальных интересов в процессе познания. Наука и нравственность. 47

19. Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. 50

20. Религиозные учения о сотворении человека. Современные концепции антропосоциогенеза. 52

21. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь в процессе антропосоциогенеза. 55

22. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений. 57

23. Проблема свободы. Фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению. 60

24. Свобода и ответственность человека в современном мире. Проблема отчуждения. 62

25. Общество как система. Основные подсистемы общества. Социальная структура. 64

26. Общество как развивающаяся система. Натуралистические, теоцентристские, антропоцентристские и социоцентристские концепции развития общества. 66

27. Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества. 69

28. Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений. 71

29. Сознание общественное, групповое и индивидуальное, их единство и различия. Формы общественного сознания. 72

30. Человек и техника. Исторические этапы развития техники. Современная НТР, ее влияние на развитие общества и человека. 74

31. Человек в информационно-техническом мире. Понятие коммуникации. 78

32. Человечество как субъект истории. Периодизация исторического процесса: формации, культуры, цивилизации. 81

33. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы начала, направленности и конца мировой истории. 84

34. Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса. 88

35. Кризис современной цивилизации и пути выхода из него. Учение о ноосфере. 89

36. Культура как предмет философского анализа. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 92

 

 


Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

 

Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение – общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т.д. Все эти элементы в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа М. - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

Говоря о философии как о фенОмене духовной культуры необходимо упомянуть, во-первых, об уникальном культурно-историческом значении философии, во-вторых, о месте философии в структуре духовной культуры. Многие исследователи выделяют следующие феномены духовной культуры: миф, религия, наука, искусство, идеология, обыденное сознание. Однако существует мнение, что и философия является независимым от других феноменом духовной культуры.

Слово "философия" происходит от греческих "phileo" (люблю) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже сама этимология данного понятия раскрывает специфику философского постижения бытия – это всегда некий незавершенный мыслительный процесс, процесс стремления к истине, которая в абсолютном смысле недостижима. Это связано с интегративной сущностью философии, которая стремится интерпретировать мир как нечто целостное.

Сократ: «Философия – это искусство умирания этого мира». Платон, трактат «Государство»: «Философия – деятельность сознания после выхода из «пещеры» в светлый мир». В Новое время делалась попытка сблизить философию с наукой, представить ее как всеобщую универсальную науку (Р. Декарт, И. Кант, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс). Таким образом, философия – универсальная наука о законах развития природы, общества и мышления.

Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф. Для первобытного сознания характерным является не противопоставление самого себя природе, а скорее отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее. Миф как форма сознания господствует в традиционном обществе, в котором основным механизмом воспроизводства и функционирования общественной жизни выступает традиция.

Для мифа характерны следующие черты:

- миф – коллективное сознание (индивидуальность человека в культуре мифа равна нулю, человек не проявляется как личность, он есть часть целого, часть природы);

- для древней мифологии характерно представление связи человека с миром как родоплеменные отношения;

- для мифического сознания характерен магизм (вера в способность воздействовать на силы природы посредством обрядовых действий, заклинаний и прочих элементов магического ритуала);

- наличие представлений о культурном герое (Прометей, Геракл);

- мифическое сознание – поляризованное, т.е. вся система мифического сознания дана в бинарных оппозициях (добро-зло, подвиг-предательство, земное-небесное).

Классификация мифов следующая: универсальные (происхождение человека, богов, мира), священные (происхождение существующих обрядов, ритуалов, традиций), бытовые.

Для мифического сознания характерно отсутствие мировоззренческих проблем. Мифологические представления могли быть только образами.

В дальнейшем последовала трансформация культуры мифа в эпос, народный фольклор, а мифология как мировоззрение передает эстафету одновременно и религии, и философии.

Религия (от religio – святость, благость) – особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный. Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные отличия. Раскол мира на мир телесный и потусторонний – главное отличие религии от мифа.

Основные черты религиозного сознания:

- вера в сверхчувственную реальность, в трансцендентность потустороннего мира;

- символизм.

Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны.

Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений. Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения.

Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого духа с Абсолютным мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. Все это завершается оформлением религиозной культуры индивида и общества, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения.

Становление религии составляет значительный период развития человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вере в существование одного Бога). Богу приписывалось творение мира и человека, а стало быть, неограниченная власть над ними. Религия, своеобразно отразив и выразив естественное неравенство людей, закрепила господство человека над человеком.

Если мифологическое мировоззрение выполнило функцию социализации человека, упорядочивая его биологическую природу через определенную систему запретов, то религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование человеческого (святого) в человеке, осуждая распущенность и произвол, жестокость и вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему.

Историческую точку отсчета начала философии вряд ли можно определить точно. Примерно в 8-6 вв. до н.э. традиционное общество трансформируется, возникает философия в трех культурах – античная, китайская, индийская. Философия – первая форма индивидуального сознания и индивидуального мировоззрения человека. Таким образом, зарождение философии представляет собой своеобразный социокультурный взрыв, отражающий кардинальные изменения, происходящие в сознании и мышлении человека, во всей культуре.

Философия – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включением в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но и как субъективного начала, обладающего способностью активного воздействия на окружающий мир. Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах структурных характеристик.

Философия представляет собой более развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Если религия провозглашает свои мировоззренческие представления как свыше данные истины, то философия обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ сущего, стремится обосновать, доказать свои утверждения. Философия, как и религия, выступает правопреемницей мифологии. Но в отличие от религии философия ориентирована на познание природы общества и человека в их развитии и взаимосвязи.

Философское мировоззрение по содержанию и системе своего обеспечения богаче религиозного мировоззрения, ибо в отличие от религиозного мировоззрения философия ориентирует на выход общества, человека за свои пределы, на преодоление сущего во имя должного.

Философия – мировоззрение, которое созидается при помощи разума, т.е. рационально, используя логические понятия и категории. Философское знание как мировоззрение отличается от научного знания. В философском мировоззрении слиты ценности и информация о мире и о человеке. Философское знание ориентирует человека на познание и самопознание через преодоление сомнения и освобождение от догм.

Философское знание демонстрирует принципиальную незавершенность знания, так как мир, общество, человек представляют собой открытые саморазвивающиеся системы.

Философское знание – это не только «эпоха, схваченная в мысли», но и прогноз будущих проблемных ситуаций в отношениях человека и мира; предпосылка новой парадигмы общественного развития. Эта далеко не полная характеристика философского знания свидетельствует о его отличии от научного знания, а также о возможности философии выступать в качестве специфического способа самоопределения человека в мире.

Наука – это определенный вид познавательной деятельности, направленный на получение системных, доказательных и объективных знаний о мире. У философии и науки разные предметные сферы. Философия и наука осваивают мир при помощи различных языков. Язык науки – понятия и термины, язык философии – категории.

Философия ориентируется на субъективно-объективный подход к реальности. В системе философского мировоззрения в качестве субъекта выступает индивид, а в качестве объекта – мир. В рамках субъектно-объектного отношения рождается не гипертрофированный образ мифологии, не образ религиозного поклонения, а образ познания, несущего в себе идею освоения мира.

Философия как мировоззрение нацеливает человека на полноту жизни, в которой нет места бездумному покорению природы, борьбе за господство. Человек не должен быть только homo faber (человек производящий). В этом качестве он теряет смысл своего существования и цель жизни.

Идеология – форма общественного сознания, возникающая в связи с политической стороной жизни общества, ее содержание составляют совокупность идей, идеалов, мифов, лозунгов, представлений, формируемых властными силами с целью контроля над общественным сознанием. В основе обыденного сознания лежит здравый смысл.

В разные эпохи складывались различные типы мировоззрения: Космоцентризм – бесконечная мощь, гармония космоса (досократовская философия); Теоцентризм (Теос - Бог), Эпоха религии (средние века); Эпоха Возрождения. Человек ощутил себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)